- В 1834 году случился прорыв в комнатном растениеводстве — английский врач и ботаник Натаниэль Бегшоу Уорд изобрел флорариум, специальный ящик для перевозки цветов, прозванный «ящиком Уорда». Секрет универсальности «ящика Уорда» заключался в специальном стеклянном колпаке, помогавшем сохранять нужную для растения температуру и влажность.
- Комнатное растениеводство кажется сегодня совершенно обыденным занятием, но в XIX столетии такое хобби было очень популярным. Потрясения XX века не помешали традициям комнатного цветоводства. Многие растения, изображенные в журналах XIX века, остаются популярными и сейчас, несмотря на то, что прошло уже более ста лет.
«В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей...»
(И. Бунин, 1887 г.)
В модных журналах XIX века фиксировались не только модные новинки в одежде, но и модные увлечения. Например, домашнее музицирование, любительское рисование, вышивание, чтение. Внимательное изучение модных картинок позволяет познакомиться с разведением комнатных растений — яркой приметой повседневности XIX столетия.
Мир, изображаемый на модных картинках XIX века — идеальный мир красоты и благополучия, в котором красивые люди, одетые в красивые коcтюмы, находятся в красивой обстановке. Атмосфера красоты невозможна без природы. Маленьким «кусочком» природы в городском особняке являлись горшечные комнатные растения, в том числе экзотические.
Главное предназначение комнатных растений — украшение интерьера. Увлечение человечества разведением комнатных растений появилось в незапамятные времена. По мнению археологов первые цветочные горшки появились около 5 тысяч лет назад в Древнем Китае. В Древнем мире цветоводство было популярно. В средневековой Европе широкую популярность обрели аптекарские огороды для выращивания целебных трав. Такие же огороды лекарственных растений были известны на Руси. При Петре Первом был разбит первый в России ботсад — любимый петербуржцами и работающий до сих пор Ботанический сад на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге. В XVIII столетии в Российской империи стало модно устраивать оранжереи в частных имениях.
Распространение растений по миру всегда затрудняла перевозка — кактусы и луковичные растения были устойчивы к перепадам влажности и температуры, а вот остальные растения, в особенности тропические, могли погибнуть, не достигнув пункта назначения.
В 1834 году случился прорыв в комнатном растениеводстве — английский врач и ботаник Натаниэль Бегшоу Уорд изобрел флорариум, специальный ящик для перевозки цветов, прозванный «ящиком Уорда». Секрет универсальности «ящика Уорда» заключался в специальном стеклянном колпаке, помогавшем сохранять нужную для растения температуру и влажность.
Распространение комнатных растений способствовало подъему домашнего декоративного растениеводства в Российской империи, что повлекло за собой появление новых питомников растений.
Разведение комнатных растений внесло коррективы в воспитание девочек — настоящая хозяйка должна была заботиться об уюте в доме, а, следовательно, уметь выращивать комнатные растения как обязательную часть уютного интерьера. Комнатное растениеводство стало частью повседневной жизни барышень и дам.
С развитием комнатного растениеводства стали выпускаться специальные издания, в которых давались практические советы по уходу за растениями. Так, в 1827 году в типографии С. И. Селивановского на русском языке была опубликована французская книга «Комнатный садовник, или Наставление разводить разные растения, цветы и деревья в саду, цветнике, балконе, и особливо в комнатах на окнах; с кратким понятием об организации растений». Для любителей комнатных растений издавались различные журналы, брошюры и даже каталоги растительных коллекций.
Внимательное, бережное и уважительное отношение к комнатным растениям удивительно чувствуется в названии одного из трудов по цветоводству, написанного учёным-ботаником, сотрудником Императорского ботанического сада, Эдуардом Людвиговичем Регелем (1815-1892) — «Содержание и воспитание растений в комнатах».
В руководствах по растениеводству комнатные цветы рекомендовалось содержать именно в глиняных горшках, которые, в свою очередь, можно было поставить в красивую вазу, либо в жардиньерку — ящик, прикрепляемый к подоконнику, куда могло вмещаться несколько горшков. Примеры содержания декоративных растений в вазах и на различных подставках можно встретить на страницах модных журналов.
