Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

«Когда уезжаем, не знаем, в какой мир вернёмся»: как геологи месяцами живут среди медведей и без связи

Геологами-поисковиками становятся по разным причинам. Одни ищут историю, другие – полезные ископаемые. Кому-то удаётся совмещать всё вместе. Несмотря на романтику профессии – путешествия, леса, горы, реки, постоянный поиск и открытия – лёгкой такую работу точно не назовёшь. Месяцы вдали от дома без связи и Интернета, однотипный рацион питания, непростые условия жизни, сложные и длительные походы, дикие звери по соседству – лишь часть трудностей, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Как проходят рабочие будни геологов, какие опасности их подстерегают и чем они занимаются, когда возвращаются из поездок, мы расскажем в этой статье. Антон не думал работать геологом, когда окончит школу. Даже о профессии такой не знал. Планировал получить медицинское образование и стать стоматологом или хирургом. И тут знакомая преподавательница с геологического факультета предложила пойти к ним. Сказала, что у студентов практики интересные, есть возможность заработать. Антон подумал и согласился.
Оглавление

Геологами-поисковиками становятся по разным причинам. Одни ищут историю, другие – полезные ископаемые. Кому-то удаётся совмещать всё вместе. Несмотря на романтику профессии – путешествия, леса, горы, реки, постоянный поиск и открытия – лёгкой такую работу точно не назовёшь.

Месяцы вдали от дома без связи и Интернета, однотипный рацион питания, непростые условия жизни, сложные и длительные походы, дикие звери по соседству – лишь часть трудностей, с которыми приходится сталкиваться постоянно.

Как проходят рабочие будни геологов, какие опасности их подстерегают и чем они занимаются, когда возвращаются из поездок, мы расскажем в этой статье.

Иллюстрация к статье создана при помощи ИИ
Иллюстрация к статье создана при помощи ИИ

Выбрал профессию и не пожалел

Антон не думал работать геологом, когда окончит школу. Даже о профессии такой не знал. Планировал получить медицинское образование и стать стоматологом или хирургом. И тут знакомая преподавательница с геологического факультета предложила пойти к ним. Сказала, что у студентов практики интересные, есть возможность заработать.

Антон подумал и согласился.

После первого курса магистратуры он впервые попал в Магадан и понял, что хочет здесь задержаться. За одним сезоном последовал второй, а там и третий, пятый, восьмой…

– В Магадане полевой сезон небольшой – около трёх месяцев, – объяснил мужчина в выпуске проекта «Раскадровка». – Поэтому за такой короткий промежуток времени надо успеть очень многое.

Встречи с дикими животными

Прежде чем разбить лагерь, тщательно выбирают правильное место. Палатки ни в коем случае не устанавливают на косе – может затопить. Размещают их подальше друг от друга (из-за опасности возгорания) на участке с наименьшим количеством кустов – чтобы можно было издалека видеть диких животных.

Лагерь для собственной безопасности ограждают электрической изгородью. В Магаданской области, где кругом полно медведей, любые меры предосторожности лишними не бывают.

– Из восьми сезонов было два или три, когда я не встречался с дикими животными. В основном это медведи или лоси – вторые встречались реже, – рассказал Антон. – Иногда издалека, иногда – очень близко. Иногда они нам пакостили и рвали баню – бедный студент три раза нам зашивал и устанавливал её.

«На мой крик прибежала медведица»

Впервые с медведем геолог встретился на производственной практике. Занимался своей работой и вдруг услышал звук, будто кашляет собака. По инструкции громко крикнул, и на этот крик прибежал медведь.

– У них плохое зрение, но очень хороший слух и обоняние. Как я потом понял, это была медведица, потому что медвежата издавали те странные звуки. Мой рабочий был в пятидесяти метрах от меня – подбирал пробы. Я был на следующей точке. В этой ситуации получилось так, что мы спасли друг друга.

В руке Антона был молоток, но он понимал, что с таким инструментом не сможет спастись. В этот момент коллега окрикнул его, и медведица убежала в сторону только что раздавшегося человеческого голоса.

– Я вслед прокричал, чтобы он молчал и никаких звуков не издавал, а сам сижу жду реакции какой-то: либо его спасать, либо она сейчас убежит куда-то. Через тридцать минут он выходит с большими глазами и говорит: «Антоха! Я встретил вот такого медведя!» Мы поднялись выше, передали по рации, что в этих местах медведь, и вернулись в лагерь.

Чем задабривают и отпугивают медведей

По словам мужчины, хозяин тайги очень любит бензин. Когда используют его в пластиковых канистрах, зверь их находит и разрывает.

– В 2023 году было открытие: он очень полюбил батоны. Пока мы ездили на участок на вездеходе четыре дня, три раза примерно мы выкидывали и жили в вездеходе. Три раза он у нас ел эти батоны. А так, в принципе, он сгущёнку любит – сладкое всё-таки, углеводы.

Отправляясь на природу, геологи с собой берут пугачи и фальшфейеры, которые горят около тридцати секунд, в том числе под водой.

– Многие [медведи], да, пугаются. Единичные случаи, когда они, наоборот, встают – им интересно – поднимаются на задние лапы и смотрят.

Рабочие будни геологов

Обычный рабочий день «в поле» начинается в 8-9 часов утра – смотря насколько быстро все соберутся. До нужного места добираются на вездеходе или вертолёте – зависит от местности.

– За день проходим по-разному. Если это геологический маршрут, то они обычно не сильно продолжительные. Если это литохимия или какие-то дальние подходы, то до 25 километров. Но надо учитывать, что это не по асфальту – через сопки, через заросли. Это не совсем удобные подходы, это преодоление рек. Могу сказать, что в одном сезоне были очень большие объёмы – около четырёхсот километров.

Потому с собой в рюкзаке носят только самое необходимое: средство связи с базовым лагерем и другими отрядами, молоток, термос, репелленты, перчатки и дождевик.

Как устроен палаточный лагерь

Возвращаются в палатку геологи примерно к семи вечера. В Магаданской области, где летом стоят белые ночи, иногда по маршруту отправляются в позднее время суток, а днём, в жару, отдыхают.

Спят на раскладушках в спальных мешках. Из дополнительной мебели в палатке находится стол. За ним едят и камералят маршруты в ноутбуках. Для защиты от комаров используют спирали или кремы.

Любой полевой лагерь не обходится без бани. Устроена она очень просто: печь внутри палатки и самодельная лавка. Воду из реки набирают в ёмкость, ставят на печь и ждут, когда она наберёт комфортную температуру. Сразу после начинаются водные процедуры.

Есть и отдельная кухня, в которой все готовят по очереди. С собой привозят большое количество продуктов с длительным сроком хранения: тушёнку, сгущёнку, консервы, воду и лапшу быстрого приготовления.

С алкоголем здесь очень строго – его употребление категорически запрещено.

«Хорошая эмоциональная разгрузка»

Возвращаясь из экспедиции, геологи перемещаются в офис.

– Сидим за компьютерами, как офисные планктоны, обрабатываем данные, работаем в программах. Используем различные снимки для отстраивания топологии. Данные анализируются, выделяются наиболее перспективные участки – и выезжаем в поле.

В тех уголках страны, где проходит экспедиция, отсутствует мобильная связь и Интернет. Пользуются либо спутниковыми телефонами, либо трекерами, по которым можно разве что отправить смс-сообщение.

– Только так мы и поддерживаем связь с внешним миром. Это хорошая эмоциональная разгрузка, обособление от внешнего мира, от соцсетей. Даёт перезагрузку внутреннюю. Когда уезжаем в поле, мы не знаем, в какой мир вернёмся.

Друзья, если вам было интересно читать, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем статьи и видео о жизни на Крайнем Севере и не только, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Читайте также:

Геология
1456 интересуются