Аннотация: В статье рассматриваются основные формы почитания святых в англосаксонской Англии. В историческом контексте исследуемого периода обозначена традиция поклонения святым мощам и реликвиям, указаны особенности составления молитвенных прошений (литаний), а также выявлены закономерности последующего расширения источниковой (в том числе имеющей богослужебное значение) базы памяти святых — появление календарей и мартирологов.
Германские племена англов, саксов и ютов, в V–VI вв. переселившиеся с континента в Британию и сформировавшие там семь раннефеодальных королевств, впервые приняли крещение в 597 г. благодаря первой римской миссии, посланной святителем Григорием Двоесловом (известным на Западе как папа римский Григорий I Великий). Однако не меньшую роль в распространении христианства в англосаксонских государствах сыграли кельтские (преимущественно ирландские) миссионеры, которые действовали по приглашению правителей Нортумбрии на севере Англии, но оказали влияние и на южные ее части. Канонический спор между представителями римской и ирландской миссий по поводу даты празднования Пасхи, состоявшийся в 664 г. на местном соборе в монастыре Витби (Нортумбрия), был разрешен в пользу римской партии, и с этих пор англосаксы следовали традициям Вселенской Церкви, от которой тогда еще не отпал престол Рима. Прибытие в Англию второй римской миссии (668) во главе с Феодором Тарсийским и Адрианом положило начало единению Английской церкви, которое позднее, в эпоху скандинавских нашествий (IX — начало XI в.), сыграло положительную роль и в политическом объединении страны.
Наиболее полную картину христианизации Англии дает Беда Достопочтенный в своем труде «Церковная история народа англов» (731), создавая образы королей и королев, знатных и простых людей, монахов и мирян, трудившихся на благо Церкви. Многие из них впоследствии получили статус местночтимых святых в чине страстотерпцев, святителей, отшельников, аскетов и т. п., к которым позже, в период набегов язычников-викингов, добавились и мученики за веру. Формы почитания местных англосаксонских святых в древней Англии достаточно полно описаны в научной литературе, в том числе в отечественных работах последних десятилетий[1]. Так, в исследовании О. В. Гусаковой упоминаются такие формы их почитания, как паломничества к местам упокоения святых, освящение в их честь храмов, прославление в агиографии и литургических источниках (проповедях, мартирологах, литаниях, календарях) и т. п.
Гораздо менее изучены формы почитания среди англосаксов святых Вселенской Церкви, прославленных на континенте, особенно в средиземноморском ареале, до эпохи христианизации Англии (VII). Трудно было бы дать в одной статье полный обзор всех имен этих святых, как и форм их почитания, упоминаемых в англосаксонских источниках, поэтому остановимся на некоторых из них — почитании мощей и реликвий, а также литургических формах (литаниях, календарях и мартирологах).
Самой ранней формой почитания святых в христианской Церкви является поклонение священным останкам (мощам) и реликвиям, воплощающим силу святых ходатайствовать перед Богом о тех, кто еще пребывает в земной жизни. Монах Лантфред, прибывший из Франции в Винчестер в 70-е гг. X в., в своем труде о перенесении мощей Свитгуна, местночтимого англосаксонского святого, описал чудеса, совершавшиеся у его раки, окруженной толпами больных и немощных[2].
Поклонение мощам как иноземных, так и местных святых появилось в древней Англии вскоре после крещения и распространялось благодаря контактам с римскими и ирландскими миссионерами. Беда Достопочтенный упоминает некоего епископа Хагустальдена (ныне Hexam), по имени Акка, который «тратит много сил, собирая отовсюду реликвии блаженных апостолов и мучеников Христовых, воздвигает для их прославления алтари и строит в храме капеллы. Он также устроил крупнейшую и славнейшую библиотеку, где собраны истории о страстях мучеников» [Беда Достопочтенный 2001: 179]. Возможно, именно его собрание было по-ложено в основу латинского образца «Древнеанглийского мартиролога», составленного в начале IX в. на древнеанглийском языке [Lapidge 2005: 29–78][3].
Не менее ревностным собирателем священных реликвий был знаменитый король Уэссекса Этельстан, победитель викингов в битве при Брунанбурге (937), который передавал реликвии в дар различным церквям. Значительная их часть оказалась в соборе города Эксетер — к таковым причисляют части яслей Младенца Иисуса, Креста и Гроба Господня, крупицы земли с горы Елеонской; реликвии апостолов (частицы волос и бороды апостола Петра) и мучеников (камень, которым был убит св. Стефан; один из угольев, которыми жгли св. Лаврентия), а также частицы мощей самых прославленных на континенте мучеников и исповедников [Jones 2009: 86–90].
