Найти в Дзене
Navygaming Channel

Однокорпусная, одновальная, с пониженным запасом плавучести - вывод крайне неожиданный!/1/Двадцать вариантов - каким быть новому атомоходу?

Когда речь заходит о советских атомных подводных лодках, особенно первых поколений, то как правило обязательно вспоминают о лодке проекта 661, причем кто то из-за ее крайне необычного прозвища, а кто-то из-за ее уникальных тактико-технических характеристик. И это действительно уникальная подводная лодка созданная советскими инженерами, и самое интересно, что она могла быть совсем другой, и еще больше отличаться от своих "соратников". Именно о том, каким сложным путем шло проектирование этого корабля данный материал из ЦНИИ-45. К началу 60-х годов советский флот уже получил и атомные подводные лодки, и дизель-электрические подводные лодки с крылатыми ракетами, но именно проект 661, разрабаты­ваемый в конце 1950-х - начале 1960-х годов стал первым проектом атомной подводной лодки СССР, вооруженной противокорабельны­ми крылатыми ракетами (ПКР) с подводным стартом. Проектирова­ние этой ПЛ является одной из ин­тересных страниц в истории отече­ственного подводного кораблестро­ения, и одной
Когда речь заходит о советских атомных подводных лодках, особенно первых поколений, то как правило обязательно вспоминают о лодке проекта 661, причем кто то из-за ее крайне необычного прозвища, а кто-то из-за ее уникальных тактико-технических характеристик. И это действительно уникальная подводная лодка созданная советскими инженерами, и самое интересно, что она могла быть совсем другой, и еще больше отличаться от своих "соратников". Именно о том, каким сложным путем шло проектирование этого корабля данный материал из ЦНИИ-45.
Советская подводная лодка проекта 661 в море (иностранное фото)
Советская подводная лодка проекта 661 в море (иностранное фото)

К началу 60-х годов советский флот уже получил и атомные подводные лодки, и дизель-электрические подводные лодки с крылатыми ракетами, но именно проект 661, разрабаты­ваемый в конце 1950-х - начале 1960-х годов стал первым проектом атомной подводной лодки СССР, вооруженной противокорабельны­ми крылатыми ракетами (ПКР) с подводным стартом. Проектирова­ние этой ПЛ является одной из ин­тересных страниц в истории отече­ственного подводного кораблестро­ения, и одной из спорных страниц!

Разработка проекта была поруче­на ЦКБ №16 (впоследствии - ЦПБ «Волна», ныне - СПМБМ «Мала­хит»). Проектные и обеспечиваю­щие их опытно-конструкторские работы даже по меркам того времени выполнялись весьма интен­сивно. Обратите внимание, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о разработке данного проекта было приня­то в августе 1958 года (в некоторых пуб­ликациях ошибочно указан декабрь 1959 года), а предэскизный проект был уже завер­шен в июле 1959 года, а эскизный - в мае 1960 года, и технический - в декаб­ре 1960 года. То есть практически за два с половиной года был подготовлен проект нового подводного корабля. И согласно Постановлению, строительство и испытания кораб­ля должны были завершиться уже в 1963 году (правда этого не случилось, но об этом позже).

Советская подводная лодка проекта 661
Советская подводная лодка проекта 661

Как следовало из постановления, оперативно-технических требо­ваний ВМФ и ряда других документов директивных органов, с созда­нием подводной лодки проекта 661 (в литературе иногда используется обозначение "Анчар", классификация НАТО - "Papa") связывался переход к новому поколению атомных подводных лодок (АПЛ), причем задумывалась крупная серия кораблей (в перспективе). Оговорен­ная в документах существенно бо­лее высокая, чем у построенных и строившихся АПЛ, скорость хода, увеличенная глубина погружения, принципиально новые образцы ору­жия и вооружения, а также жес­ткое ограничение водоизмещения обязывали рассматривать создание корабля как значительный шаг в под­водном кораблестроении, который во многом должен был определить направление его развития в после­дующие годы.

Несмотря на то, что головным разработчиком являлось ЦКБ-16 активное участие в работах над проектом, в соответствии со сво­ей специализацией, принимал ЦНИИ №45 Государственного комитета по судостроению (позднее - ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, сейчас - Федеральное государственное унитарное предприятие «Крыловский государственный научный центр»), решая вопросы статической и динамической проч­ности, гидромеханики, энергетики, магнитной и акустической защиты. Любопытно, что эта область деятельности известна широкому кругу специалистов. В тоже время ме­нее известна деятельность Институ­та, связанная с решением принципи­альных вопросов по определению места корабля в составе ВМФ, уточ­нением его назначения, состава во­оружения, обоснованием технического облика, оценкой эффективно­сти, а также по экспертизе разрабо­танных ЦКБ проектных материалов и составлению заключений. И как раз на это мы и обратим здесь внимание.

