Скажите, кого вы больше всего привыкли воспитывать? Детей? Это понятно. А жену вы воспитываете? Ага, нет. Потому что не настолько много и часто пьете.
Про товарищей я не спрашиваю. С ними – только попробуй, сразу порекомендуют пойти домой и учить именно что супругу.
А вот лично вас – воспитывают вас начальники? Наверняка же воспитывают. Любят начальники это дело - воспитывать. Как, скажем, в знаменитой киноэпопеее о бодром и непотопляемом студенте Шурике. Вы помните первую из трех историй, объединенных в поучительную сагу о привязавшихся к молодому человеку бытовых приключениях? Ну, раз помните, я скажу, что вы не настолько стары, чтобы забыть произведение искусства, вошедшее в отечественную сокровищницу. Однако не спешите слишком радоваться: на столько же «не настолько» вы не молоды. Молодые, небось, совсем другие фильмы смотрят.
Тем, кто по своему почтенному возрасту и заслуженному состоянию здоровья всё забыл, я напомню. Ладно, ладно, не поправляйте: просто расскажу.
Первый сюжет строился на трудовом взаимодействии Шурика и приданного ему напарника. Шурик был хорошим, а напарник - плохим. Но будь ты хоть сто раз хорошим и даже Шуриком, как ты справишься с задачей трудового воспитания, если ты не начальник? Авторы фильма это поняли раньше меня и ввели в киноповествование настоящего начальника – прораба в пробковом шлеме.
Многое в своей жизни довелось повидать этому руководителю. Чувствуется, он даже поработал на строительстве Асуанской плотины. Это напрямую следует из мимолетной реплики о носимом им шлеме: «Подарок из Африки», - так он заметил о нем мимоходом. А что это как не воспоминание об Асуане и о самоотверженной работе заслуженного строителя РСФСР в братской стране!
Если после моего пролога к рассказу о знаменитой картине что-то внезапно пробулькнуло в вашем сознании, то дело пошло на лад, как я и задумал. Коли так, мне не придется дополнительно стирать стальными пальцами клавиши на выносной клавиатуре (штатные, ноутические кнопочки моего гаджета в большом числе лишены функционирования). Вы обязательно вспомните яркую филиппику, экспромтом выданную пламенным шлемоносцем. И после неё наш горемыка Федя, этот да, оступившийся, но в главном - наш, хороший русский человек, обязательно бы выправился, исправился уже к началу следующей трудовой смены, если бы его не одолевал предательский сон. Но как было Феде избежать дремы, если мероприятие происходило после плотного обеда?
Поэтому мой вам совет: ешьте вкусно, но мало. К примеру, осетрину, икру двух благородных цветов и обязательно - консоме. От этого будет польза и для вашего телесного веса, и для внутреннего духовного состояния. Ну а запивать еду надо не компотом, а чем-нибудь бодрящим. При этом, конечно, не той паленкой, которую Федя тянул через грязную соломинку.
В итоге Шурик, при всем своем неоконченном высшем образовании, провалил порученное ему дело перевоспитания и скатился к применению негодных дедовских методов. Ими дедушка нашего положительного героя когда-то воспитывал его самого, оттого Шурик и стал в глазах окружающих настолько хорошим. Тут мы заметим, что дед Шурика – герой сомнительный. Зря авторы фильма не показали, как он в старости спился в силу своей общей отсталости, одичалости, мизантропии и тоталитарного сознания А Шурик - разве он в этой истории окончательно перевоспитал озлобившегося на него напарника? Авторы умолчали, а я знаю, что было дальше. Освободившись из пятнадцатисуточного заключения, Федя первым делом пошел на прием к ректорше Шурикова института и показал ей документальные следы побоев, нанесенных подопечным ей студентом.
Понятное дело, закореневшего в никчемной жизни и хулиганстве Федю с ещё большей надежностью исправило бы участие в какой-нибудь специальной операции. Знатный кинодеятель Никита Михалков не даст соврать. Но на момент выхода фильма до афганской и украинской специально-освободительных кампаний были ещё далеко.
Особенно полезны в нашем быту те начальники, которым не приходится отвлекаться на разные строительные дела. Они заняты не возведением бездушных домов, а проращиванием духовного начала в человеческом нутре. К таким прорабам-идеологической сферы принадлежит Александр Харичев, начальник управления по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов.
23 января состоялся форум «Знание. Государство». На нем упомянутый Харичев, один из главных идеологов внутриполитического блока администрации президента, выступил с программным докладом. Видный начальник-идеолог не просто выступил, а в линиях и в цифрах рассказал, что творится в подведомственной ему сфере в России и в мире. При этом выношенную гармонию он поверил не избитой и всем поднадоевшей алгеброй, а не имеющими аналогов начертательной геометрией и высшей арифметикой.
Сами посмотрите.
В начале своей речи Харичев показал себя большим поклонником Александра Дугина, которого он назвал «очень популярным и действительно замечательным философом». Патентованного докладчика чрезвычайно подкупила дугинская концепция, «что мы на самом деле являемся потомками европейской, греко-римской цивилизации». Согласно этой концепции, отправной точкой развития России стал церковный раскол, после которого русское православие, обогащаясь от соседних культур, дало начало отдельной цивилизации.
Ну да, ну да тот самый третий Рим… А из Рима – пусть и не первого – все дороги, как это выведено Харичевым, ведут в российский «суверенный традиционализм». Искать «русский цивилизационный код» господин Харичев предложил в истории. Для этого, по его словам, был составлен рейтинг традиционных ценностей россиян.
- В 90 и более баллов (из 100) была оценена их предрасположенность к таким ценностям, как «коллективизм», «служение Отечеству» и «единство народов».
- В 40 баллов и менее — «жизнь», «достоинство», «гражданственность», «права и свободы человека».
- Где-то между ними (около 50 баллов) расположился «гуманизм». Индивидуалистские ценности «у нас тоже есть», оговорился чиновник, но «не они возглавляют рейтинг».
В школе вы, возможно, недолюбливали арифметику, считая, что действительная польза от неё ограничивается вложенным в вашу голову навыком подсчета сумм и разностей в горе, под горой и в вистах. Для остального существует калькулятор – не зря же люди мучились-изобретали его.
Сейчас-то вы, думаю, пересмотрите свой взгляд на базовую математическую дисциплину. Конечно, числа 90, 40, 50, тем более – «около 50» - слегка округленные. Но сомнений в их близкой к стопроцентной точности ни у кого не возникает. Надеюсь, вам понятно, что Харичев и его подчиненные в школе изучали арифметику совсем для другого, чем вы. Кстати, возможно, что Харичев и те, кто с ним, до сих пор не научились играть в преферанс. Так что, если бы вы школярами занырнули в их глубины арифметики, сейчас бы не точили корпуса снарядов, а нежились бы под теплыми взглядами внимающих вам аудиторий.
Больше года уважаемая организация господина Харичева проводила серию семинаров. По её итогам были разработаны несколько систем, определяющих наш цивилизационный код. Александр Харичев представил ту, что понравилась ему больше всего: пять пар полярных векторов, в том числе «рационализм — идеализм», «индивидуализм — коллективизм», «негативная свобода — позитивная свобода». Идеализмом, например, он объяснил русскую жертвенность и «героизм наших ребят на фронте», а коллективизмом — способность россиян к работе в команде. Суть этой способности сотрудник президентской администрации проиллюстрировал фразой, которую приписал французскому футбольному тренеру Дидье Дешаму: «У кого мяч — тот и главный, а все остальные должны ему помогать и подстраиваться под него».
При всем уважении к почтенному начальнику здесь я обязан вмешаться. Всем участникам форума было предельно ясно, на какого форварда намекал Харичев. Это ясно даже мне. Но не взвесив предварительно приведенную цитату, идеолог совершил настоящую идеологическую диверсию. Всё говорит за то, что пока мы самозабвенно гоняли мяч на пыльных пустырях нашего детства (нет, конечно, в одно время с ним мог гонять не я, а такой же, как я сам, мой младший брат), юный Саня Харичев корпел над арифметикой и геометрией.
Если бы Саша влился в нашу бесшабашную футбольную сечу, сама игра научила бы его понимать важность в футболе паса партнеру. Именно это делает игру командной, коллективной. И слова Дешама он интерпретировал совершенно неправильно. Знаменитый француз имел в виду принцип, определяющий поведение игроков в каждый конкретный момент. То есть, получив мяч, ты становишься главным на этот момент лицом, т.к. от тебя зависит дальнейшее развитие игры. Все остальные обязаны под тебя подстраиваться. Но только ты увидел свободного партнера, находящегося в более выгодной позиции, ты точно так же обязан передать ему мяч, а самому подстраиваться под его действия.
Бывали, конечно, в нашей непрофессиональной, мальчишеской игре индивидуалисты, которые норовили водить мяч до полного умопомрачения, не передавая его никому. Но таких все остальные ребята безвариантно и с обидой называли не вполне цензурным словом, созвучным определению «водила». которого заслуживали те беззаветные эгоисты.
