Обычное назначение модных картинок помимо эстетического наслаждения заключалось в том, чтобы сообщить зрителю последние модные тенденции и предложить примеры для пошива костюмов. Зачастую особенно понравившиеся модные картинки вырезались и вклеивались в дамские альбомы, либо окантовывались их владелицами в рамы и становились частью интерьера.
В фонде «Мода» Государственного исторического музея хранится ряд модных картинок из французских модных журналов, поступивших из Одесско-Николаевской историко-бытовой экспедиции. Эта экспедиция на тему «История промышленности, революционного движения; культура и быт городов юга России в к. XIX — н. XX вв.» проходила в 1959 году. При слове «экспедиция» каждому, пожалуй, представляется археологический раскоп, в котором ученые находят останки древних людей, старинную посуду и прочие артефакты. Однако не каждый знает, что музейные экспедиции бывают не только археологическими, но и историко-бытовыми. Музей организует специальные поездки сотрудников за сбором материалов на определенную тему.
Согласно экспедиционной описи картинки ранее принадлежали Елизавете Александровне Михальской — заведующей женской костюмерной мастерской Одесского театра оперы и балета. Елизавета Александровна подарила их сотрудникам ГИМ вместе с театральными эскизами, фотографиями и фотооткрытками артистов театра. Достоверных сведений о биографии Е. А. Михальской не сохранилось. В описи лишь указан адрес, по которому она проживала (Одесса, ул. Островидова, д.71, кв.12), и тот факт, что на момент дарения материалов гражданка Михальская была пенсионеркой.
В числе предметов, подаренных Елизаветой Михальской, есть и её дореволюционный фотопортрет. С него на зрителя смотрит симпатичная молодая женщина в шляпке, вероятно, большая модница.
Иллюстрации из французских журналов 1870-х гг. «L’élégance parisienne» и «Revue de la Mode» Елизавета Александровна сопоставляла с костюмами главной героини оперы «Травиата» Виолетты Валери в I и III актах. Для костюма Виолетты в I акте на обороте листа есть помета «рукав изменить». На иллюстрации для костюма Виолетты в III акте чернилами написано следующее:
«Черное платье бархатное с парчей кружевами черными».
Костюм Флоры, подруги Виолетты, сопоставлялся Михальской с костюмами моделей на иллюстрациях из модных изданий «Revue de la Mode» (1877) и «Le couquet» (1906).
Маскарадные костюмы Пьеро, Пьеретты, маркитантки и разносчика газет из модного издания 1900-х гг. Михальская сопоставляла с костюмами участников уличного карнавала в III акте оперы «Травиата». Рядом с некоторыми из них стоят карандашные пометы — фамилии артистов, исполнявших эти роли.
Одна из картинок, подаренных Елизаветой Михальской, поступила в музей в крайне плохом состоянии. Это иллюстрация «La Nuit» («Ночь») из французского журнала «Le couquet» с изображением прелестной дамы в маскарадном костюме ночи. Такой костюм мыслился Михальской как костюм одной из артисток хора.
Изображение было отреставрировано «по-домашнему»: многочисленные разрывы бумажной основы небрежно сшиты хлопчатобумажными нитями и основательно подклеены марлей с оборота. Возможно, так Елизавета Александровна, будучи уже пожилым человеком, пыталась сохранить дорогое для неё изображение.
Маскарадный образ ночи был отреставрирован художником-реставратором мастерской документов и графики Ольгой Александровной Третьяковой.
Подробное изучение представленных модных картинок позволяет предположить, что Елизавета Александровна, будучи заведующей костюмерной мастерской и, скорее всего, театральной портнихой, использовала модные картинки в процессе пошива костюмов к оперным постановкам. Помимо подписей с именами персонажей или исполнителей ролей на некоторых картинках сохранились портновские пометы, соответствующие антропологическим параметрам артистов. Это еще один пример того, как модная иллюстрация может иметь не только эстетическое, но и неожиданное практическое применение.
Автор — Лидия Соколова. Блог ГИМ