Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

Были танцы, но ничего за ними – каким получился мюзикл “Поцелуй женщины-паука” (2025)

Драма-мюзикл “Поцелуй женщины-паука” (Kiss of the Spider Woman) режиссера Билла Кондона является кино-адаптацией мюзикла, написанного композитором Джоном Кандером и поэтом Фрэдом Эббом по либретто Терренса МакНелли, за которое последний получил премию “Тони” в 1993 году. В театрах мюзикл шел в Торонто в 1992 году, в Лондоне в Вэст-Энде в 1992-93 годах и в Нью-Йорке на Бродвее в 1993 году. Мюзикл стал очень важным культурным явлением, потому что его сюжет добавил квир и политическую темы в музыкальный театр. Сюжет “Поцелуя женщины-паука” погружает зрителя в условия “грязной войны” в Латинской Америке, сочетает суровый реализм и гламурное фэнтези, исследует выживание во времена репрессий с помощью силы воображения. Терренс МакНелли написал либретто для мюзикла по одноименному роману 1976 года аргентинского писателя Мануэля Пуига. На испанском языке название романа выглядит так – El beso de la mujer araña. Считается, что этот роман у Пуига самый лучший из восьми имеющихся. Также Пуиг писа
Оглавление

Драма-мюзикл “Поцелуй женщины-паука” (Kiss of the Spider Woman) режиссера Билла Кондона является кино-адаптацией мюзикла, написанного композитором Джоном Кандером и поэтом Фрэдом Эббом по либретто Терренса МакНелли, за которое последний получил премию “Тони” в 1993 году.

В театрах мюзикл шел в Торонто в 1992 году, в Лондоне в Вэст-Энде в 1992-93 годах и в Нью-Йорке на Бродвее в 1993 году. Мюзикл стал очень важным культурным явлением, потому что его сюжет добавил квир и политическую темы в музыкальный театр. Сюжет “Поцелуя женщины-паука” погружает зрителя в условия “грязной войны” в Латинской Америке, сочетает суровый реализм и гламурное фэнтези, исследует выживание во времена репрессий с помощью силы воображения.

постер к фильму “Поцелуй женщины-паука” | источник фото imdb
постер к фильму “Поцелуй женщины-паука” | источник фото imdb

Главная основа для мюзикла и фильма

Терренс МакНелли написал либретто для мюзикла по одноименному роману 1976 года аргентинского писателя Мануэля Пуига. На испанском языке название романа выглядит так – El beso de la mujer araña. Считается, что этот роман у Пуига самый лучший из восьми имеющихся. Также Пуиг писал пьесы и сценарии.

Мануэль Пуиг был неугоден аргентинскому правительству из-за своих радикальных взглядов, от чего его романы подвергались сильной цензуре, а сам писатель – преследованиям. Потому он ушел в добровольное изгнание, покинув Аргентину. Он менял места проживания – Мексика, США и Бразилия. В изгнании в 1983 году он сам написал пьесу на основе своего романа “Поцелуй женщины-паука”, и в 1985 году по ней был поставлен спектакль в лондонском Bush Theatre.

В 1985-ом же вышла одноименная экранизация романа Пуига от бразильского режиссера Эктора Бабенко по сценарию Леонарда Шредера. Главные роли исполнили Уильям Хёрт и Рауль Хулиа. На церемонии “Оскар” 1986 года у фильма было четыре номинации, в том числе “Лучший фильм”, но он выиграл только в одной – статуэтку получил Уильям Хёрт как “Лучший актер”.

Так совпало, что драма-мюзикл Билла Кондона вышла в год 40-летия прекрасной киноадаптации романа от Бабенко, напоминая одновременно и про мюзикл (в конце фильма есть посвящение авторам мюзикла 93-го), и про роман Пуига, и про ту же адаптацию.

Сюжет мюзикла Билла Кондона

Мюзикла я не видела, но драму Бабенко – да. Общего между проектами Бабенко и Кондона – только основной сюжет о двух заключенных в одной камере.

Аргентина, май 1983 года, полгода до окончания “Грязной войны”. Оформитель витрин Луис Молина (в исполнении Тонатиу) провел в заключении уже три года из восьми. Его осудили за непристойное поведение с мужчиной.

Через три года его переводят по распоряжению начальника тюрьмы в крыло для политических заключенных. Он попадает в камеру к неразговорчивому революционеру Валентину Арреги (в исполнении Диего Луны), скрывающегося за книгой Ленина, лишь бы не общаться с сокамерником.

Луис должен выведать у Валентина информацию о его группе единомышленников, желающих свергнуть диктатуру, тогда он получит досрочное освобождение. Так, чтобы разговорить его, Луис начинает рассказывать сюжет своего самого любимого фильма-мюзикла “Поцелуй женщины-паука”, в котором главную роль редактора глянцевого журнала Авроры исполняет Ингрид Луна (в исполнении Дженнифер Лопес).

Повествование Луиса постепенно растапливает лед, Валентину становится интересно, и он тоже находит вымысел хорошим способом побега от реальности, как и Луис.

Каким получился фильм-мюзикл

Премьера его состоялась ровно год назад на фестивале Санденс. Там он был принят очень хорошо – актерская игра новичка Тонатиу и Дженнифер Лопес, для которой роль Ингрид была долгожданной и желанной (и в этом проекте она заявлена как латиноамериканка, так что ее роль отдает дань уважения ее корням), а также музыкальные номера вызвали одобрение, но в целом повествование назвали неровным. В прокате фильм и вовсе провалился – было собрано всего два миллиона при производственном бюджете в 30 миллионов.

На самом деле, складывается ощущение, что фильм создан исключительно как огромная танцевальная площадка для полнометражного музыкального клипа Дженнифер Лопес. У нее и правда есть довольно объемные клипы – сочные, богатые нарядами и хореографией, – а этот фильм стал как амбициозное продолжение ее музыкальной карьеры.

Музыкальная часть тут преобладает не на пользу раскрытию проблем, она их подавляет. Часть, отведенная на выстраивание доверительных отношений между Луисом и Валентином, выглядит куцей. Все их трогательные моменты просто теряются за продуманными и четкими музыкальными вставками, которые являются очевидными метафорами побега от реальности (но где реальность?).

Если сравнивать с фильмом 1985 года, то из их диалогов выбросили всю политику, оставив незначительные реплики, суть которых сводится к тому, что Луис обожает Ингрид Луну, а кинематограф является его отдушиной; что в героине Ингрид в мюзикле “Поцелуй женщины-паука” он видит себя, потому что у обоих есть подавленная травма – открой ее и ситуация в личной жизни улучшится.

А образ Ингрид Луны и ее героини Авроры в мюзикле – это символ огромного вымысла, метафора недостижимой свободы и превращения в того, кем хочется быть, но при сложившемся режиме невозможно. Эта мечта/иллюзия одновременно и восхищает, и пугает. Ее пугающее воплощение появляется в образе эффектной паучихи, втайне мечтающей о поцелуе. Но никто этого не знал, потому все сильно ее опасались. Честно говоря, символизм паука в версии Кондона не впечатляет так, как у Бабенко. Когда в финале ему дали трактовку, стало как-то неловко от внезапной простоты намерений мифического существа, которое столько лет держало в страхе жителей деревни.

Словом, Дженнифер Лопес получила в этом проекте и сногсшибательный гардероб, разработанный художником по костюмам Колин Этвуд (Colleen Atwood), и возможность представить себя дивой мюзиклов MGM в их Золотую эру. Музыкальные номера однозначно получились, а вот драма не чувствуется, к сожалению.

Эскизы нарядов Авроры и их появление в фильме:

Есть только один эскиз наряда для образа паучихи, но я взяла из фильма два скриншота, там два появления паучихи в разных платьях. Последний наряд в галерее отличается от варианта в фильме – на эскизе белый верх/черный низ с бусинами, в фильме наряд полностью белый

Хотя я отметила, что в своем пересказе сюжета Луис заменяет персонажей на себя самого и Валентина – себе он отводит роль Кендалла, ассистента Авроры, а Валентин превращается в фотографа Армандо, нанятого Авророй для новой фотосессии. Такое тесное переплетение мерзкой тюремной реальности и великолепной фантазии вполне понятно – это еще лучше подчеркивает желание убежать в лучший мир от угнетения и невозможности быть собой, ведь в придуманном мире можно допустить любую вольность. Но нотка горечи все же есть и в вымысле – даже там есть свои жертвы.

В целом фильм мне не понравился, но музыкальные номера и игру новичка Тонатиу я отметила. Луис Молина в его исполнении не был копией Луиса в исполнении Уильяма Хёрта; они оба по-своему воплотили образ ‘другого’. Луис привносит в фильм человечность и достоинство, персонаж Диего Луны получился слабее, и Тонатиу прекрасно справляется, чтобы сделать сцены в тюремной камере привлекательными, также он здорово перевоплощается в Кендалла в вымышленном мире, действительно превращаясь в версию человека, которого просто нет.

Самым впечатляющим моментом в фильме с его участием является финал, когда решается судьба Луиса Молины. По крайней мере в финале Тонатиу окончательно дает понять, что способен показывать эмоции, и режиссерам стоит к нему присмотреться.

***

Новость о премьере драмы-мюзикла на Санденсе:

О фильме 1985 года:

Мюзиклы
8721 интересуется