9-летний Ярослав отличался характером от двух своих братьев. Он был добрым и ласковым мальчиком, но постоянно хитрил. 15 февраля 2021 года ребёнок попросил маму пустить его погулять, на что получил ответ: «Давай поучишь таблицу умножения – и можешь со всеми идти на улицу». Сын обиделся и молча ушёл в свою комнату.
В 14:20 к Елене подошёл старший сын и спросил, где Ярослав. Женщина была уверена, что он в комнате учит уроки, но там его не оказалось. Стали искать в доме, куда мальчик мог бы спрятаться – нигде не нашли.
Спустя 20 минут мама с Ильёй поняли: Ярослав сбежал из дома через окно. А так как шапку и зимние ботинки он не мог взять, не попавшись на глаза маме, вылез в лёгкой обуви и без головного убора. На улице тогда было -12 градусов, началась метель. Елену охватила паника. Она набрала мужа Ивана и рассказала о произошедшем.
Боялись, что ребёнок ушёл в Казахстан
Родители объехали близлежащие улицы, проверяли заброшенные строения, заходили в магазины, придорожные кафе, показывали всем фото ребёнка. Поняв, что своими силами найти Ярослава не получится, супруги обратились в полицию.
В ходе разговора Елена вспомнила, как её средний сын разговаривал по телефону с родным отцом, проживающем в Казахстане, и сильно хотел попасть к нему в гости. Из-за пандемии они не виделись уже год. И хотя между Омском и Казахстаном расстояние 700 километров, школьник мог не знать, насколько сложно и долго туда добираться.
Мама связалась с бывшим супругом. Забеспокоившись, он стал искать возможности пересечь границу, чтобы помочь найти сына, но из-за пандемии мужчину не выпускали.
Первое свидетельство
Телефона и соцсетей у Ярослава не было – отследить его местоположение или понять мотивы побега никто не мог. Однако быстро появилась первая зацепка.
– Пришёл мужчина подвыпивший и сказал: по описанию похожий на нашего сына тормознул его и спросил, как пройти до границы с Казахстаном, – вспоминала в передаче «Вернувшиеся» Елена. – [Сказал], что он пошёл к бабушке. Мужчина припугнул его полицией, и он убежал.
Температура опускалась всё ниже, и мама, желая как можно скорее найти сына, обратилась за помощью в поисковый отряд «ДоброСпас-Омск». Волонтёры тут же принялись расклеивать по району, где проживала семья, ориентировки. Отрабатывали все транспортные ветки. Разместили информацию в социальных сетях.
Один из водителей автобуса предложил разослать ориентировку в рабочую беседу в мессенджере. Вскоре в автопарке все узнали о пропаже Ярослава. Александр, двигаясь по маршруту, стал пристально обращать внимание на остановки – присматривался, нет ли там мальчика, чьи данные и фото прислали в чат. К сожалению, подходящего под описание ребёнка он так и не увидел. Зато волонтёрам в это время удалось получить важное свидетельство.
Поиск, ставший массовым
– В одном из павильонов женщина узнала мальчика и сказала, что буквально 30 минут назад был похожий ребёнок и взял на пару рублей конфет, – рассказал волонтёр ПСО «ДоброСпас-Омск» Максим. – Начали искать в этом районе. Продолжили обход остановок, общественных мест.
Параллельно с ними Елена вместе с Иваном тоже ходили по улицам, показывали прохожим фото. Оказалось, что многие местные жители, узнав об исчезновении ребёнка, тоже вышли его искать. Полиция прочёсывала чердаки, подвалы, заброшенные здания.
Спустя 5 часов после пропажи Ярослава в поисках участвовало уже более шестидесяти человек, но никаких результатов активная деятельность не приносила. Тогда мама обратилась ещё в один поисковый отряд. Через 25 минут на улицы город выехали первые патрули с волонтёрами «ЛизаАлерт».
«Боялась, что он сядет и просто уснёт»
В начале десятого вечера появилось ещё одно свидетельство: похожего на Ярослава мальчика с рюкзаком видели в торговом павильоне, после чего он направился в сторону трассы. Часть поисковиков переместились в место, где был замечен пропавший ребёнок.
– Я ревела без остановки, – откровенничала мама. – Я понимала, что он инвалид, что у него в любой момент могло открыться кровотечение, что, если ему не помочь, он просто истечёт кровью – и всё. Я боялась, что начиналась метель. Боялась, что он может просто испугаться. Боялась, что может просто сесть – наступит гипотермия, и он просто уснёт. Он даже не поймёт, что умирает. Снегом припорошит – и всё, будет сугробик.
У Ярослава, как и у остальных сыновей Елены, в раннем возрасте диагностировали редкое генетическое заболевание, поражающее соединительные ткани – синдром Элерса-Данлоса. У таких людей чрезвычайно хрупкая кожа, склонная к появлению кровоподтёков. При этом остановить кровотечение крайне сложно.
«Пока не найду сына, не смогу быть дома»
Метель всё усиливалась. Легко одетый школьник на морозе в позднее время находился в смертельной опасности. Мама страшно переживала, ведь счёт шёл на минуты.
– Завывало. Даже дворники у машин не справлялись. В этот момент я уже не могла отдавать себе [отчёт в действиях]. Меня просили остаться сотрудники полиции – какой-то допрос провести со мной. Я сказала: «Пока я не найду сына, я не смогу быть дома. Вы можете надевать на меня наручники, судить потом, но пока я сына не найду, я не могу ни с кем разговаривать».
В 22 часа Александр совершал свой последний рейс за текущую смену. Водитель автобуса всё время обращал внимание на остановки, ища глазами Ярослава. Развернувшись на конечной точке, он поехал обратно, и на следующей же остановке заметил того, кого отчаянно пытался весь день разглядеть в толпах пешеходов и пассажиров.
– Я позвал его в автобус. Он подошёл ко мне. Показал ему фотографию на телефоне и спросил: «Это ты?» Он сказал: «Да, это я», – и расплакался. Я посадил его в автобус. Сказал: «Всё хорошо, успокойся».
«До сих пор не могу вспоминать об этом»
Следом Александр позвонил волонтёру «ДоброСпаса», а он – маме мальчика. Елена сначала не поверила, что найденный ребёнок мог оказаться её сыном, ведь от дома до той остановки, где его обнаружили, более 10 километров. И всё же семья выдвинулась в путь для подтверждения или опровержения информации.
– Автобус остановился, двери открылись – я в салон зашёл. А в салоне сидит Ярослав, – поделился отчим Иван. – Он из кабины выпрыгнул на шею.
Как выяснилось позже, школьник действительно пытался добраться до Казахстана – соскучился по бабушке. Маме планировал сообщить о визите уже когда окажется у родственников. Вылез в окно, сел на один автобус, потом на другой. Вышел на остановке и понял, что не знает, куда двигаться дальше. К счастью, именно в этот момент его заметил Александр.
– Я до сих пор не могу вспоминать и говорить об этом, – со слезами на глазах произнесла Елена. – Ярослав постоянно прижимается ко мне в этот момент. Говорит: «Мам, это очень страшно. Я больше никогда такого не совершу».
Друзья, если вам нравятся истории о человеческом неравнодушии и необычных поворотах судьбы, на канале «Ямал-Медиа» мы ежедневно рассказываем удивительные случаи, произошедшие в реальности. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи и видео.
Читайте также: