Каким должно быть рабочее место в офисе? Ответ у каждого будет зависеть от опыта, позиции в этом самом офисе и желаний.
Начнём с желаний. Кажется, что у многих пределом мечтаний будет отдельный кабинет с дубовой мебелью, портретом Президента на стене и огромным кожаным креслом за столом, у которого стоит секретарша. Лучше, конечно, чтобы она была на или под ним, или хотя бы за дверью... Ведь «плох тот солдат, который не думает стать генералом...» — но это фантазии, а ещё есть вполне приближенные желания.
Например, чтобы в офисе стало, наконец тепло. Это не шутка, у нас были помещения в аренде, филиал компании внутри ТТК, ближе к бульварному кольцу столицы, в которых отопление уехало и вернутся на обещало. На улице зимой мороз, внутри лёгкие некомфортные +12... Сотрудники жалуются, что администрация БЦ (бизнес-сарая класса С-минус) запрещает арендаторам пользоваться принесёнными ими отопителями... Лучше бы такие арендодатели сами себе работать запрещали.
Другие жаждут видеть рабочее место в постели. Нет, не в том смысле, чтобы устроиться на сделку в Онлифанс или в Прайвэт, а перейти на удалёнку и работать из дома, лёжа в кровати (правда, видеосозвоны тогда надо регулировать). Ну, или хотя бы на диване. Удалёнщики удивятся — да мы уже давно так работаем. Токари и ручных дел мастера покрутят у виска. Те, кого не пускают из офиса на удалёнку, либо кого уже загнали после пандемии обратно, позавидуют молча.
А работодатели, наелись сказками венского леса про упорный труд некоторых отдельно взятых (иногда даже не людей, а целых категорий) удалёнщиков и хотят контролировать каждого лично (рабовладение никто не отменял, далее если вы думаете обратное). Дело, конечно, не только в ленивых коллегах или хитрых аферистов, что работают по 8 часов сразу на трёх дядь, оформляясь по ТК, но расценивая это как ГПХ, оптовая от силы эти восемь часов на всех троих и свято веря в свою непогрешимость — но без них тоже не обошлось.
Но офис же — это не только красивое место в Москва-сити. Офис есть и на производстве, у одного дядьки со станками по раскрою картона в «офисе», т.е. у него в кабинете, обедают его работяги. Промасленные стены, засаленная мебель, крошки и разводы от доширака. В Сити тоже не у всех хоромы по тысяче квадратных метров — в одном «домашнем» крипто обменнике мне навстречу вышел дядя в равных тапках и белой майке, выслушал запрос и завёл во вторую комнату.
Там, в закутке четыре на пять метров, стоял стол, такой, знаете, из Союза ещё, тёмный и лакированный. За столом, как за партой, с трудом умещались двое — в пиджаках, джинсах и белых кедах. Они сосредоточено что-то строчили в ноутбуках, удивительным образом не задевая друг друга локтями, будто вжавшись внутрь себя. В «офисе» было место для второго стола, но сотрудников надо держать в голоде и тонусе, чтобы не расслаблялись (так, видимо, думает их владелец в белой майке). Костюмы сидели на клерках, как на старшеклассниках, да и сами они не выглядели сильно взрослыми. Вот она, работа мечты за столом в самом центре Москвы на сороковом этаже...
Вряд ли я лично видел все типы офисов, но всяких уж точно насмотрелся. Вот четыреста квадратных метров в блестящем питерском Сенаторе, где жмутся шесть сотрудников — на каждого по 66 квадратов и одна женщина-стерва владелец, что будет выносить вам мозг за любую оплошность или инакомыслие. Вот двадцать инженеров-разработчиков электроники, заваленные образцами, отладчиками, осциллографами и паяльниками сидят в обшарпанный каморке в те самые 66 квадратов. Ну, может, восемьдесят.
В соседнем пространстве я тогда как-то наблюдал, как на моё рабочее место упал кусок штукатурки два на два метра с шестиметровой высоты, всего лишь через 10 минут, как я с него встал, на что АХО лишь пожали плечами, дескать, и не такое падало.
Как инженеры помещались в своих трёх квадратах на чедовека, со своим бесконечным хламом, известно лишь им — Зато плотной и дружной компанией, делающей одно дело! — скажете вы, и будете не слишком правы.
Мало того, что все бесконечно ссорятся из-за малометражки своего офиса, нехватки рабочих поверхностей и выяснением «кто тут опять... жрал рыбу?», так ещё и оказываются не в курсе, что сосед работает над тем же проектом, что и вы. По крайней мере, я был крайне удивлён, когда знакомил конструктора печатных плат с конструктором корпуса, сидящих за соседними столами, что были не в курсе, что плата от первого должна будет вставать в корпус от второго. Конечно же, плата туда не вмещалась. Так что нет, командное погружение в проект не достигнется одним лишь насильным помещением пауков в банку, их ещё надо уметь дружить.
Кстати, про Банки. Думаете, если вы сидите в тёплом офисе Зелёного или Чёрно-жёлтого, то вы элита? Возможно. Но реальные рабочие места выглядят так, словно вы случайно попали в гейм-клуб. За красивыми фасадами, проходами по умной камере с фейс-контролем и лифтами без кнопок тянутся коридоры, отделанные по современной моде в хай-тек, за которыми тянутся опенспейсы. В открытых пространствах сидят друг у друга на головах программисты, инженеры, закупщики, юристы и все-все-все.
Длинный стол тянется от прохода до окна, метров двенадцать. Никаких перегородок, зато за ним сидит десяток сотрудников — чуть больше метра стола на каждого, разве что локтями не толкаются. Вокруг стоит гул, будто вы попали в колл-центр, а места для уединения в своих мыслях и действиях ровно столько, чтобы хватило незаметно моргнуть. Всё. Всё остальное заметят коллеги, даже если и не обратят внимания — но смотреть будут, просто потому что больше некуда смотреть, только экран своего монитора и соседи вокруг и картинки на из мониторах.
В Зелёном, помню, нас переместили на другой этаж. Почти двухметровые столы сжались до тех самых чуть больше метра, включая тумбочку, хотя и с перегородками. Места хватало ровно настолько, чтобы въехать в рабочее пространство на кресле без шансов превращаться на нём. При этом, две трети опенспейса были пусты и девственно чисты — на вырост, или под другие подразделения.
Один из коллег громко возмущался такому произволу со стороны старшей по АХО, на что та отреагировала своеобразно. Не нравится? Ок...
Однажды утром он обнаружил своё место пустым, ПК и вещи переехали. Куда? АХО-шница показало на место у самого туалета, всем своим видом показывая, кто тут главный, а кому достанется место у параши.
Я смотрю на офис, в котором работаю — гигантские пространства, где на каждого приходится, наверное, по десятку квадратных метров. Программисты жалуются, что офис отвратителен, места мало, свет не так (вечерами идут без света, ибо любят темноту), соседи громко разговаривают, и вообще, всё не эдак. Да, на всех не угодишь, а действовать хочется уже даже палкой (и тогда всё равно, сколько метров будет на каждого — из-под палки все будут реагировать одинаково на метраж).
А мне вроде и нравится — и площадь,и свет, и место. Жаль только, что не удалёнка...
============
Больше историй из найма и увольнений здесь.
Подписывайтесь на канал - зарисовки выходят каждый день.
Ставьте лайк, если понравилось
#офис