Филип К. Дик в романе «Валис» написал проникновенную фразу:
«Господь милостиво закрывает для нас не только будущее, но и прошлое».
Условный «невротик» – это человек, чье Прошлое представляет для него огромную загадку.
Обычно он не помнит почти ничего из событий своего раннего детства. Все покрыто пеленой забвения.
Как будто он сразу же родился таким как он есть – обременённый комплексом неполноценности, всепроникающим чувством стыда и вины.
Он не может понять, что в нем «его», а что «чужое» – привнесенное из вне. Голос Другого, который его критикует он принимает за свой собственный и даже гордиться его / своей строгостью и принципиальностью.
Действительно, травмирующие события детства (например, ранее отвержение ребенка) могут быть настолько ранними и тяжёлыми, что сам факт происшествия вспомнить невозможно (т.н. «довербальная травма»).
Однако реакцией ребенка на это может стать построение различных защит / симптомов, характерологических (личностных) особенностей.
Зигмунд Фрейд в статье «Конструкции в анализе» (1937), написанной ближе к концу его жизни, указывал на то, что:
«Смещение из забытого доисторического времени в современность или в ожидание будущего регулярно случается и у невротика. Довольно часто, когда состояние тревоги заставляет его ожидать, что случится нечто ужасное, он просто-напросто находится под влиянием вытесненного воспоминания, которое хочет пробиться в сознание, и не может осознать, что тогда и в самом деле произошло что-то ужасное».
Что-то произошло, но не было пережито.
У настоящего «невротика» прошлое не «припоминается», а как бы создаётся заново, уже в настоящем моменте – «здесь и сейчас».
Психоанализ как практика реконструкции памяти может нести угрозу, так как следование за свободной ассоциацией может привести к неожиданным раскрытиям.
Если Господь так уберегает человека от воспоминаний, то наверное есть в этом какой-то смысл, ибо его преждевременное раскрытие может только навредить.
Проблема исторической памяти заключается в том, что это память живых о уже мертвых. Погружение в склеп может вызвать к жизни призрака – обитателя этого склепа.
Именно это оживление и вызывает ощущение ужаса и ощущение жути.
Ибо жуткое, как учит психоанализ, это возвращение чего-то до боли знакомого. Это узнавание этого как ранее забытого как раз и пугает больше всего.
Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.
© Автономов Денис, 2026
#психоанализ
#память
#травма