Найти в Дзене
Дом Римеоры

Что будет, если про небесный Запад забыть?

Недавно я писал статью о том, что в текущем конфликте между Западом и его идеальным представлением, Трамп не вытягивает. Он, конечно, пытается, но выходит у него не слишком. А это значит, что и фрактальная система конфликтов, завязанных на базовый, грозит рассыпаться.
Надо, однако, выйти из кукольного мирка своей чудной модели, оглядеть её взглядом постороннего наблюдателя и ответить на два

Недавно я писал статью о том, что в текущем конфликте между Западом и его идеальным представлением, Трамп не вытягивает. Он, конечно, пытается, но выходит у него не слишком. А это значит, что и фрактальная система конфликтов, завязанных на базовый, грозит рассыпаться.

Надо, однако, выйти из кукольного мирка своей чудной модели, оглядеть её взглядом постороннего наблюдателя и ответить на два простых вопроса:

  1. А Трамп и другие западные лидеры, они вообще пытаются решать какой-то ценностный конфликт? На словах, вроде, да: MAGA, кепочки красные, "мир, основанный на правилах", — а на деле?
  2. Что будет с миром, если базовый уровень фрактального конфликта никто не станет разрешать?

Касательно Трампа ответить на первый вопрос сложно. Нельзя залезть в его буйную головушку и посмотреть, о чём он на самом деле думает. Но некоторые деятели среди его команды явно относятся к западным ценностям серьёзно.

А вот про братьев меньших большого Запада этого сказать, возможно, уже нельзя. На прошлой неделе канадский премьер выступил со знаковой речью. Основной её тезис можно изложить так.

Раньше западные страны заявляли, что следуют определённым ценностям, хотя на деле отстаивали, в первую очередь, свои интересы. Когда интересы перебарывали ценности, им становилось стыдно и они старались скрыть этот факт от себя и людей. Оправдывались, отмалчивались, отвлекали внимание и т.д. А теперь времена пошли сложные: денег мало, папуасы дерзят, Америка заботится только о себе — поэтому стесняться больше не надо. Удобно — отстаиваешь ценности, неудобно — убираешь их в чулан. Главное интерес соблюсти.

То есть небесного Запада больше нет, забудьте. Вместо совокупности ценностей, под которыми можно себя чистить, будет ещё один набор инструментов, чтобы извлекать выгоду. И с этим какое-то время будет очень хорошо, а потом всё пойдёт по одному из законов Мерфи:

После поворота событий от плохого к худшему цикл повторится.

Судя по тому, что средних стран на Западе несколько, малых — просто много, а новый прагматизм все начнут практиковать приблизительно одновременно, провал в тартарары начнётся скоро и будет стремительным.

Эта картина вызывает у меня в памяти модель катабатического коллапса, которую предложил американский писатель, аналитик и друид Джон Грир. Надо будет как-нибудь рассказать вам об этой модели. Если вам интересно, можете подкинуть мне скромных донатов, и я напишу о ней в ближайшем будущем.

А главное — продолжится распад. США, которые сейчас хотят закрепить Канаду в своей сфере влияния, встанут перед выбором: либо полностью интегрировать её (а с ней 20-30 млн. антитрампистов), либо смириться с тем, что Канада начнёт руководствоваться своими интересами, которые лишь иногда будут совпадать с американскими.

И это только начало. США могут свалиться в гражданскую войну или распасться на штаты. В ЕС границы пойдут по странам и регионам. Падать есть куда. Произойдёт это не завтра, но быстрее, чем кажется сейчас.

Россия в этом бодром новом мире может занять место Византии: стать островом порядка и цивилизации среди мира, погружающегося в тёмные века. Запаса прочности хватит на 2-3 поколения, но дальше распад охватит и её.

Или же она сможет повернуть его вспять. Стать новым центром притяжения для мира. Служить примером, привлекательным образцом, вовлекать другие страны и регионы в свои проекты. Но для этого оные проекты надо иметь. Надо создать привлекательный образ будущего, поверить в него и начать воплощать его в жизнь.

Инфант Генрих (Энрике) Мореплаватель.
Инфант Генрих (Энрике) Мореплаватель.

В XV веке, когда по европейскому континенту только недавно прошла Чёрная смерть, а земледелие становилось всё более рискованным из-за наступления Малого ледникового периода, один человек решил опровергнуть географические представления, восходящие к Аристотелю и Птолемею, и открыть морской путь в Индию. Он был инфантом и магистром ордена Христа, поэтому смог направить на воплощение своих идей средства, накопленные португальскими тамплиерами, а вскоре заразил ими и всё королевство. Прошло сто лет и уже все мало-мальски значимые европейские державы стали вкладываться в морскую торговлю и колонизацию, а богатства половины мира: от Перу до Моллукских островов — стекаться на старый континент. В Европе начался подъём хозяйства, и вскоре произошла промышленная революция. Началось же всё с малого: с капитана, который не убоялся горящей земли и кипящего моря, и инфанта, отправившего его в экспедицию.

Потому что иногда идеи управляют миром.