Однако сколь долго ни продолжались наши спортивные занятия, они заметно уступают 26-летней индивидуальной игре лучшего друга наших физкультурников и спортсменов. И если мяч всё это время он держит исключительно у себя, то какое мнение о себе он рождает этим фактом?
Приверженность россиян к «моральной нормативности» (еще один вектор в противовес «формальной нормативности» Запада) он объяснил так: «Дух закона был для нас всегда важнее, чем его буква… Как в известном фильме: в чем сила, брат? Сила в правде». Говоря о русской модификации понятия свободы, интерпретируемой как «воля», он повествует: «В этой воле наше терпение. Иногда бывает негативная ее часть, когда мы сидим-сидим на печи, как Илья Муромец, а потом вдруг вскакиваем и совершаем подвиг или рывок».
Ох уж этот знаменитый «рывок»! Все планы, все ожидания строятся в уповании на него. Как мне кажется, былинный Илья – это русская фантастика из жанра «былина, сказка», а близкий к Илье по приверженности к сидению на обогревательном устройстве Емеля (не удостоившийся никакого дополнительного к имени величания) рожден русским реализмом.
Чем же Емеля реалистичнее Ильи? У Ильи всё случилось будто бы спонтанно, волшебным, неубедительным образом. Тридцать лет без обычного – даже не богатырского – движения – это вам не шутка: мышцы атрофируются, жир прибывает, тромбы обезноживают любого богатыря. А для рывка Емели есть, по крайней мере, один действительно реалистичный источник необходимой для него энергии – промокод-заклинание, поведанный ему говорящей щукой. Нет диссонанса с реальной стороной человеческого быта ещё и потому, что Емеля вызывал чудеса, не слезая с печки, точно так же, как современный Ерема с дивана заказывает всё нужное по щучьему велению, овеществленному в мобильном телефоне. Илья в дальнейшем тоже большей частью сидел на лошадке, но ни заклинания, ни телефона у него в руках не было. У него был меч. Но что значит меч в сравнении с хорошим промокодом!
Уф, увлекся. Считаю это извинительным: как можно сравнивать прежние былинные времена с нынешними прозаическими! А в наших последних Харичев выдал публике дополнительную числовую информацию. Остается только предположить, что уж она-то добыта в результате широких опросов и что в этих опросах ответы людей были откровенными. По итогам исследования выведено пять групп россиян, размежеванных по их видению идеальной России.
Первая группа (31%), которая подросла за время путинской операции, — это мечтающие о «Великой России»: лучшей в войне, экономике, спорте и науке (заметьте, на первом месте – в войне). Вторая (24%, причем с явным креном в женскую аудиторию) — желающие «Комфортной России», где нет пробок и ям на дорогах, а есть чистые подъезды, вежливые полицейские, «нормальная медицина» и «нормальное образование». Приверженцы «Справедливой России» (16%) — это преимущественно старшее поколение с запросом на отсутствие неравенства, за «Современную Россию» (13%) выступают «технооптимисты», мечтающие об умных домах и летающих машинах. Ну а группа «Россия — страна возможностей» (12%, в основном молодежь) — это те, кому важно реализовываться, путешествовать и чтобы их права уважали.
С немолодежью мне более-менее ясно. А вот интересно было бы спросить у молодых: как нас будут уважать, когда во всем мире одни русофобы? Конечно, если не брать во внимание Дональда Трампа и Такера Карлсона. Похоже, что всеобщую русофобию не победить, пока мы своим добром с кулаками не покорим все русофобские страны. Тогда они станут нашей, неотъемлемой частью, и мы будем уважать сами себя.
Слепив все эти группы в единую мозаику, в АП получили искомую формулу «России мечты»: «Россия — это сильная, современная, удобная для жизни страна, с равными возможностями для каждого». Достижение этого ориентира Александр Харичев обозначил целью для государства.
Мне это представляется положительно странным. Судя по сообщениям СМИ, не подвергнутых закрытию благодаря тому, что они правдивы, как раз в такой стране мы и живем. Может, не надо от хорошего искать лучшего и принимать какие-то особые меры?
Не скажу, чтобы графики нашего деятельного начальника очень уж были похожи на портрет сеятеля кисти легендарного проходимца Остапа Бендера (если верить вкусу и выбору Л. Гайдая). Но почему же так хочется к странному раздвоенному туловищу на плакате Харичева приставить подобную ему такую же уродливую голову?
P.S. Я обязан сказать спасибо газете "Коммерсантъ". Весь фактический материал и все цифровые данные из доклада А. Харичева я взял из статьи, помещенной в ней. Так же, как и фотографию выступления идеолога на фоне графиков, которая сделана Глебом Щелкуновым.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 1433 ДНЯ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"