Найти в Дзене

Как помочь тревожному ребёнку ответить на уроке

Мы тут собирались с учителями на одном из моих занятий. И как-то так получилось, что зашёл разговор про стеснительных и тревожных детей. Про то, как им порой сложно отвечать, как сложно встать перед классом. И так совпало, что именно в этот раз на занятие пришли все учителя начальных классов. Да и я последние пару лет работаю в основном с маленькими людьми — от 7 до 11 лет. Всех объединил один контекст. И у меня тоже попадаются тревожные ученики. Например, недавно в одном классе была такая девочка. Просто замечательная девочка. Отличница во всех смыслах слова и при этом очень переживает из-за каждой ошибки. Если что-то не успевает или не может сформулировать ответ, это буквально видно — в каждой мурашке, в испуганном взгляде, в мельтешении рук, в тяжёлых вздохах. Очень её жалко становится. Причём я вижу, что она знает и что, если возьмёт себя в руки, то напишет и скажет, откопает верный ответ. Но тревожность затмевает всё. В итоге в половине случаев в тестах (а мы их довольно много за
Источник pinterest
Источник pinterest

Мы тут собирались с учителями на одном из моих занятий. И как-то так получилось, что зашёл разговор про стеснительных и тревожных детей. Про то, как им порой сложно отвечать, как сложно встать перед классом. И так совпало, что именно в этот раз на занятие пришли все учителя начальных классов. Да и я последние пару лет работаю в основном с маленькими людьми — от 7 до 11 лет. Всех объединил один контекст.

И у меня тоже попадаются тревожные ученики. Например, недавно в одном классе была такая девочка. Просто замечательная девочка. Отличница во всех смыслах слова и при этом очень переживает из-за каждой ошибки. Если что-то не успевает или не может сформулировать ответ, это буквально видно — в каждой мурашке, в испуганном взгляде, в мельтешении рук, в тяжёлых вздохах. Очень её жалко становится. Причём я вижу, что она знает и что, если возьмёт себя в руки, то напишет и скажет, откопает верный ответ. Но тревожность затмевает всё. В итоге в половине случаев в тестах (а мы их довольно много за курс пишем) она пишет не то или не пишет ничего. Потом подходишь, обсуждаешь с ней — знает, что надо было писать. Но в моменте лишняя трясучка, переживания и страшные мысли по кругу очень мешают.

Всегда таким детям хочется помочь. И часто мы, педагоги, слишком, видимо, уповаем на вербалику: «Не волнуйся», «Ты можешь!»
Не всегда это работает.

Я сама с детства очень тревожный человек. И сын — в меня. Вот дочка другая, в папу — это довольно толстокожие люди. Мне как раз хорошо понятно, что никакие словесные «успокойся» и «я в тебя верю» особо не помогают. За сыном наблюдаю — вижу то же самое.

С возрастом я научилась чуть лучше брать контроль. Очень помог фридайвинг и всевозможные дыхательные упражнения, связанные с ним. Сейчас, если чувствую, что не справляюсь, ухожу, закрываюсь одна и пытаюсь тревогу или острый стресс продышать. Помогает. Но это занимает время. В классе, когда идёт урок, а тревожность у одного, максимум двух детей, дышать с ними не будешь.

И вот учителя в процессе обсуждения, как таким детям помочь, подсказали разные классные приёмы. Поделюсь некоторыми. Мне они очень понравились, я забрала их себе и буду пробовать.

Например, одна учительница даёт волшебный предмет волнующемуся ученику. Сначала это была просто ручка. Потом — морская ракушка. Она её словно заговаривает, даёт в руки ребёнку и говорит:

Теперь ты не будешь волноваться, ракушка тебе поможет.

Кажется, психологи называют это «заякорить предмет». Удивительно, но работает. Ребёнок верит и держится за ракушку.

Другая учительница не выдаёт какой-то один специальный предмет, но разрешает выйти отвечать со своим. Хоть с книжкой, хоть с мягкой игрушкой. И тревожные дети, у которых, как правило, руки ходят ходуном и это им ещё больше мешает, словно держатся за свою личную вещь.

А ещё одна учительница рассказала, что у неё в классе есть супер-тревожная девочка, которая ни за что не готова отвечать вслух. Только на ушко учительнице. Выяснилось это не сразу: ребёнок просто не отвечал — и всё. Хотя было очевидно, что знает.
Как-то учительница предложила:

А на ушко мне скажешь?

Девочка согласилась — так нашли способ хоть как-то отвечать.

К слову, обычно, когда я что-то подобное пишу, приходит кто-то вредный и спрашивает: «А если весь класс решит на ушко?» Я включила вредного и задала этот вопрос. Нет, сказала учительница, таких прецедентов не было. Все любят отвечать, особенно если получается ответить хорошо и тебя ещё и похвалят. Все спокойно относятся к особенностям одноклассницы и, наоборот, очень радовались, когда она наконец смогла начать отвечать.

Ещё мне понравилось, как одна учительница словами помогает тревожным детям начать отвечать:

Скажи только первое слово.
Назови только действие.

И очень полезным показался совет про обратную связь. После ответа тревожному ученику даже больше, чем спокойному, ценна и нужна реакция учителя в форме:

Спасибо, что попробовал.
Мне было важно услышать твой вариант.
Ты сейчас, правда, справилась с собой.

А потом я вспомнила, что вообще-то у меня тоже есть классный способ в арсенале. После него действительно начинают отвечать и стеснительные.

Как вы знаете, я обязательно использую Кооперативное обучение на занятиях. И вот очень рабочий способ расшевелить стеснительных: сначала провести какой-то парный приём Кооперативного обучения, когда ученики в парах проговаривают ответы друг другу, и только потом фронтально попросить ответить нескольких учеников. Обычно после такой предварительной парной отработки даже стеснительные говорят.

Этому, к слову, есть и доказательное объяснение. Я писала в статье «Лес рук» об исследовании, где сравнивали, насколько охотно девятиклассники отвечают фронтально в трёх разных ситуациях:

1. сразу, без подготовки;

2. с временем на подумать;

3. с временем на подумать плюс предварительным проговариванием друг другу и обратной связью друг другу.
Конечно же, третий сценарий дал самое большое количество желающих отвечать.

Ну и в любом случае важно дальше «крышечку приподнимать» — не останавливаться на этом и постепенно, маленькими шагами, выходить с тревожным учеником из зоны комфорта. Важно, что ребёнок видит: учителю можно доверять, учитель на его стороне. И именно это помогает пробовать вместе с этим безопасным, мудрым взрослым делать что-то страшное.

А какие у вас есть способы помощи тревожным ученикам? Поделитесь.

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе».