Я никогда не думал, что неоднократно буду бывать в Заполярье, участвовать в экспедициях и путешествиях по Арктике, что увижу удаленные северный уголки России, о которых имел представление только из учебников и книг о великих исследователях Севера. В этом году открылась выставка «Арктика. Полюс цвета». Все больше поднимается вопросов о значении Арктики для России и остального мира, но почему-то слишком мало говорят о том, какой бардак после себя оставляет в Арктике человек. И об этом я хочу поговорить сегодня.
Что такое Арктика
Арктика — это не просто географическая точка, наполненная суровым романтизмом исследовательских экспедиций, и не просто красивое место, после посещения которого можно красоваться перед друзьями фотографиями.
Арктика — это дом для белых медведей, место обитания овцебыка, северного оленя или снежного барана. Здесь из-под гусениц вездехода выскакивают белоснежные песцы или взлетают полярные совы. Это уникальная природная зона, влияющая на нашу жизнь на всех континентах, а не просто земли вечной мерзлоты, снегов и льда.
Арктика — это хрупкая экосистема со своим ритмом жизни, спешащим успеть пройти цикл размножения за очень короткое лето, чтобы потом умереть или погрузиться в зимний анабиоз. Экосистема, сформировавшаяся в сложных условиях. Жизнь, зацепившаяся за безжизненные просторы.
Арктика — это Тундра, это малые народности, до сих пор живущие кочевым образом жизни, это отличный от всех остальных мир, как пустыня Сахара отличается от джунглей Амазонки. Но мир, который мы медленно, но очень планомерно уничтожаем, забыв про уважение к Природе, присущее нам в далеком языческом прошлом, оставшееся лишь у немногих представителей вируса планетарного масштаба, названного «цивилизацией».
Арктика — это всегда ВАУ, даже если вы замерзаете в метель или пытаетесь вырваться из лап кровососущих насекомых, пытающихся утащить вас в гнездо. Однако это Арктика глазами жадного до впечатлений путешественника, и среди возгласов «ВАУ» очень часто оказывается разочарование и даже злоба на себе подобных, превративших Арктику в одну большую свалку уже другой жадности.
Как человек угрожает Арктике
Мне доводилось побывать в закрытых для посещения районах месторождений, где абсолютно нормально увидеть брошенные следы деятельности человека. Добыча полезных ископаемых — это важно, но с другой стороны — это самое страшное для Заполярья зло. За миллиардами заработанных денег скрываются тонны оставленного в Арктике мусора, который так и остается лежать на тех самых закрытых территориях, куда просто так никто не доедет и не увидит.
Как говаривали классики: «У нас есть традиция присесть на дорожку, но нет традиции убрать за собой».
К месторождениям добавляются оставленные людьми поселки и научные станции, ставшие ненужными или неудобными. До сих пор в таких местах можно найти бочки, с оставшимися в них топливом, мазутом или отработкой, а может и еще чем-то более ядовитым. Железо медленно, но уверенно ржавеет и однажды содержимое бочек окажется снаружи, отравляя все вокруг. Вывозить этот человеческий мусор не дешевле, чем было строить эти поселки на вечной мерзлоте.
Множество брошенной в Арктике техники тоже не добавляет радости за будущее региона. Как и в случае с мусором, вывезти отсюда останки техники стоит слишком дорого, а найти «виновных» часто уже невозможно. Завозили одни, оставили другие, не убрали третьи. И это только гражданские объекты, а сколько в Арктике военных объектов с запасами топлива и такой же техникой?!
Однажды картеры моторов рассыпятся, масло выльется на землю, пластик останется на сотню лет немым укором человечеству. Как бы быстро Природа не отвоевывала свои территории назад у человека, его следы лежат на теле Арктики кровоточащими нарывами и опухолями, угрожающими хрупкой экологии. И представьте, что это всего лишь одна тысячная, а может и меньше, что только увидел я. И, вероятно, не самое страшное, что оставил после себя человек в Арктике, и что еще оставит после себя в будущем.
Как быть?
В Исландии научились добывать электричество и развивать туризм, не угрожая не менее хрупкой экологии острова. Это потребовало сил, денег, но прежде всего взвешенных решений и продуманной стратегии государства, а не пустой болтовни с трибун и высоких флагов «достижений».
Не думаю, что Сечин, Михельсон, Дюков, Кочкуров или Миллер обеднеют, если их компании, получающие доходы благодаря Арктике, возьмут на себя ответственность за будущее экологии региона и начнут там генеральную уборку. Не только своего, не только стараясь быть «безвредными» сейчас, но и того, что оставили до них те, на чьи достижения и на чьи разработки они пришли позже. Но для этого нужны непопулярные законы и решения, которых, скорее всего, мы не дождемся.
Пока же все похоже на кооператив «Аккала Каккала», когда деньги за услуги общественного туалета уже собираются, а ответственность за то, что было сделано и что было оставлено предыдущими собственниками, построившими этот общественный туалет и очистные, никак не наступит.
Не самое лучшее сравнение, но почему-то именно оно пришло в голову. Арктика сегодня превращена в одну огромную свалку того, что дало стране и конкретным людям богатство. И глобальное потепление, в конечном счете, выглядит более эфемерным на фоне того, как отравляется экология региона.
И как бы свечи попутного нефтяного газа, горящие над Арктикой, не стали поминальными свечами Природы края, погубленной человеком. Чтобы в условиях вечной мерзлоты восстановилось то, что мы так легко уничтожаем, потребуются сотни лет.
И пока одни подсчитывают доходы, уборкой Арктики занимаются волонтеры и экологические организации, такие как «Чистая Арктика» и «Зеленая Арктика», набирающие волонтеров и привлекающие добровольцев. А в сторону новых и старых месторождений все тянутся и тянутся караваны грузовиков, везущих топливо и новое железо, которое возможно также будет брошено. Чтобы следующие сказали: «А это не мы!».
За несколько поездок в Арктику, мы не оставили после себя ни одного пакета с мусором, не бросили ни одну замененную запчасть или канистру с отработанным маслом, хотя могли это сделать безнаказанно. Я не представляю как можно не любить Север, даже если ты там не родился. Север — это чарующий мир. Совершенно другая вселенная, побывав в которой ты навсегда оказываешься покоренным ею.
И даже через годы тебя снова будет тянуть туда — за горизонт, проходящий по 66-й широте, по линии, названной «Полярный Круг», за которой начинается все самое интересное...
Публикации по теме: