Немцы были уверены, что после юбилейного десятого прямого попадания советский танк превратился в братскую могилу, понятное дело почему экипажи Pz.Kpfw уже приготовились продолжить марш на Ленинград, видя только, что сокрушенный ими одинокий КВ-1, который, казалось, замолчал навсегда.
Но штука в том, что советский тяжеловес не просто "выжил", нет, он еще и продолжал методично расстреливать немецкую колонну, превращая вермахтовскую бронетехнику в горящие куски металла.
Согласен, начало звучит как какой-то выдуманный фильм, но на этом канале я раскрываю реальные подвиги не менее реальных экипажей.
Но тогда как так вышло, что машина, превратившаяся в месиво из вмятин и рикошетов, умудрялась не только выжить, но при этом еще и сохранять точность снайперской винтовки? Как раз ответами на эти вопросы мы сейчас и займемся, устраивайтесь поудобнее, мы начинаем!
Колобанов
Мало кто об этом говорит, но тот самый гений Колобанова проявился не в бою, а задолго до него, когда он выбирал позицию у поселка Войсковицы. Ведь именно выбранная им болотистая местность, что зажала немецкую колонну на узких дорогах, превратила их маршрут в коридор без каких-либо запасных ходов.
Как итог, враг начал двигаться и продолжал двигаться по предсказуемой траектории, ведь любой, даже микроскопический маневр в сторону означал увязнуть гусеницами в трясине. Кстати говоря, часть немецких танкистов эту идею проверили на практике...
Помимо всего прочего именно Колобанов распорядился выкопать капониры, это такие глубокие танковые окопы, которые превратили подвижные КВ-1 в неприступные огневые точки, я бы даже сказал крепости.
По итогу над поверхностью торчали только башня, торчала лишь небольшая часть корпуса с минимальным силуэтом. Немцам предстояло обстреливать цель, которую толком и не видно.
Еще одна деталь, которая также заставляла задуматься: в танк загрузили двойной боекомплект бронебойных снарядов. Это указывало на то, что экипаж изначально готовился к невозможному, готовясь к уничтожению десятков целей без возможности пополнения ресурсов.
Колобанов планировал остаться на позиции до победы или... или другого, менее приятного конца.
Так что тут не было никакой магии, лишь холодный расчет, умение экипажа работать в экстремально сложной ситуации. Точка.
"Сталинский монстр" против тактики блицкрига
Как все мы знаем, тот самый КВ-1 в 1941 году был "бетонной стеной" на гусеницах. 75-мм броня считалась избыточной для большинства противотанковых средств вермахта, и это все те же немцы понимали сразу же, как только открыли огонь. Понимали ровно в тот момент, когда их снаряды вспыхивали искрами на корпусе КВ, не нанося ему видимого вреда, а танк в ответ методично разбивал один танк за другим.
Неудивительно, что психологическое давление на немецких танкистов нарастало с каждой минутой. Они видели, что их выстрелы бесполезны, в то время как советский монстр продолжает работать, словно ничего и не происходит.
Один точный выстрел, второй, третий, пятый... десятый, и тут советский танк все-таки затих. Немцы смогли выдохнуть - несокрушимый гигант повержен, часть начала праздновать победу, часть оставались на стороже, последние помнили, насколько стойкими могут быть советские "квешки" и экипажи в них.
Как вы могли догадаться по заголовку, последние не праздновали не зря, ведь после десятого попадания танкисты как будто с цепи сорвались, начав "гасить" немецких танкистов одного за другим. Те, в свою очередь, нарастили и свои удары.
Тут-то окончательно стало ясно, что мини-блицкриг был провален окончательно, ведь он строился на скорости и напоре, а тут пришлось останавливаться перед одиночной машиной, которую еще и невозможно пробить.
Тем временем внутри нашего танка творился самый настоящий ад. Грохот от попаданий был такой силы, что у части экипажа даже полопались перепонки. К тому же та самая окалина, раскаленная металлическая крошка, что отлетала от брони чуть ли не при каждом ударе противника. Танкисты глохли, получали ранения, ожоги, но продолжали драться.
