Найти в Дзене
Ильинская больница

Диастаз прямых мышц живота

Одной из самых распространенных проблем у женщин после родов является диастаз прямых мышц живота. По данным различных исследований симптомы диастаза испытывают около 60-70% женщин после родов. Диастаз - это расхождение прямых мышц живота, сопровождающееся растяжением белой линии. До сих пор ведутся споры о том, что считать диастазом: по представлениям Европейского общества герниологов диастазом называют расхождение прямых мышц более 2 см, а анатомы, например, определяют его как расхождение более чем на 4 см. Передняя брюшная стенка - это сложное анатомическое образование, которое состоит из нескольких слоев мышц, фасций и сухожилий. В центральной части живота находятся прямые мышцы, соединенные между собой сухожильной частью - белой линией. Лечение диастаза является одной из наиболее обсуждаемых тем в реконструктивной хирургии брюшной стенки.
Наиболее часто расхождение прямых мышц наблюдается у женщин после беременности, когда увеличенная матка растягивает переднюю брюшную стенку. Как
Оглавление

Одной из самых распространенных проблем у женщин после родов является диастаз прямых мышц живота. По данным различных исследований симптомы диастаза испытывают около 60-70% женщин после родов.

Что такое диастаз?

Диастаз - это расхождение прямых мышц живота, сопровождающееся растяжением белой линии. До сих пор ведутся споры о том, что считать диастазом: по представлениям Европейского общества герниологов диастазом называют расхождение прямых мышц более 2 см, а анатомы, например, определяют его как расхождение более чем на 4 см.

Передняя брюшная стенка - это сложное анатомическое образование, которое состоит из нескольких слоев мышц, фасций и сухожилий. В центральной части живота находятся прямые мышцы, соединенные между собой сухожильной частью - белой линией.

Лечение диастаза является одной из наиболее обсуждаемых тем в реконструктивной хирургии брюшной стенки.
Наиболее часто расхождение прямых мышц наблюдается у женщин после беременности, когда увеличенная матка растягивает переднюю брюшную стенку.
Как показали исследования, у большинства женщин (60-70%) диастаз исчезает через 12 месяцев после родов. Однако в трети случаев он сохраняется даже после 12 месяцев.

Симптомы диастаза

Так как белая линия живота является сложным анатомическим образованием, стабилизирующим мышцы корпуса, ее растяжение приводит к появлению целого ряда симптомов, которые можно разделить на косметические и функциональные.

К косметическим симптомам относят:

  • Визуальное выпячивание, «валик», или «киль» по средней линии живота, особенно заметное при физической нагрузке, кашле, попытке сесть из положения лежа.
  • В расслабленном состоянии брюшной стенки диастаз может выглядеть как «провал» или же живот может иметь характерную «куполообразную», «выпячивающуюся вперед» форму.
  • Дряблость и избыток кожи в центральной части живота, которые не уходят даже при снижении веса и упражнениях.
  • Пупочная грыжа или выпячивание в области пупка часто сопутствует диастазу, так как пупочное кольцо — самое слабое место растянутой белой линии.

Функциональные симптомы диастаза:

  • Боль в пояснично-крестцовой области (нижней части спины).
    Главная причина - невозможность поперечной мышцы живота работать как естественный корсет, выполняя стабилизирующую функцию, при этом возрастает нагрузка на разгибатели спины, мышцы тазового дна и фасции, что приводит к их переутомлению и боли. В систематическом обзоре Spitznagle et al. (2007) обнаружено, что 66% женщин с диастазом жаловались на боль в пояснице.
  • Ощущение «слабости» в животе, «разваливающегося» корпуса, которое пациентки описывают как невозможность удержать живот "в тонусе", особенно при ходьбе или переходе из положения сидя в стоя.
  • Нарушение осанки, часто формируется компенсаторный гиперлордоз (усиленный прогиб в пояснице), так как таз "уходит" вперед из-за слабости передней мышечной стенки.
-2

Диагностика диастаза

Диагноз диастаза устанавливают на основании жалоб, анамнеза, осмотра и дополнительного обследования.

Клиническая и функциональная оценка диастаза.

  1. Пациентку просят лечь на спину, согнув ноги в коленях, стопы на кушетке, что расслабляет прямые мышцы брюшной стенки.
  2. Слегка приподнять голову (как при начале упражнения "кранч") или приподнять прямые ноги на 5-10 см от кушетки.
  3. Просят пациентку покашлять.

Какие признаки диастаза могут быть обнаружены при обследовании?

Килеобразное выбухание брюшной стенки по средней линии живота.

Пальпация (ощупывание) позволяет врачу измерить ширину расхождения (в сантиметрах или "поперечных пальцах") на трех ключевых уровнях: на уровне пупка, на 3-5 см выше пупка, на 3-5 см ниже пупка.

Нехирургическая коррекция диастаза

Многих пациентов интересует вопрос о возможности коррекции диастаза нехирургическими способами. Такие способы есть. К ним относят:

  • Дыхательные упражнения
  • Пилатес и его модификации
  • Постуральную гимнастику

Хирургическое лечение диастаза

При выборе хирургического лечения диастаза необходимо помнить, что данная патология не является грыжей, поэтому целью операции является не ликвидация грыжевого дефекта, а возвращение передней брюшной стенки в нормальное анатомическое состояние.

Основные способы хирургической коррекции белой линии:

  • ЕТЕР (Enhanced View Totally Extraperitoneal) - тотальная экстраперитонеальная пластика,
  • IPOM (Intraperitoneal Onlay Mesh) - лапароскопическая интраперитонеальная пластика сетчатым имплантом,
  • SCOLA (sub-cutaneous onlay laparoscopic approach) - подкожная эндовидеохирургическая реконструкция белой линии.