В бассейне Крыловского научного центра сегодня
В бассейне Крыловского научного центра сегодня

Как видно по материалам ЦНИИ, руководство Института хорошо понимало важное значение, которое имело решение принципиальных вопросов по этому кораблю, поэто­му в Институте было организовано выполнение специальных исследова­ний по подготовке к рассмотрению проекта и составлению экспертных заключений. Впервые в обоснование замечаний и предложений Институ­та были развернуты работы по оцен­ке влияния на боевую эффектив­ность корабля типа ударного ору­жия, боекомплекта ракет и торпед, характеристик обнаружения целей, скорости полного хода и других эле­ментов. В дальнейшем такие иссле­дования стали производиться для всех разрабатываемых проектов ПЛ с оценкой не только боевой, но и военно-экономической эффектив­ности.

Заключения по проекту 661 составля­лось Институтом на трех стадиях разработки: по предэскизному - в сентябре 1959 года, по эскизному - в июне 1960 года, и по техническому - в январе 1961 года. При рассмотрении предэскизного проекта, разработка которого была выполнена ЦКБ в 14-ти основных и 6-ти дополнительных вариантах, к числу принципиальных и важных вопросов, выделенных Институтом для особо внимательно­го рассмотрения, были отнесены: тип и количественный состав основного вооружения; архитектурный тип корабля (количество гребных валов, состав ГЭУ, запас плавучести и связанная с ним архитектурно-конструктивная схема корабля); материал корпуса; тип ППУ и аккумуляторной батареи.

Для заметок: предложенные ТТХ для предэскизного проектирования требовали: водоизмещение нормальное - 3000-4000 куб.м., скорость хода - 35-40 узлов; вооружение - 6-8 крылатых ракет, 4 торпедных аппарата с 4-8 торпедами. материал корпуса, мощность ЭУ - не нормировались.
Схема внешнего вида АПЛ данного типа
Схема внешнего вида АПЛ данного типа

При окончательном рассмотрении проекта обсуждение практически по каждому из этих вопросов сопро­вождалось острой дискуссией. Все участники понимали, что принятые решения важны не только для этого проекта, но, несомненно, будут иметь большое значение и для мно­гих последующих проектов отече­ственных атомных подводных лодок в течение не одного десятилетия.

В отношении основного оружия изначально неясным был вопрос о том, вооружать ли новую лодку крылатыми ракетами или же только торпедами. Дело в том, что к началу проектирования корабля наряду с новыми крылатыми ракетами «Аме­тист», имеющими подводный старт, в разработке находились также но­вые мощные торпеды. Преимуще­ства каждого из этих видов оружия не были очевидны, что подтвержда­ется, в частности, выводом ЦКБ в предэскизном проекте о целесооб­разности проведения в дальнейшем работ как по ракетному, так и по торпедному вариантам ПЛ.

Для заметок: возможно такие сомнения имели место в том числе и потому, что ПКР "Аметист" имела дальность полета около 100 км, что в сравнении с 400 км у ПКР П-6 выглядело несколько слабо.

Выбор основного оружия потре­бовал сравнительной оценки боевой
эффективности ПЛ. Такие оценки были выполнены Институтом с привлечением разработчиков оружия и
дали однозначный ответ: при реше­нии задач, поставленных перед ко­раблём, отчетливое преимущество имеют крылатые ракеты. В них же было поддержано предложение ЦКБ по количе­ственному составу ракет, увеличен­ному против указанного в задании ВМФ (предлагалось 6-8 ракет, лодка получила 10).

Для заметок: Уместно заметить, что далеко не все заинтересованные стороны раз­деляли эту точку зрения. Интерес­но, что спустя несколько лет уже в отношении другого проекта АПЛ такого же назначения, но следующе­го поколения, этот вопрос вновь был поднят некоторыми специалистами и также решен с участием Институ­та в пользу ракетного оружия.

Значительное место в заключе­нии Института по предэскизному проекту было отведено обоснова­нию целесообразного архитектур­ного типа подводной лодки. Необходимость ис­следования этой проблемы обуслав­ливалась, с одной стороны, требова­нием достижения необычно высокой скорости подводного хода, а с дру­гой - ограничением величины нор­мального водоизмещения, в значи­тельной мере определяющего затра­ты на создание и эксплуатацию, а также возможность крупносерий­ного строительства. Был выполнен всесторонний анализ различных ме­роприятий, которые обеспечивали бы решение этой сложнейшей зада­чи (применение принципиально но­вых способов снижения сопротив­ления воды, уменьшение масс и га­баритов оборудования и др,). Осо­бенно внимательно рассматривались резервы по гидромеханике, в числе которых, учитывая реальное состо­яние дел в этой области, предполага­лись следующие мероприятия: уменьшение относительного удлине­ния корпуса, придание ему формы тела вращения, предельное уменьше­ние ограждения рубки, переход на одновальную схему и снижение чис­ла оборотов гребного винта. Одна­ко оказалось, что даже при введе­ний в действие всех трех резервов задача одновременного обеспечения заданной скорости хода и ограни­ченного водоизмещения решена быть не может.

ПЛАРК К-162 (проект 661) в море
ПЛАРК К-162 (проект 661) в море

По мнению представителей Института, суще­ствовал только один путь: отказ от традиционных для отечественной практики требований к непотопля­емости ПЛ и переход к новому ар­хитектурному типу - с резко уменьшенным запасом плавучести, однокорпусной на большей части длины и одновальной. Помимо зак­лючения, подобное обоснование предложений Института содержа­лось в специально подготовленном в 1959 году по указанию руководства МСП отчете «Соображения ЦНИИ-45 по некоторым принципиальным вопросам проектирования ПЛ с ра­кетным оружием ближнего дей­ствия (проект 661)». Вот только некото­рые из доводов, которыми обосно­вывались в то время предложения»:

1.Уменьшение удлинения корпу­са (отношение длины к ширине) от 12-14 для лодок послевоенной пост­ройки до величины порядка восьми. При таком удлинении смоченная поверхность при заданном объеме ПЛ сокращается на 16%, и соответственно снижается мощность, по­требная для движения.

2.Придание корпусу формы тела вращения, которое повлечет за со­бой уменьшение смоченной повер­хности и позволит повысить равно­мерность набегающего потока воды в диске гребного винта, что весьма важно как в отношении пропульсии, так и уменьшения шумности.

3.Сокращение запаса плавучес­ти и объема проницаемых частей, то есть уменьшение полного подводно­го объема при заданном нормальном водоизмещении (у двухкорпусных ПЛ с традиционным запасом плаву­чести объем проницаемых частей и балластных цистерн составляет 60-70% от нормального водоизмеще­ния). При проектировании с учетом требования о всемерном сокраще­нии этих объемов оказывается воз­можным так скомпоновать ПЛ, что они уменьшаются до 30% от нормального водоизмещения.

К-162 проекта 661
К-162 проекта 661

4. Предельное уменьшение вели­чины ограждения рубки. В резуль­тате рационального проектирования ограждение рубки в сравнении, на­пример, с ограждением рубки подводной лодки проекта 627, может быть уменьшено почти вдвое.

5.Выбор оптимального числа оборотов гребных винтов. До последнего времени числа оборотов определялись имеющимися в наличии турбозубчатыми агрегатами и, естественно, оказывались завышенными, поскольку эти агрега­ты, в целях экономии веса, делались высокооборотными. Исследование, выполненное Институтом в целях определения оптимальности чисел оборотов винтов, работающих за корпусом, имеющем форму тела вращения с удлинением около вось­ми, показало, что при снижении чис­ла оборотов до 300 КПД может быть увеличен на 10%.

6.Переход на одновальную схе­му энергетической установки. В результате проведенных исследований оказалось, что вслед­ствие более благоприятных условий взаимодействия между гребным винтом и корпусом пропульсивный коэффициент может быть повышен на 18%. Кроме того, при расположе­нии винта по оси корпуса может быть уменьшено его дисковое отно­шение и число лопастей, что также приведет к дополнительному повы­шению пропульсивного коэффици­ента.

Очень интересны и соображения (это соображения, которые были в материалах заключения), которыми в то время мотивирова­лась допустимость уменьшения за­паса плавучести и перехода к однокорпусной конструкции ПЛ. Всегда остается вероятность того, что по­вреждение заденет внутренние пе­реборки… Поскольку в этом случае подводная лодка тонет, несмотря на большой за­пас плавучести, нельзя сказать, что придание большого запаса плавуче­сти (ЗП) сообщает подводной лодке (ПЛ) новое каче­ство. Так как не всякое поврежде­ние разрушает переборки, наличие большого запаса прочности снижает вероятность потопления ПЛ. Однако это может иметь значение только при очень небольшой мощности поражающих средств.

