Ещё с начала эпохи Великих географических открытий европейские государства стремились к доминированию на море. Такой же подход унаследовали и другие страны, решившие построить свою колониальную империю. Большой флот, а также контроль морских коммуникаций — это краеугольные камни такой политики. Впрочем, иногда бывает, что любые громогласные лозунги и декларации запросто могут быть отставлены в сторону под влиянием необходимости, особенно, если это идет на пользу интересам государства.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/dzenbonus (подарок по ссылке)
После окончания Второй мировой войны единственной настоящей владычицей морей стала не одряхлевшая и разваливающаяся Британская империя, а бывшая колония Англии. Соединенные Штаты, долгое время выстраивавшие своё колониальное государство, взяли на вооружение принцип контроля над морскими просторами и благодаря этому стали безраздельными правителями океанов. Их огромный флот и боевой опыт сделал американское превосходство на море неоспоримым. И сложно было представить, что кто-либо рискнет покуситься на корабли столь грозного противника, однако в жизни случается разное…
В 1967 году произошла так называемая «Шестидневная Война», очередное из ряда столкновений Израиля с окружающими арабскими государствами. Несмотря на краткую продолжительность конфликта, результатом его стали полный разгром арабской коалиции и значительное расширение территории, контролируемой Израилем. Однако столь быстротечный конфликт не мог не повлечь за собой и множества ошибок, многие из которых были оплачены жизнями не только врагов, но и союзников.
8 июня 1967 года, на четвёртый день конфликта, у берегов Синайского полуострова находилось судно ВМС США Liberty. Этот разведывательный корабль был переоборудован из транспортного судна класса Victory, построенного в 1945 году. К этому моменту Liberty уже на протяжении двух лет участвовал в операциях американского флота в Атлантике и Средиземном море.
Американская эскадра, расположившись в нейтральных водах неподалёку, проводила учения и была крайне заинтересована в точных разведданных о конфликте. Именно для этого Liberty и подошёл довольно близко к побережью, где шли бои, хотя и оставался в нейтральных водах, примерно в 32 километрах к северо-западу от египетского города Ариш.
Примерно в 8 утра над кораблём пролетело несколько израильских самолётов. Моряки махали им руками, и, как многие из них вспоминали впоследствии, самолёты отвечали им покачиванием крыльев. Около 9 утра в штабе Вооружённых сил Израиля Liberty был верно отмечен на карте в качестве нейтрального судна. Примерно в это же время пилот одного из самолётов, пролетавших над этим квадратом, доложил, что был обстрелян с моря. Туда направились два израильских эсминца, однако они были отозваны прежде, чем достигли цели. Маркер Liberty в этот момент был удалён с оперативно-тактической карты в штабе сил Израиля, так как его сочли устаревшим. Прошло около получаса, и поступил новый доклад о том, что Ариш обстреливается с моря.
Противоречивые сообщения продолжали поступать. В одних говорилось о двух кораблях, идущих в сторону Ариша, в других — о кораблях, идущих от него. Вдогонку за ними были высланы три израильских торпедных катера. Впрочем, в ходе погони стало ясно, что догнать неизвестные корабли катерам не удастся, и тогда по двум якобы египетским эсминцам был запрошен удар с воздуха.
В 14:00 звено израильских самолётов Dassault Mirage III получило разрешение на атаку Liberty. Чуть раньше пилоты докладывали, что не видят на цели опознавательных знаков, при этом они приняли Liberty за эсминец или другой малый корабль схожего класса. Самолёты атаковали цель ракетами и обстреляли из пушек. В это время на Liberty только что закончились учения по отражению химической атаки. Среди прочего, это значило, что четыре крупнокалиберных зенитных пулемета были укомплектованы боезапасом, а их расчеты находились в полной боевой готовности. Во время атаки 8 членов экипажа погибли, а примерно 75 получили ранения различной степени тяжести. Раненым оказался в том числе и командир корабля, который тут же отдал приказ отправить сообщение командованию Шестого флота США:
Подвергаемся атаке неопознанных реактивных самолетов, требуется немедленная помощь.
Тем временем, израсходовав боезапас, «Миражи» ушли на базу, и им на замену подошли два «Dassault Super Mystère», снаряженные бомбами с напалмом. От их атаки загорелись надстройки корабля, погружая его в хаос. «Мистэры» начали новый боевой заход, но в этот момент командование на берегу, обеспокоенное отсутствием ответного огня с корабля, который считался неприятельским и боевым, приказало самолётам прекратить атаку. В штабе предположили, что целью мог стать израильский корабль. Поэтому некоторое время было потрачено для выяснения того, не находится ли какое-нибудь израильское судно под ударом. Когда был получен отрицательный ответ, атака вновь была разрешена, однако штаб предпринял новую попытку идентификации цели. Пилотам было приказано ещё раз приблизиться к кораблю и пытаться найти хоть какие-то опознавательные знаки. Единственным, что удалось разглядеть, оказался бортовой номер «GTR-5». Штаб немедленно приказал прекратить атаки, верно предположив, что судно американское.
Приказ о прекращении атаки самолётами был отдан в 14:20, примерно за двадцать минут до прибытия торпедных катеров. Примерно в это же время на горящем Liberty экипаж поднял и развернул большой американский флаг, подтверждая свою национальную принадлежность.
Тем не менее прибывшие на место торпедные катера флаг не увидели и «опознали» цель как египетское судно снабжения «El Quseir». Израильтяне выстроились в боевой порядок и пошли на сближение. В это время командир Liberty, видя приближающиеся катера, приказал открыть по ним огонь из пулемётов, однако почти сразу отменил приказ, заметив на них израильские флаги. Однако расчёт пулемёта успел получить эту команду и открыл огонь. Дальнейшие показания участников инцидента различаются, так как на корабле продолжал бушевать пожар, и внутрикорабельная коммуникация была нарушена. Командир утверждал, что его приказ был доставлен, и огонь не открывался, а раздавшиеся через некоторое время выстрелы были причиной детонации боеприпасов. Экипажи израильских катеров утверждали, что по ним был открыт прицельный огонь с борта корабля.
В ответ на обстрел из пулемётов катера атаковали Liberty пятью торпедами. В 14:35 одна из них угодила в правый борт корабля перед надстройкой, проделав дыру диаметром около 12 метров, а также убив и ранив несколько десятков членов экипажа. Затем катера сблизились с целью и открыли огонь из пушек и пулемётов, в том числе и по морякам на борту, которые в это время боролись с пожаром и готовились к спуску спасательных средств на воду.
Атаки продолжались вплоть до 15:30, когда израильские военные наконец однозначно идентифицировали цель.К этому моменту на место событий прибыли восемь американских самолётов, отправленных к Liberty после его сигнала о помощи.
В 16:00 Израиль сообщил посольству США, что их вооружённые силы по ошибке обстреляли американское судно, и принёс извинения. В 16:40 торпедные катера вернулись к Liberty и предложили свою помощь, но получили отказ. Первоначально в США решили, что в атаке на их корабль могут быть замешаны советские корабли или самолёты, однако президент Линдон Б. Джонсон не стал делать поспешных заявлений и отдал приказ подробно разобраться в обстоятельствах инцидента. Вскоре после этого израильтяне признали, что корабль был атакован по ошибке. Администрация Джонсона выразила «глубокое разочарование» израильскому послу Аврааму Харману. Тем временем свои извинения вскоре прислали премьер-министр Израиля Леви Эшколь, министр иностранных дел Абба Эбан и временный поверенный в делах Эфраим Эврон. В течение 48 часов Израиль предложил выплатить компенсацию жертвам и их семьям.
Несмотря на повреждения, корабль остался на плаву и даже сохранил ход. Первым к Liberty подошёл советский эсминец проекта 56-М, предложив свою помощь, затем подошли и американские корабли: эсминцы USS Davis и USS Massey, а также крейсер USS Little Rock. В их сопровождении Liberty смог добраться на Мальту. После ремонта корабль вернулся в США, где в 1968 году был разоружен и исключен из состава ВМС США. В 1970 году судно было передано для утилизации, которая и состоялась в 1973 году.
Однако случившееся имело обширные последствия уже в политическом ключе.
Суд представил доказательства того, что у израильских вооруженных сил была возможность правильно идентифицировать LIBERTY. Суд располагал недостаточной информацией для вынесения решения о причинах решения израильских самолетов и торпедных катеров о нанесении удара... В обязанности суда не входило выносить решение о виновности нападавших, и никаких доказательств от нападавшей стороны заслушано не было.
— Пресс-релиз Министерства обороны США от 28 июня 1967 года, касающийся расследования Военно-морской следственной комиссии по делу о нападении.
Израиль, в свою очередь, был крайне обеспокоен случившимся. Вот что писали его высшие чины в это время:
В сложившейся серьезной ситуации единственный способ смягчить последствия — это уже сегодня объявить правительству США о нашем намерении привлечь к ответственности виновных в этой катастрофе. Мы должны обнародовать это в Израиле уже сегодня вечером. ... крайне важно, чтобы наше заявление о привлечении к ответственности виновных было обнародовано до — повторяю, до — публикации американского доклада здесь.
После инцидента ЦАХАЛ провёл внутреннее расследование. Оно показало, что Либерти был идентифицирован как американское судно ещё за три часа до атаки, но эти данные не были переданы наземным и воздушным диспетчерам из-за, как указали в отчёте, «сильной усталости, стресса и перегруженности персонала». В результате было решено, что служащие ЦАХАЛ сделали всё по уставу, и что причин наказывать кого-либо нет.
США после проведения своего расследования засекретило все данные об инциденте и приняло версию Израиля об ошибке, однако такому решению были рады отнюдь не все. Занимавший в те годы пост государственного секретаря Дин Раск впоследствии писал:
Я никогда не был удовлетворён объяснением Израиля. Их непрекращающаяся атака с целью вывести из строя и потопить «Либерти» исключала случайность или действия какого-нибудь местного командира, готового применить оружие. По дипломатическим каналам мы отказались принять их объяснения. Я не верил им тогда, и не верю им до сих пор. Атака была возмутительной.
Несмотря на недоверие, правительство США предпочло «замолчать» происшествие и сделать всё возможное, чтобы скрыть его. Материалы были засекречены с подачи АНБ. Естественно, эта история стала очередным рассадником различных конспирологических теорий, хотя и была быстро забыта общественным мнением. Так, одна из версий гласит о том, что Израиль знал о государственной принадлежности Liberty, а атаковал его намеренно, чтобы помешать собирать разведданные.
Как бы то ни было, данный инцидент представляет собой один из немногих случаев намеренной атаки судна ВМФ США в послевоенные годы. При этом атака привела к жертвам среди американских военнослужащих, но не вызвала никаких серьезных последствий. Можно сказать, что великая держава, обладавшая самым мощным в мире флотом, пренебрегла своими принципами. Все красивые фразы без колебаний были принесены в жертву ради политической выгоды и удобства, и страна, атаковавшая американский корабль, осталась фактически безнаказанной.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/dzenbonus
Другие интересные материалы