Насколько ценились такие предметы почитания, можно увидеть из желания сохранять их и владеть ими. В 948 г., во время попытки уэссекского короля Эадреда освободить одну из областей, захваченную викингами, там (в Райпоне) от пожара сгорела церковь, и сопровождавший короля архиепископ Ода озаботился тем, чтобы увезти из нее мощи местночтимого святого, архиепископа Йоркского Вилфрида, на юг в Кентербери. Жизнеописание св. Вилфрида, которому Беда посвятил эпитафию в стихах, известно из «Церковной истории народа англов» (кн. 5, гл. 19) [Беда Достопочтенный 2001: 174–179]. Вилфрид неоднократно посещал Рим, защищая по возвращении в Англию канонически правильные церковные обычаи. Согласно Беде, однажды, когда святой епископ заболел на пути из Рима домой, ему явился архангел Михаил, который исцелил его и предрек в будущем мирную кончину дома. Этот эпизод в жизнеописании св. Вилфрида, вероятно, неслучаен: будучи кем-то вроде «посредника» в общении англосаксов со Вселенской Церковью, св. Вилфрид перед кончиной удостоился видения одного из главных представителей святых Небесных Сил Бесплотных. А Михайлов день стал одним из самых важных церковных праздников в Англии[4]. Примечателен также еще один эпизод в «Церковной истории» Беды (кн. 2, гл. 6): святой Лаврентий, второй архиепископ Кентерберийский, отчаявшись обратить ко Христу ко-роля Кента Эадбальда, отступившего от веры, решает покинуть Англию, однако ночью, в храме святых апостолов Петра и Павла удостаивается видения первоверховного апостола Петра, который не только порицает, но и бичует его. «Глубоко тронутый бичеванием и словами блаженного Петра, слуга Христов Лаврентий рано утром отправился к королю и, подняв одеяние, показал ему следы ударов» [Там же: 55]. Король, устрашившись, оставил служение идолам. Этот эпизод позволяет нам сделать вывод о том, насколько близки были англосаксонским иерархам святые Вселенской Церкви.
Продолжение следует...
Статья из журнала Сретенское слово
[1] См.: Ненарокова М. Р. «Житие св. Катберта» Досточтимого Беды как памятник англо-латинской агиографии VII–VIII вв. : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1996; Моховикова Н. В. «Жития святых» Эльфрика как памятник Бенедиктинского возрождения / дис. ... канд. филол. наук. М., 1999; Омельницкий М. П. Агиографические модели позднего англосаксонского периода / дис. ... канд. истор. наук. М., 2002; Ненарокова М. Р. Досточтимый Беда — ритор, агиограф, проповедник. М., 2003; Мереминский С. Г. Социально-политические аспекты культов англосаксонских святых в современной западной историографии. (Обзор) // Церковь и религиозное сознание средневековой Европы: Сб. обзоров и рефератов / под. ред. З. Ю. Метлицкой. М., 2008. С. 28–46; Денисова Е. В. Святые королевской крови в церковной проповеди Англии VIII–X вв. К истории раннесредневекового учения о государстве / дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2009; Гусакова О. В. Культ англосаксонских святых в условиях скандинавских завоеваний Англии IX–XI вв. / дис. ... канд. истор. наук. М., 2012.
[2] Lantfred’s Translatio et miracula S. Swithuni, ed. M. Lapidge. The Cult of St. Swithun, Winchester Studies 4.2, Oxford, 2003. P. 217–333. Более подробно о почитании мощей и реликвий святых в древней Англии см.: Rollason D. Saints and Relics in Anglo-Saxon England. Oxford: Blackwell Publishers, 1989. 245 p. О становлении почитания святых на Западе см.: Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве / пер. с англ. В. В. Петрова. М.: РОССПЭН, 2004. 207 с. О почитании в англосаксонской Англии святых королей см.: Ridyard S. J. The Royal Saints of Anglo-Saxon England: A Study of West Saxon and East Anglian Cults. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. 356 p.
[3] Полный перечень святых, представленных в этом древнеанглийском мартирологе, как и краткие тексты о них, см. в новейшем издании: The Old English Martyrology: Edition, Translation and Commentary. Edited with a translation by Christine Rauer. Woodbridge: Boydell & Brewer, 2013. 416 p.
[4] О почитании в средневековой Англии архангела Михаила см.: Johnson Richard F. Saint Michael the Archangel in Medieval English Legend. S. l.: Boydell & Brewer, Boydell Press, 2005. 186 p.