Найти в Дзене

Формы почитания святых Вселенской Церкви в Англии VII-XI веков. Часть 2

Часть 2 В конце X в. некий клирик вывез из монастыря на юге Англии (Корнуолл) мощи Неота, святого покровителя этой обители, и передал их правителю восточного региона. Несмотря на обвинение его в похищении, мощи, при вмешательстве короля, так и остались на новом месте, где, неподалеку от Кембриджа, была основана еще одна обитель во имя св. Неота [Lapidge 2013: 252][1]. Стремление владеть мощами местных англосаксонских подвижников, возможно, диктовалось политическими соображениями, поскольку это привлекало паломников и пожертвования в обитель, способствуя возвышению региона. Нельзя, однако, недооценивать и духовное значение почитания мощей, о чем свидетельствует стремление удостовериться в их подлинности: так, вышеупомянутый архиепископ Ода согласился принять останки некоего чтимого во Франции святого лишь после того, как ими был исцелен прокаженный [Ibid.: 253]. Следует заметить, что местные британские святые составляли лишь малую долю от общего числа святых, почитавшихся в древней Англ

Часть 2

В конце X в. некий клирик вывез из монастыря на юге Англии (Корнуолл) мощи Неота, святого покровителя этой обители, и передал их правителю восточного региона. Несмотря на обвинение его в похищении, мощи, при вмешательстве короля, так и остались на новом месте, где, неподалеку от Кембриджа, была основана еще одна обитель во имя св. Неота [Lapidge 2013: 252][1]. Стремление владеть мощами местных англосаксонских подвижников, возможно, диктовалось политическими соображениями, поскольку это привлекало паломников и пожертвования в обитель, способствуя возвышению региона. Нельзя, однако, недооценивать и духовное значение почитания мощей, о чем свидетельствует стремление удостовериться в их подлинности: так, вышеупомянутый архиепископ Ода согласился принять останки некоего чтимого во Франции святого лишь после того, как ими был исцелен прокаженный [Ibid.: 253].

Следует заметить, что местные британские святые составляли лишь малую долю от общего числа святых, почитавшихся в древней Англии. Количество святых во Вселенской Церкви трудно поддается исчислению; по мнению некоторых историков, общее их число (по крайней мере для западных латиноязычных церквей) приближается к нескольким тысячам [Geary 1991]. Для древней Англии число их можно приблизительно установить, если обратиться к другой форме почитания святости, а именно к текстам англосаксонских литаний.

Литаниями называются тексты с особой формой молитвы, состоящей из молитвенных воззваний к Господу и к отдельным святым с просьбой ходатайствовать за людей, чьи имена упоминаются в прошении. Количество святых, к которым обращались во время таких молитв, зависело от цели, для которой она предназначалась: поскольку литании пели во время треб или богослужений, количество святых увеличивалось и добавлялись новые имена. В литаниях святые, к которым обращены молитвы, делятся на пять групп: праотцы, апостолы, мученики, исповедники и девы. Обращаясь к одной из самых пространных литаний из Эксетера, можно увидеть, что она включает в себя имена ста двадцати пяти мучеников, ста исповедников и семидесяти дев. Это дает нам основание утверждать, что в средневековой Англии почиталось не менее трехсот святых, не считая праотцев и апостолов[2].

При этом, вероятно, не все англосаксы понимали, к каким именно святым они обращались в молитвах, не все жития им были доступны, однако священнослужители должны были знать о каждом святом и о днях их памяти. В связи с этим начали создаваться богослужебные календари. Как правило, календари начинались с января, и каждому месяцу отводилась отдельная страница рукописи, а каждому дню — отдельная строка, где обозначались дата кончины и имя святого. Поэтому, открывая календарь, можно было увидеть, на какой месяц выпадали праздники святых, что помогало в совершении богослужений.

От англосаксонской Англии до нашего времени дошло двадцать календарей. Самый ранний из них — «Календарь Виллиброрда» — датируется VIII веком. По-видимому, он использовался своим составителем для домашней молитвы, так как наряду с именами святых он включает в себя имена сослужителей и друзей автора. Виллиброрд был англосаксонским миссионером из Йорка, который обратил в христианскую веру фризов, племена которых обитали на территории современных Нидерландов и Северной Германии; кроме того, он создал кафедру в Утрехте (Нидерланды) и основал монастырь в Эхтернахе (Люксембург).

