Найти в Дзене
Живописные истории

Питер Пауль Рубенс и мастерская «Фортуна», 1636/38 гг.

Осенью 1636 года Питер Пауль Рубенс (1577–1640) получил от агентов Филиппа IV заказ на создание самой большой серии картин для украшения недавно построенного охотничьего домика в Эль-Пардо, недалеко от Мадрида, — Торре-де-ла-Парада. Документы свидетельствуют о том, что он приступил к работе уже в декабре. Его основной заказ включал около шестидесяти мифологических сюжетов и отдельных фигур, в основном взятых из «Метаморфоз» Овидия. Характерной чертой Рубенса было то, что перед началом работы над большими полотнами он делал быстрые масляные эскизы на небольших тонированных панелях; некоторые из них были выполнены им самим, как «Фортуна», но другие были поручены его соратникам в Антверпене, таким как Якоб Йорданс (1593–1678). Это сотрудничество было необходимо отчасти из-за огромного размера заказа, а также потому, что Рубенс страдал от серьезной болезни. Несмотря на жалобы на медлительность выполнения, первые полотна были отправлены в Мадрид в марте 1638 года и прибыли к 1 мая, что д

Осенью 1636 года Питер Пауль Рубенс (1577–1640) получил от агентов Филиппа IV заказ на создание самой большой серии картин для украшения недавно построенного охотничьего домика в Эль-Пардо, недалеко от Мадрида, — Торре-де-ла-Парада.

Документы свидетельствуют о том, что он приступил к работе уже в декабре.

Его основной заказ включал около шестидесяти мифологических сюжетов и отдельных фигур, в основном взятых из «Метаморфоз» Овидия.

Характерной чертой Рубенса было то, что перед началом работы над большими полотнами он делал быстрые масляные эскизы на небольших тонированных панелях; некоторые из них были выполнены им самим, как «Фортуна», но другие были поручены его соратникам в Антверпене, таким как Якоб Йорданс (1593–1678).

Это сотрудничество было необходимо отчасти из-за огромного размера заказа, а также потому, что Рубенс страдал от серьезной болезни.

Несмотря на жалобы на медлительность выполнения, первые полотна были отправлены в Мадрид в марте 1638 года и прибыли к 1 мая, что дает разумные временные рамки для датировки картин.

В отличие от многих сюжетных изображений в этой серии, эта работа изображает женщину в полный рост в строго выстроенной вертикальной композиции, оторванной от какого-либо сюжетного контекста.

Вместо этого она представляет собой аллегорическую фигуру Фортуны, олицетворяющую разнообразные жизненные обстоятельства.

Рубенс показал этот образ как обнаженную женскую фигуру, напоминающую традицию рождения Венеры, выходящей из моря уже взрослой.

Однако, выбрав для акцента плотную, телесную форму Фортуны, Рубенс отошел от идеализированных моделей Венеры и создал фигуру, обладающую осязаемым присутствием.

Масляный эскиз к этой картине, находящийся сейчас в Берлине, увеличен слева и справа.

-2

Законченное полотно, несомненно, было написано самим Рубенсом, о чём свидетельствуют тонко проработанные фрагменты лица и кожи, а также многочисленные изменения, внесенные им между эскизом и финальным полотном.

На рассматриваемой картине, ныне находящейся в музее Прадо, фигура изображена сбоку и обращена к зрителю, тогда как на первоначальном эскизе она остается сосредоточенной и погруженной в себя, с запрокинутой назад головой.

Кроме того, на эскизе правая рука Фортуны поднята, а левая опущена и вытянута за спину, когда она ступает левой ногой на глобус; все эти положения рук полностью изменены на картине из Прадо, теперь наполненной движением и энергией.

Эти изменения приводят к более фронтальному изображению женского тела, обнажая грудь Фортуны и подчеркивая мягкую плоть её торса.

Ее взгляд, устремленный под углом за пределы холста, привлекает внимание зрителя и создает напряжение между реальным и живописным пространством.

-3

Эту обнаженную фигуру можно довольно легко узнать по её аллегорическим атрибутам и неустойчивости.

Она не только парит над бурными океанскими волнами во время шторма, но и балансирует на хрустальном глобусе в нижней центральной части холста.

Её развевающаяся вуаль и мокрые, растрепанные волосы подчеркивают силу шторма, в котором она движется.

Чаще всего в ренессансных аллегориях Фортуны фигура изображалась с рулем и парусом, подчеркивая господство богини над такими непредсказуемыми морскими бурями, но Рубенс, напротив, акцентировал внимание на её нестабильном положении.

Предыдущие художники также изображали глобус вместе с Фортуной, чтобы подчеркнуть как неопределенность судьбы, так и всеобщее влияние, которое она оказывает на человечество.

Питер Пауль Рубенс | Живописные истории | Дзен
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-4