Как будто средь нагромождений льдов, художники расставили свои творения. Здесь холод ледяных пустот и жизнь, как пробивной росток, не теплится, кипит, среди безмолвия, полярной ночи и забвения.
Этой парой строк могу описать впечатления от посещения выставки «Арктика. Полюс цвета», открывающейся завтра — 12 декабря 2025 года в Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной 12. Показать все сложно, описать эмоции невозможно, но я попробую...
Совсем недавно я писал, что Арктика просто так не отпускает. Там — за Полярным Кругом, укрываясь за громадными торосами от пронизывающего ледяного ветра, не ощущаешь никакого романтизма. Это борьба за выживание и выполнение поставленных целей. А потом, возвращаясь домой, ты видишь льды во снах, но это уже совершенно другой мир — наполненный теплыми эмоциями и воспоминаниями. А все тяжести и невзгоды уходят на второй план. И это для меня, побывавшего в Арктике лишь несколько раз. А каково исследователям, зимовавшим на кораблях среди льдов?! Каково тем, кто все же добрался до своего «Северного Полюса» и своей «Земли Санникова»?! Непередаваемо!
И может ли творчество передать эмоции, которые испытывает человек за горизонтом городов и обжитых мест, в условиях полярной ночи и льдов, окружающих тебя на многие сотни километров?! Чтобы понять это, нужно посетить выставку «Арктика. Полюс цвета», и попытаться найти ответ.
Кроме картин кисти Константина Коровина, Александра Борисова и других художников и фотографов, на выставке поражает организация пространства. Словно ты оказываешься среди ледовых глыб, на которых художники развесили свои произведения. Это необычно, красиво и завораживающе. Ты не просто переходишь от картины к картине или из зала в зал, ты теряешься в лабиринтах льда, украшенного рукой человека.
Не могу представить, как многие работы создавались там — в Заполярье, среди ветров и морозов. Я прекрасно помню как замерзали руки в теплых, но позволяющих работать с камерой перчатках. Как замерзали аккумуляторы фотоаппаратов и видеокамер, которые приходилось отогревать за пазухой и постоянно менять. Как такие условия выдерживали кисти и краски, у меня внятного ответа нет.
От минимализма до супрематизма, от примитивизма до реализма. Все смешалось в залах Третьяковки, открытых для арктических впечатлений.
Супрематический ледокол — огромной, тяжелой инсталляцией, разрезает не лед, разрезает пространство между обыденностью и непонятным обывателю стремлением достичь «края Земли». Точки, из которой все пути ведут на юг.
Здесь даже тени на стенах разламывают лед, и только очертания пингвинов немного отвлекают — в Арктике пингвинов нет. Хотя, лично мне, очень от этого обидно. Так далеко забираться на север и не увидеть пингвинов… ах, если бы они были у нас — на нашей половине Земли, а не там, где люди ходят вверх ногами.
Потом, после гнетущего напряжения ледокола наступает белая тишина. Белый минимализм. Что-то подобное случалось, когда по мановению волшебной палочки лесотундра осталась позади, а впереди открылся чистый холст снежной пустыни, который почти ничего не разбавляло своим видимым присутствием. Это было незабываемо.
Выставка «Арктика. Полюс Цвета» порадовала контрастами впечатлений и ощущений. От классиков до карандашных картин Федора Конюхова. И ты не устаешь среди этого разнообразия, а просто говоришь себе: ну, хватит. Поэтому просто наслаждайтесь картинами и фотографиями из тех, что я отобрал, потому как все показать просто нереально. Лучше увидеть своими глазами.
Закончу одним из бриллиантов выставки — картиной «Северное Сияние» Константина Коровина, впервые показываемой широкой публике после реставрации, выполненной при поддержке компании Ростатом. Огромное полотно с «льдинами» под ним, вызывает вау-эффект уже на самом входе. Поэтому бросайте все и в Третьяковку.
Выставка «Арктика. Полюс Цвета» приурочена к 500-летию освоения Россией Северного Морского Пути и пройдет с 12 декабря 2025 по 21 июня 2026 года.
За этот срок можно будет зайти не раз, чтобы перебрав первых впечатлений, осмотреться еще раз. Я лично буду не против увидеть выставку во второй раз, когда первые эмоции чуть-чуть утихнут.