Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Кристиан Диор и цветы

Цветы играли в жизни Кристиана Диора важную роль. Всегда. С самого детства. Видите этого милого малыша на переднем плане, в широкополой шляпе, который гуляет со своей нянюшкой по цветочной ярмарке? Да-да, это он. Узнаваем, правда? Увлечение это началось тогда, когда маленьким мальчиком он бродил по саду виллы «Румбы» в Гранвилле – семья Диоров приобретает это особняк вскоре после его рождения. И вместе с любимой матушкой Кристиан ухаживал за цветочными клумбами английского сада, разбитого по желанию Мадлен Диор. Там росли боярышник, гелиотропы, резеда, глициния. Первые годы жизни в этом волшебном месте, и те летние каникулы, которые позднее он проводил тут год за годом, останутся с ним навсегда. Они войдут в плоть и кровь его творений – и любимое сочетание серого и розового цветов (а именно в такой гамме и был отделан особняк), и самые любимые цветы – розы и ландыши. Кстати, самое название виллы, «Румбы», тоже отсылка к розе, пусть и своеобразной – розе ветров, схеме, которые показывае

Цветы играли в жизни Кристиана Диора важную роль. Всегда. С самого детства.

Видите этого милого малыша на переднем плане, в широкополой шляпе, который гуляет со своей нянюшкой по цветочной ярмарке? Да-да, это он. Узнаваем, правда?

Кристиан Диор в Гранвилле, 1908. (с) dior.com
Кристиан Диор в Гранвилле, 1908. (с) dior.com

Увлечение это началось тогда, когда маленьким мальчиком он бродил по саду виллы «Румбы» в Гранвилле – семья Диоров приобретает это особняк вскоре после его рождения. И вместе с любимой матушкой Кристиан ухаживал за цветочными клумбами английского сада, разбитого по желанию Мадлен Диор. Там росли боярышник, гелиотропы, резеда, глициния. Первые годы жизни в этом волшебном месте, и те летние каникулы, которые позднее он проводил тут год за годом, останутся с ним навсегда. Они войдут в плоть и кровь его творений – и любимое сочетание серого и розового цветов (а именно в такой гамме и был отделан особняк), и самые любимые цветы – розы и ландыши. Кстати, самое название виллы, «Румбы», тоже отсылка к розе, пусть и своеобразной – розе ветров, схеме, которые показывает, как перемещаются воздушные массы в определённом месте.

Вилла «Les Rhumbs» в 1930-е - и в наши дни
Вилла «Les Rhumbs» в 1930-е - и в наши дни

Прошли годы. Открылся модный дом. И всякий раз перед тем, как приступать к очередной коллекции, месье Диор отправлялся в сад. И там, среди цветов, сидел и размышлял, набираясь сил и вдохновения. Это превратилось в своеобразный ритуал, который повторялся в течение всех лет, которые он посвятил моде.

Кристиан Диор поправляет цветочную композицию перед показом в своём Доме на авеню Монтень, 1950-е
Кристиан Диор поправляет цветочную композицию перед показом в своём Доме на авеню Монтень, 1950-е

Без цветов немыслимы были и показы. Перед каждым из них он заходил в зал, проверить, всё ли в порядке. «К счастью, очень много цветов. Я их очень люблю и пользуюсь случаем, чтобы расставить их как мне хочется: здесь прошу поставить розу или гвоздику».  А ещё дельфиниумы, ландыши, душистый горошек...

Квартира Кристиана Диора в Париже, 1950-е
Квартира Кристиана Диора в Париже, 1950-е

Всякий раз, когда у него выдавалось свободное время, Диор ехал за город. Первым собственным домом, как он говорил, был дом в Мийи-ла-Форе, отреставрированная старая мельница. И первым делом там разбили сад. «Несмотря на обширные размеры, я хотел видеть его простым и скромным, как садики в моей родной Нормандии, обрамлявшие вдоль дорог дома крестьян. Ради этого скромного желания пришлось совершить настоящие чудеса – осушить болото, обуздать речку и укротить лес, который ее окружал. Защищенный таким образом от любого соседства, теперь я мог наслаждаться своими цветами, каналами, маленьким прудом и спокойно слушать звон колоколов».

Кристиан Диор за работой, 1950-е
Кристиан Диор за работой, 1950-е

Там, вдали от Парижа, месье Диор отдыхал. Как напишет один из его биографов, «сажая сирень, грушу, иву, выбирая луковицы тюльпанов, цвета космеи и цинтий, наблюдая за тем, как растут горошек и полынь, Кристиан Диор оставался наедине с собой. И это еженедельное возвращение к земле было самым любимым его занятием – на втором место после моды».

Кристиан Диор в своём саду в Мийи-ла-Форе
Кристиан Диор в своём саду в Мийи-ла-Форе

А в 1951 он приобретает уже настоящее поместье, замок, Ла Колль Нуар. И это место стало настоящим цветочным раем. Кругом были виноградники, кипарисы, жасмины, балкон спальни увивала глициния… Он посадил там сто пятьдесят миндальных деревьев, а большой пруд в саду был выполнен в том же стиле, что и тот маленький, который он когда-то спроектировал для матери в Гранвиле.

Кристиан Диор на террасе Шато де ла Колль-Нуар, 1955
Кристиан Диор на террасе Шато де ла Колль-Нуар, 1955

Ах, как жаль, что он не наслаждался этой цветочной красотой как долго, как мог бы, слишком рано уйдя из жизни. Но пока жил - везде, везде были цветы. А его талант преображал их, превращая в прекрасные платья.

Какое счастье, что есть цветы, говорил Кристиан Диор. И в самом деле - какое счастье...

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!