Образ комнатного растения был созвучен образу замкнутого, но очень чувствительного человека в литературе. Это сходство ярко показал мало известный сегодня поэт и переводчик Владимир Бенедиктов (1807-1873) в стихотворении «Ответ» (1844):
«...от невзгод зимы упрямой
Жизнь его сохранена
За двойною плотной рамой
Осторожного окна,
И, беспечный, он не слышит
Бурь, свистящих в хладной мгле:
Он в светлице негой дышит,
Рдеет в комнатном тепле...»
Упоминание комнатных растений можно встретить во многих литературных произведениях XIX столетия. К примеру, на страницах романа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дикое счастье» (1884) упоминаются популярные виды комнатных растений, которые выращивала в горшках девушка Феня:
«Феня была большая охотница до цветов, и все окна были уставлены цветочными горшками, но и цветки были тоже все старинные: герани, кактусы (эти кактусы сильно походили на шишковатые зеленые косы, которые вылезали прямо из земли), петухи, жасмин, олеандры, гортензии и т. д.».
Порой комнатные растения изображались в модных журналах достаточно общо, даже условно, возможно, художники по-своему интерпретировали внешний вид комнатных цветов. В связи с этим у читателя не всегда есть возможность точно определить вид и сорт растения на модной картинке.
Тем не менее на некоторых модных иллюстрациях идентифицировать растения все же возможно. Рассмотрим их подробнее.
Наиболее «ранний» пример изображения комнатных растений в модной картинке из собрания Исторического музея можно встретить во французском журнале «Petit Courrier des Dames» 1838 года. На иллюстрации, вероятно, изображен щучий хвост (лат. Sansevieria Mansoniana Victoria), в вазе, стоящей на постаменте. Ваза и постамент обозначены лишь контуром.
На страницах французского журнала «Модный магазин» публиковались гравюры из французского модного издания «Revue de la Mode». Среди этих иллюстраций легко узнать красивый зефирантес (лат. Zephyranthes).
В этом же издании можно снова встретить неприхотливую сансивиерию (лат. Sansevieria), именуемую по-русски «щучьим хвостом» либо «тёщиным языком», привезенную из Индии или Африки, а также изящный филодендрон домашний (лат. Philodendron domesticum), декоративные пальмы — саговник поникающий (лат. Cýcas revolúta), родиной которого является Япония, и эффектный трахикарпус (лат. Trachycarpus), привезенный из Азии.
Не менее пышное великолепие комнатных растений читатель может найти на страницах отечественного журнала «Модный Свет»: любимый многими современными цветоводами влаголюбивый уроженец тропиков хлорофитум (лат. Chlorophytum), опасная своим ядовитым соком диффенбахия (лат. Dieffenbachia), декоративный катран (лат. Crambe) с роскошными резными листьями, разнообразие комнатных пальм, в том числе изображение пальмы Ливистоны (лат. Livistona).
Предлагаем попробовать узнать, какие комнатные растения изображены на этих модных иллюстрациях:
Необыкновенную любовь к комнатным растениям жителей Российской империи комично описал французский писатель и критик Теофиль Готье, совершивший путешествие в Россию в конце 1850-х — начале 1860-х гг.:
«Цветы — вот поистине русская роскошь! Дома полны ими... Цветы встречают вас у двери и поднимаются с вами по лестнице. Исландский плющ вьется по перилам... В амбразуре окон виднеются банановые пальмы... орхидеи бабочками летают вокруг лепных плафонов... Из японских или богемского стекла вазонов посреди столов или по углам буфетов растут экзотические цветы. Они живут здесь как в теплице, да и действительно все эти русские квартиры — это теплицы. На улице вы чувствуете себя как на северном полюсе, а в домах вы, как будто в тропиках».
Комнатное растениеводство кажется сегодня совершенно обыденным занятием, но в XIX столетии такое хобби было очень популярным. Потрясения XX века не помешали традициям комнатного цветоводства. Многие растения, изображенные в журналах XIX века, остаются популярными и сейчас, несмотря на то, что прошло уже более ста лет.
Модные журналы во многом поспособствовали укоренению комнатного растениеводства в русской культуре. Кроме этого, модные картинки XIX века теперь являются наглядным источником представлений о домашнем растениеводстве, ассортименте растений и способах их содержания.
Благодарим за статью Лидию Соколову. Материал в Блоге ГИМ