Остальные календари датированы XI веком, они использовались исключительно для богослужений в храмах и поэтому отражают традиции тех приходов, к которым они принадлежали. В некоторых частях они не совпадают, что и дает возможность предположить, что практики почитания святых в поздней англосаксонской Англии различались. Это зависело от того, в честь какого святого был освящен храм и какие службы ему совершались.

Святой Виллиброрд
Святой Виллиброрд

В более ранние времена количество святых, почитаемых в каждом храме, было не столь велико, как в X–XI вв., и их легко было выучить наизусть. При этом людям все равно было сложно запомнить имена святых и дату их празднования. Поэтому начали появляться календари в стихах. Например, в VIII в. в Йорке анонимный поэт изложил календарь в поэтическом стиле в поэме «Метрический календарь Йорка», который состоял из восьмидесяти двух строк, каждая из которых была посвящена одному святому. В X в. анонимный поэт расширил его до трехсот шестидесяти пяти дней в году. Также существует календарь в стихотворной форме на древнеанглийском языке, включивший в себя двести тридцать одну строку и сохранившийся в одной из рукописей «Англосаксонской хроники». Он насчитывает двадцать восемь праздников, большинство из которых посвящено святым Вселенской Церкви [Lapidge 2013: 256–257].

Однако календари содержали только имя и день памяти святого. Более подробная информация содержалась в мартирологах. Мартиролог — это справочник, который составлен в календарной последовательности. Для каждого дня отмечались дата и место мученичества или погребения святого, а затем указывалось его имя. Мартирологи, особенно в поздний англосаксонский период, имели особую богослужебную функцию: они читались по утрам, когда монахи собирались вместе после первого часа и утрени, чтобы объяснить, в честь какого святого совершается богослужение настоящего дня. Можно видеть, что мартиролог постоянно изменялся, для того чтобы привести его в соответствие с богослужебной практикой отдельных монастырей и соборов. Поэтому мартирологи не совпадают между собой.

-3

Считается, что все мартирологи имеют общий первоисточник — мартиролог, приписываемый блаженному Иерониму (ок. 345–420 гг.), но составленный позже, в V в. в Италии, а потом, в VI в., отредактированный в Галлии. Самый ранний дошедший до нас экземпляр был создан в Эхтернахе под руководством Виллиброрда, так же как и упомянутый выше «Календарь св. Виллиброрда». Мартиролог блж. Иеронима начинался 25 декабря и включал в себя все дни года. Однако представленная в нем информация была все же отрывочной, неполной, в связи с чем появилась потребность его дополнения. Первым, кто расширил мартиролог, стал англосаксонский монах Беда Достопочтенный. Мартиролог Беды включал сто четырнадцать записей и начинался с 1 ноября. Позже появился «Древнеанглийский мартиролог», составленный предположительно младшим современником Беды, Аккой, епископом Хэксема, примерно в 731–740 гг. Данный мартиролог включает в себя уже двести тридцать восемь записей, некоторые из которых достаточно обширны. Его автор, следуя за блаженным Иеронимом (хотя первый мартиролог и не принадлежал блж. Иерониму, в письменной традиции продолжает условно сохраняться его автор-ство), начинает год с 25 декабря. Между тем, исследуя текст мартиролога, можно понять, что автор был знаком с трудом Беды, хотя и не следует ему во всех деталях. Скорее всего, составитель использовал записи Беды Достопочтенного в качестве отправного пункта повествования, заново обращаясь к источникам и создавая более обширную информацию о святых, чем у Беды [Ibid.: 258–260].

Подводя итог, следует отметить, что святые Вселенской Церкви играли значительную роль в духовной жизни англосаксонского общества. Поэтому все указанные формы почитания святых (поклонение мощам и релик-виям, составление календарей, мартирологов и литаний) были крайне необходимы как средство духовного возрастания через посещение храма и участие в богослужении. Чтобы ближе познакомиться с духовным миром англосаксов и традициями почитания ими святых Вселенской Церкви, не-обходимо дальнейшее, более детальное изучение данного вопроса, в том числе обращение к проповедям и агиографическим памятникам англосаксонской письменности.

Источники:

Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / пер. с лат., вступ. статья, коммент. В. В. Эрлихмана. Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. 363 с.

English Kalendars before A.D. 1100 / ed. F. Wormald. London : Henry Bradshaw Society, 1934; repr. 1988. (Henry Bradshaw Society 72).

Lantfred’s Translatio et miracula S. Swithuni / ed. M. Lapidge. The Cult of St Swithun. Oxford, 2003. P. 217–333. (Winchester Studies 4.2).