Совсем забыл сказать, сам бой начался с уничтожения головной и замыкающей машин колонны. Таким незамысловатым образом Колобанов создал впечатляющую "пробку" из 22 танков, зажатых между двумя горящими обломками, напомню, по бокам дороги было болото.
Таким образом немцы оказались в своего рода ловушке, где даже микроскопический маневр был попросту невозможен.
Наводчик Андрей Усов работал в условиях ограниченной видимости и постоянного обстрела противника. Приборы наблюдения ежеминутно забивало гарью и пылью, так что почти все время прицеливаться приходилось почти вслепую. Что самое интересное - он попадал, снова и снова, превращая вражеские танки в горящие факелы.
В какой-то момент немцы не выдержали и решили пытаться окружить злополучный КВ-1, но из-за болот были вынуждены оставаться на линии огня 76-мм пушки Колобанова. Снова превращаясь в своего рода мишени в тире, где стрелок противника видит буквально каждое движение.
Предел прочности металла и человека
После сотого попадания танк перестал быть танком в привычном понимании. Внешние приборы срезаны, люки были искорежены до неузнаваемости, а механизмы заклинены. Таким образом недавно сошедший с конвейера КВ-1 превратился скорее в обломок, чем в танк, обломок, который продолжал стрелять и главное - попадать точно в цель.
Когда немецкая пехота наконец-то смогла подойти к технике вплотную, пытаясь подорвать машину, вместо того чтобы покинуть ее, экипаж продолжал работать по целям с крестами. Он остался внутри железной коробки, раскаленной от попаданий и собственной стрельбы, потому что уход означал сдать позицию. А позиция была той самой пробкой, которая держала всю немецкую колонну от дальнейшего продвижения.
Стойкость экипажа в тех условиях граничила с безумием. Они продолжали бой, когда танк перестал быть защитой и стал тюрьмой, где каждое попадание могло стать последним.
Главная причина выживаемости танка после 150 ударов заключалась в калибре противника. Основу колонны составляли танки с пушками 37-мм, прозванными самими немцами "дверными колотушками", так что для 75-мм брони КВ-1 эти снаряды были не опаснее града. Акт осмотра после боя подтвердил, что на технике было ровно 156 вмятин, но ни одного сквозного пробития. Так что немцы столкнулись с машиной, против которой у них просто не было оружия, и по факту их танки, что ехали этой злополучной для них дорогой, создавались для прорыва обороны, а не для дуэли с тяжелым бронированным советским монстром.
Отмечу, что в самый разгар боя одно из попаданий все же стало критическим... Немецкий снаряд заклинил башню, лишив танк возможности наводиться на цели. В этот самый момент "неуязвимая крепость" должна была стать неподвижной мишенью, которую добьют в считанные минуты.
Должна была, но не стала... Ведь после крайне неприятного "клина" победу уже обеспечил профессионализм мехвода Николая Никитина, он включил свое "волшебство" в тот момент, когда башня замерла, тогда-то он и начал выполнять ювелирный разворот всем корпусом прямо внутри капонира. Таким образом танк превратился в единый механизм наведения, в котором вместо башни работал огромный корпус весом в 47 тонн!
Именно это и позволило нашим сегодняшним героям дострелять колонну, доведя счет до 22 уничтоженных машин. Вот что бывает, если объединить легендарную живучесть КВ-1, подкрепленную умением экипажа биться до последнего, сражаясь на сломанной машине, когда все системы отказали, а остался только ствол и воля продолжать бой.
Так, это очень важно, о нем мы поговорим как-нибудь в следующий раз, сегодня хотел бы оценить самих танкистов, кстати, вот они, настоящие Герои:
Ставьте палец вверх, если тоже удивляетесь их стойкости, а также если вам понравилась моя сегодняшняя статья. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выхода новых материалов.