К-162 на испытаниях
К-162 на испытаниях

Всплытие ПЛ после повреж­дения в боевой обстановке и плава­ние в надводном положении, прин­ципиально возможное при наличии большого запаса прочности (в мирное время), должно, как правило, приводить к неминуемому уничто­жению ПЛ, поскольку оно будет происходить в районе, где присут­ствие кораблей противника практи­чески неизбежно. Таким образом, при современных поражающих средствах наличие большого запаса плавучести не может рассматриваться в качестве фактора, позволяющего избежать гибели ПЛ при получении ими су­щественных боевых повреждений. Касаясь вопроса обеспечения не­потопляемости ПЛ в надводном по­ложении в связи с возможностью получения так называемых навига­ционных повреждений в обстанов­ке мирного времени, в данном слу­чае следует отметить высокую проч­ность корпуса подводной лодки, обусловленную большой глубиной погружения. Последнее обстоятельство дает ос­нование предполагать, что причины, вызывающие затопление отсеков на лодках прежних лет постройки, либо будут приводить к нарушению проницаемости прочного корпуса, либо сопровождаться течью, борь­ба с которой окажется возможной судовыми средствами.

В отношении доводов против одновальной схемы, связанных с обес­печением эксплуатационной надеж­ности, Институт приводил следую­щие соображения. Опыт эксплуата­ции на подводных лодках турбозубчатых агрега­тов показывает, что их надежность не должна вызывать сомнений. В то же время для снижения вероятнос­ти потери хода другие важные ком­поненты энергетической установки (реакторы, наиболее ответственные вспомогательные механизмы, турбогенераторы и др.) будут продублированы. В отноше­нии же повреждения винта при покладке на грунт, предупреждения заклинивания валов при обжатии корпуса, эрозионного разрушения винтов при плавании на малых глу­бинах одновальная схема предпоч­тительнее. В равной мере сказанное справедливо и в части боевой живу­чести ЭУ, поскольку при мощности современного оружия практически невозможно представить такой слу­чай, чтобы в результате происшед­шего взрыва вышла из строя одна линия вала, а вторая осталась в ис­правности.

Более живучей предос­тавляется схема с одним валом и рас­положенным в носовой оконечнос­ти резервными крыльчатым движи­телем. Что же касается боевой устойчи­вости ПЛ в целом, то вследствие бо­лее высокой бесшумной скорости одновальной ПЛ (на 100 м - 25 уз против 15 уз у двухвальной), веро­ятность ее обнаружения и успешно­го преследования будут ниже, чем у двухвальной.

При разработке предэскизного проекта рассматривались три аль­тернативы в отношении материала корпуса: сталь, титановый сплав и алюминиевый сплав. Нецелесооб­разность применения алюминиевого сплава была показана проектантом достаточно убедительно, и вопрос о его применении был снят. Что каса­ется титанового сплава, то у него имелось много защитников в руко­водящих органах ГКС.

Схема внешнего вида АПЛ данного типа
Схема внешнего вида АПЛ данного типа

По данным предэскизного проек­та водоизмещение ПЛ на этой ста­дии проектирования определялось не весовой нагрузкой, а объемами, необходимыми для размещения обо­рудования. Вследствие этого применение титанового сплава, обладаю­щего большей, чем сталь, удельной прочностью, снижение водоизмещения не обеспечивало. В то же время стоимость сплавов титана значи­тельно превосходила стоимость ста­ли, а применение требовало развер­тывания производства этого матери­ала и разработки новых технологических процессов, что не соответ­ствовало сжатым срокам создания корабля. Исходя из этого, и ЦКБ, и Институт признали более целесооб­разным применение для корпуса ос­военной высокопрочной стали. Вме­сте с тем в заключении Института указывалось, что при уменьшении габаритов оборудования и соответ­ственном уменьшении объема кор­пуса использование титана позволи­ло бы сократить водоизмещение и повысить скорость хода.

Согласитесь, предложения и заключения были достаточно интересны. Получается АПЛ проекта 661 можно было построить одновальной, однокорпусной, причем не из титана! А как же в итоге все получилось? Об этом чуть позже.

Продолжение будет позже. Ссылка будет ЗДЕСЬ.

P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).