Lapidge M. Anglo-Saxon Litanies of the Saints. London : Henry Bradshaw Society, 1991. 344 p. (Henry Bradshaw Society 106).

The Old English Martyrology: Edition, Translation and Commentary / Edited with a translation by Christine Rauer. Woodbridge: Boydell & Brewer, 2013. 416 p.

The Calendar of St. Willibrord / ed. H. A. Wilson. London, 1918. (Henry Brad-shaw Society 55).

Литература:

Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / пер. с англ. В. В. Петрова. Москва : РОССПЭН, 2004. 207 с.

Гвоздецкая Н. Ю. Образ святой Агафии в древнеанглийской житийной литературе // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДА. Вып. 11–12 / отв. ред. вып. прот. Николай Скурат, игумен Иоанн (Лудищев); под общ. рук. прот. Вадима Леонова. Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2022. С. 45–60.

Гвоздецкая Н. Ю. Раннехристианская мученица святая Агния Римская и ее почитание в Древней Англии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДА. Вып. 13 / отв. ред. вып. прот. Николай Скурат, игумен Иоанн (Лудищев); под общ. рук. прот. Вадима Леонова. Мо-сква : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. С. 25–43.

Гусакова О. В. Культ англосаксонских святых в условиях скандинавских за-воеваний Англии IX–XI вв. Дис. ... канд. истор. наук. М., 2012.

Денисова Е. В. Святые королевской крови в церковной проповеди Англии VIII–X вв. К истории раннесредневекового учения о государстве / дис. ... канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2009.

Мереминский С. Г. Социально-политические аспекты культов англосаксонских святых в современной западной историографии (Обзор) // Церковь и религиозное сознание средневековой Европы: Сб. обзоров и ре-фератов / под ред. З. Ю. Метлицкой. Москва, 2008. С. 28–46.

Моховикова Н. В. «Жития святых» Эльфрика как памятник Бенедиктинского возрождения / дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1999.

Ненарокова М. Р. «Житие св. Катберта» Досточтимого Беды как памятник англо-латинской агиографии VII–VIII вв. / дис. ... канд. филол. наук. Москва, 1996.

Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда — ритор, агиограф, проповедник. Москва, 2003.

Омельницкий М. П. Агиографические модели позднего англосаксонского периода / дис. ... канд. истор. наук. Москва, 2002.

Farmer D. H. The Oxford Book of Saints. Oxford : Oxford University Press, 1978. 462 p.

Geary P. J. Furta Sacra: Thefts of Relics in the Central Middle Ages, rev. edn. Princeton, NJ : Princeton University Press, 1991. 248 p.

Johnson Richard F. Saint Michael the Archangel in Medieval English Legend. S. l.: Boydell & Brewer, Boydell Press, 2005. 186 p.

Jones C. A. Old English Words for Relics of the Saints // Florilegium. 2009. Vol. 26. P. 85–129.

Lapidge М. The Saintly life in Anglo-Saxon England // The Cambridge Companion to Old English Literature / ed. by Malcolm Godden and Michael Lapidge. Cambridge : Cambridge University Press, 2013. P. 251–272.

Lapidge M. Acca of Hexham and the Origin of the Old English Martyrology // Analecta Bollandiana. 2005. Vol. 123. P. 29–78.

Ridyard S. J. The Royal Saints of Anglo-Saxon England: A Study of West Saxon and East Anglian Cults. Cambridge : Cambridge University Press, 1988. 356 p.

Rollason D. Saints and Relics in Anglo-Saxon England. Oxford : Blackwell Publishers, 1989. 245 p.

Иеродиакон Тихон (Кусов)

Статья из журнала Сретенское слово

[1] Подробнее о такого род инцидентах см.: Geary P. J. Furta Sacra: Thefts of Relics in the Central Middle Ages, rev. edn. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1991. 248 p.

[2] Lapidge M. Anglo-Saxon Litanies of the Saints. London: Henry Bradshaw Society, 1991. 344 p. О почитании в Англии святых дев см.: Гвоздецкая Н. Ю. Образ святой Агафии в древнеанглийской житийной литературе // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДА. Вып. 11–12 / отв. ред. вып. прот. Николай Скурат, игумен Иоанн (Лудищев); под общ. рук. прот. Вадима Леонова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2022. С. 45–60; Гвоздецкая Н. Ю. Раннехристианская мученица святая Агния Римская и ее почитание в Древней Англии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДА. Вып. 13 / oтв. ред. вып. прот. Николай Скурат, игумен Иоанн (Лудищев); под общ. рук. прот. Вадима Леонова. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. С. 25–43.