Зачем в элитные полки отбирали по цвету глаз и форме носа?
Приветствую вас, любители истории, порохового дыма и звона шпор!
С вами снова я, ваш покорный слуга и старый ворчун-историк, решивший черкнуть пару строк о том великолепном представлении, которое мы называем Российской императорской армией начала XX века.
Сегодня мы отложим в сторону сухие статистические таблицы и поговорим о том, чем на самом деле жила армия последнего Государя. Мы погрузимся в мир, где честь ценилась дороже жизни, а правильно завязанный аксельбант – дороже здравого смысла. В мир, где умение выпить ведро жженки и не упасть под стол считалось важнейшим тактическим навыком, а дуэль могла начаться из-за того, что у одного корнета усы были на полдюйма длиннее, чем у другого.
Усаживайтесь поудобнее, наливайте чай (или что покрепче, как делали господа офицеры), мы начинаем наш трехсерийный марш-бросок в прошлое.
Часть 1. Театр военных действий: Блеск, разорение и селекция носов
Начало XX века. Российская империя – это могучий организм, который, однако, страдал удивительной формой расточительности: он предпочитал ходить по грязным дорогам истории исключительно в лакированных ботфортах невероятной стоимости.
Если бы иностранные шпионы хотели подорвать экономику России, им не нужно было взрывать заводы. Им достаточно было просто обязать всех гвардейских офицеров сшить себе по новому комплекту парадной формы.
Экономика шика: Как разориться красиво
Быть офицером Гвардии в те времена означало одно: вы подписали контракт на добровольное и очень веселое разорение. Государственного жалования хватало разве что на перчатки, одеколон и извозчика до казарм. Все остальное – за свой счет.
Существовало негласное правило: "Гвардеец не считает денег". Это было бы прекрасно, если бы деньги об этом знали. Офицеры жили в кредит, занимали у полковых кассиров, у ростовщиков, друг у друга.
Особенно "страдали" кавалеристы. У каждого уважающего себя полка были свои "фишки", стоившие целое состояние. Возьмем, к примеру, Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Их называли "голубыми гусарами" за цвет доломанов, но главной их гордостью (и головной болью) были чакчиры (штаны) малинового цвета.
Легенда гласила, что этот цвет символизирует кровь, пролитую полком в польских походах. Реальность же заключалась в том, что правильный "малиновый" оттенок получался только с помощью дорогущего импортного красителя кошенили. Интенданты вешались, офицеры платили, а гродненцы щеголяли в самых дорогих штанах в империи, которые к тому же линяли под дождем, окрашивая ноги владельца в цвет "пролитой крови".
А Кавалергарды?Их супер-элитные серебряные кирасы (нагрудники) на солнце сияли так, что слепили дам на трибунах за версту. Но мало кто знал, что для поддержания этого блеска кирасы нужно было часами полировать специальным составом из толченого кирпича, масла и заячьей лапки. Этим занимались денщики, проклиная все на свете, пока их господа проигрывали в вист очередное имение.
Императорский "Фейс-контроль"
Комплектование полков в Русской армии было чистой воды эстетикой и немного евгеникой. Считалось, что единообразие должно быть не только в пуговицах, но и в физиономиях.
Великие князья, шефы полков, подходили к этому делу с дотошностью коллекционеров бабочек.
• В Кавалергардский полк (самый аристократичный) брали только высоких блондинов с голубыми или серыми глазами. И лошади у них должны были быть только гнедые.
• В Кирасирский Его Величества полк шли брюнеты на караковых (черных с подпалинами) конях.
• В Лейб-гвардии Московский полк набирали рыжих. Говорят, на полковом празднике рябило в глазах, словно на слете ирландцев.
Но венцом этой селекции был, конечно, Лейб-гвардии Павловский полк. В память о курносом императоре Павле I туда традиционно набирали солдат с носами "кверху". На смотре это выглядело феерично: сотни солдат держат равнение, и сотни носов-кнопочек смотрят в небо. Ходила байка, что павловцам запрещено смотреть на звезды – могут захлебнуться, если пойдет дождь. Впрочем, воевали эти курносые ребята отчаянно храбро.
Кодекс поведения: Что нельзя, то нельзя
Жизнь гвардейского офицера была опутана сетью неписаных правил, нарушить которые было страшнее, чем нарушить воинский устав. Устав – это для всех, а традиции – для избранных.
• Офицер Конной гвардии не имел права нести в руках сверток, если тот был больше коробки конфет. Если он купил что-то крупнее, за ним должен был идти посыльный. Идти по Невскому с чемоданом? Позор на весь полк!
• Появиться в театре в первые ряды партера в вицмундире (повседневной форме), а не в парадной? Моветон. Вас просто не поймут.
• Танцевать на балу с дамой, чей социальный статус вызывает сомнения? Рискованно. Офицерское собрание потом может вынести вам порицание за "компрометацию мундира".
Это был странный, замкнутый мир, где форма определяла содержание, а ширина золотого галуна на воротнике могла сказать о человеке больше, чем его реальные боевые заслуги. Они жили так, будто собирались жить вечно, и тратили деньги так, будто завтра наступит конец света.
И знаете что? В каком-то смысле они были правы. Конец их света был уже не за горами.
(Конец первой части. Продолжение следует, пока не остыл чай!)
** Раз вы добрались до финала – вы явно из тех, кто не боится погружаться в историю с головой.
ЗАГЛЯНИТЕ в статьи ниже – там есть еще пара увлекательных путешествий в прошлое **