Наша сегодняшняя история про уважение, но, я бы добавил, что то самое уважение было весьма специфическое, замешанное на страхе что ли….
Ну я про то, что когда враг дает твоему оружию прозвище - это, конечно, почетно. А когда командование противника, наши немецкие "друзья", издает специальные бумажки, инструкции, как избегать встречи с твоим самолетом - это уже самое настоящее признание. Признание того, что крыть им, по сути, нечем. Признание не на словах, чего было полным полно, а на уровне целого документа!
Давайте же скорее обсудим пятерку советских машин заставили хваленых асов Люфтваффе переписывать свои же правила, и это, поверьте, не просто красивая сказка каких-то там пропагандистов….
Началось все это еще в Испании, задолго до Великой Отечественной. Началось в тот момент, когда все те же немецкие пилоты из легиона "Кондор" получили хороший такой урок. Урок этот оказался для них очень болезненным, хотя они, вроде как, считали себя королями неба. Их бипланы Heinkel He 51, которыми они так гордились, по всем статьям уступали нашему И-15 конструктора Поликарпова.
Особенно в скорости, ведь у нашего - 377 км/ч, а у их "Хайнкеля", какие-то жалкие 310 км/ч. Разница в 67 километров - это вам не шутки, ведь в этом деле каждый км/час стоит жизни, а тут больше 50-ти…
377 км/ч - это возможность делать в небе все (ну почти все), что захочешь, диктовать свои условия и что самое главное – раз за разом выходить из боя живым. Немцы тогда сильно удивились. Мол, как так, мы думали у русских лапти, а они делают машины мирового уровня. Машины, которые на две головы лучше европейских.
Увы, но немцы были бы не немцами, если бы не провели скрупулёзную работу над ошибками. В общем, урок они этот запомнили и к большой схватке готовились уже серьезнее.
Но когда все началось… тут их ждал Ил-2. Самый массовый боевой самолет в истории, наштамповали их аж 36 163 штуки. И, как все мы знаем, каждая эта штука была настоящей головной болью для фашистов.
Немцы дали ему сразу два прозвища:
- Первое - "Schwarzer Tod", то есть "Черная погибель", за то, что он вытворял с их танковыми колоннами.
- А второе - "Betonflugzeug", "Бетонный самолет". Мол, стреляем в него, стреляем, а он все летит и не падает. Живучесть у него была просто фантастическая.
Дело в том, что бронекорпус этого летающего зверя надежно защищал пилота и двигатель, превращая самолет в натуральный летающий танк. Танк, который плевать хотел даже на самый тучный зенитный огонь.
Так что, когда враг придумывает тебе такие имена - значит, боится и боится до самой дрожи в коленках.
Собственно, с нашими истребителями у них тоже не все гладко пошло. Вот, например, Як-9. Он стал самым массовым у Яковлева не просто так. Немецкие пилоты довольно быстро поняли, что это очень неприятный противник. Маневренный, быстрый, да еще и пушка мощная…
Особенно если модификация с крупным калибром, которая могла и броню прошить, а если надо и целый бомбардировщик разнести в щепки одной очередью.
Для асов Люфтваффе, которые привыкли к легким победам, Як-9 стал огромной костью в горле. Он то ошибок не прощал... позволяя нашему пилоту навязать свой бой, именно свой, так что и в этом аспекте преимущество было у нас.
А потом еще и Лавочкины подоспели... Семейство "Ла" стало для немцев вообще полным сюрпризом. У них был мотор воздушного охлаждения, который ревел так, что слышно было за версту. Фашисты даже прозвали его "русским с бензопилой". Прозвище смешное, а вот ситуация во время свидания с ним была, мягко говоря, страшная…
Думаю, что в их головах было что-то типа: мол, летит, рычит и сейчас нас всех распилит. И это было недалеко от истины.
Ла-5ФН и Ла-7 по своим характеристикам уверенно гоняли хваленые "Мессершмитты" и "Фокке-Вульфы". Миф о том, что немецкая техника самая лучшая, трещал по швам. Пилоты Люфтваффе вообще старались с этими "Лавочкиными" в затяжные бои не вступать. Слишком уж велик риск не вернуться домой пить свой любимый шнапс.
Ну и, конечно, Як-3. Первый полет он совершил в октябре 1943 года, и сразу стало понятно - это шедевр.
Легкий, всего около 2600-2800 кг, быстрый - 645 км/ч. Это сочетание делало его, пожалуй, лучшим легким истребителем того времени. Не зря же французы из "Нормандии-Неман" выбрали именно его. А уж они-то, поверьте, толк в самолетах знали и жизнь свою ценили. Отказались от всего остального, дайте нам, говорят, Як-3.
Собственно, американцы и англичане тоже цокали языками, глядя на его маневренность. Но самое главное признание, как я уже говорил, пришло от врага.
К 1944 году немцы поняли, что в боях с Як-3 они несут просто колоссальные потери. Статистика была просто удручающей. На малых высотах наш истребитель крутил их как хотел. Не помогал ни опыт, ни хитрость, ни хваленая немецкая педантичность. Не помогало ничего!
И тогда командование Люфтваффе, не найдя другого выхода, издало официальную инструкцию. Там черным по белому было написано: избегать боя с Як-3 на высотах ниже 5000 метров. Мол, увидели Як внизу - не лезьте, целее будете.
А что это, если не признание, а…?
Так что это, друзья мои, не мемуары какие-нибудь, которые ветераны пишут через тридцать лет, когда уже половину забыли. Это история самого настоящего боевого документа. Фактическое признание того, что у них не было, да что уж говорить, до сих пор нет ответа на наши машины. Да-да, именно так: нет ответа, и сделать они ничего не могут, кроме как постараться как можно реже встречаться с нашей техникой.
И как по мне, страшные прозвища, это скорее больше эмоции. А вот приказы отступать… это уже безысходность. Ставьте палец вверх если понравилась моя сегодняшняя статья и вы тоже восхищаетесь умением советских инженеров тех лет.
Ну что, как вам самолеты? Как по-вашему, какой из них принес больше всего проблем немецкому летчику или, быть может, есть кто-то более опасный не вошедший в список? Пишите свои ответы в комментариях.
Не забывайте подписаться на канал, чтобы не пропустить выхода моих новых, не менее интересных материалов.