Первые два способа больше подходят для операций в сочетании с большими грыжами живота. При этих способах выполнения операций может происходить образование “валика” в месте сшивания мышц, который разглаживается через несколько месяцев, поэтому можно считать косметический эффект этих операций недостаточным.

Операция SCOLA лишена этого недостатка. Её выполняют через три небольших прокола кожи в зоне бикини: 5-5-10 мм. В ходе операции хирург малоинвазивно при помощи лапароскопических инструментов освобождает из подкожной клетчатки белую линию живота и затем на всем протяжении сводит прямые мышцы специальной нитью. Во время операции возможно одномоментно решить вопрос с пупочной грыжей, с которой часто сочетается диастаз. При данном виде вмешательства использование сетчатого импланта определяется индивидуально и зависит от величины расхождения прямых мышц.

Помимо решения функциональных проблем при устранении диастаза прямых мышц живота, мы также можем выполнить липомоделирование тела (липосакцию живота, боков, спины с прорисовкой спортивных линий при желании, липофилингом ягодиц), что позволит добиться красивых гармоничных форм и прекрасного гармоничного силуэта.

-3

Результат операции

По данным исследований удовлетворенность операцией среди пациенток составляет от 82 до 90%. В большинстве исследований, оценивающих функциональные результаты и качество жизни, были зафиксированы значительные улучшения, выражающиеся в восстановлении физической силы, укреплении силы мышц пресса, улучшении самооценки, осанки и уменьшении болей в пояснице.

Какой путь проходит пациентка при принятии решения об операции?

Если пациентка выбирает хирургическую коррекцию диастаза, то обязательно необходимо встретиться с оперирующим хирургом и обсудить с ним все возможные варианты лечения, потому как многое решается индивидуально: то, что подходит одному пациенту, не всегда подходит другому.

Далее пациент проходит необходимое индивидуальное обследование и в случае отсутствия противопоказаний назначают дату и время операции.

Госпитализация обычно происходит утром в день операции, тем же утром выполняется вмешательство, после которого сначала пациента переводят в палату пробуждения, а далее в стационарную палату.

Наблюдение в стационаре происходит еще сутки, и на следующий день пациента выписывают из стационара.

Сроки госпитализации могут быть увеличены в связи с показаниями или по решению врача или больного.

Контрольные визиты к хирургу: через неделю, 3, 6 и 12 месяцев. На контрольных визитах хирург осматривает область операции, при необходимости назначает дополнительные методы исследования или анализы. Снимать швы, как правило, нет необходимости, так как мы используем внутрикожные саморассасывающиеся нити.

Физическая реабилитация непродолжительная, обычную бытовую физическую нагрузку можно выполнять уже в первый день после операции, возвращение к тренировкам обсуждается индивидуально с врачом, обычно это происходит через месяц.

Наши специалисты

Колыгин Алексей Вадимович – врач-хирург, онколог, заведующий отделением общей хирургии Ильинской больницы, кандидат медицинских наук, член Российского общества хирургов, член Европейского общества эндоскопических хирургов, член Всероссийского общества герниологов.

Мурадян Андраник Александрович - врач-хирург, онколог, пластический хирург, кандидат медицинских наук, член Российского общества хирургов, член Российского общества пластических хирургов, член Всероссийского общества герниологов.

Наша команда обладает высокими компетенциями в реконструктивной и пластической хирургии брюшной стенки. Мы выполняем большое количество различных сложных лапароскопических, открытых и роботических операций, постоянно совершенствуем свои знания и навыки, участвуя в Российских и международных конференциях, публикуем свой опыт в отечественных и международных печатных изданиях.

Список литературы:

  1. Cavalli M, Aiolfi A, Bruni PG, Manfredini L, Lombardo F, Bonfanti MT, Bona D, Campanelli G. Prevalence and risk factors for diastasis recti abdominis: a review and proposal of a new anatomical variation. Hernia. 2021 Aug;25(4):883-890. doi: 10.1007/s10029-021-02468-8. Epub 2021 Aug 6. PMID: 34363190; PMCID: PMC8370915.
  2. Sperstad J.B., et al. Diastasis recti abdominis during pregnancy and 12 months after childbirth: prevalence, risk factors and report of lumbopelvic pain. BJOG. 2016.
  3. Gluppe S., et al. What is the evidence for abdominal and pelvic floor muscle training to treat diastasis recti abdominis postpartum? A systematic review with meta-analysis. Braz J Phys Ther. 2021.
  4. Spitznagle, T. M., Leong, F. C., & Van Dillen, L. R. (2007). Prevalence of diastasis recti abdominis in a urogynecological patient population. International Urogynecology Journal, 18(3), 321-328.
  5. Emanuelsson P, Gunnarsson U, Strigård K, Stark B. Early complications, pain, and quality of life after reconstructive surgery for abdominal rectus muscle diastasis: a 3-month follow-up. J Plast Reconstr Aesthet Surg. 2014 Aug;67(8):1082-8. doi: 10.1016/j.bjps.2014.04.015. Epub 2014 May 2. PMID: 24880577.
  6. Olsson A, Kiwanuka O, Sandblom G, Stackelberg O. Evaluation of functional outcomes following rectus diastasis repair-an up-to-date literature review. Hernia. 2021 Aug;25(4):905-914. doi: 10.1007/s10029-021-02462-0. Epub 2021 Jul 24. PMID: 34302558; PMCID: PMC8370918.

Автор: хирург Колыгин Алексей Вадимович.