Найти в Дзене

Крестьянина бы на каторгу отправили

Открытая семинария 149,7 тыс подписчиков Подписаться 8 апреля 2025 15,5 тыс 8 мин На днях приобрел в антикварном магазине Серпухова, очень недорого, 5-ый том Собрания сочинений Н. С. Лескова. У меня есть советское издание Лескова, читанное и перечитанное, но я приобрел-таки томик, который читали еще до революции, читали в мирное время, десятки, возможно, людей. Есть что-то особенное в книгах читанных и перечитанных - ты как будто соприкасаешься душой с теми людьми, которые читали книгу прежде тебя. А ведь не всякий станет и читать-то Лескова. И пару дней читал с упованием. Кстати, если бы мне удалось купить не пятый, а шестой том того же самого Собрания сочинений, то я приобрел бы с ним целое состояние, так как шестой том Лескова является одной из самых дорогих печатных книг в мире! Дело в том, что господствующая тогда церковь приговорила рукопись к сожжению, и приговор был немедленно приведен в исполнение. Строжайше было запрещено - под страхом бития кнутом, клеймления и ссылки в м
Оглавление

Чеченцы о Сталине🤷‍♀️

Открытая семинария

149,7 тыс подписчиков

Подписаться

Запрещенная и сожженная книга Лескова: за что?

8 апреля 2025

15,5 тыс

8 мин

На днях приобрел в антикварном магазине Серпухова, очень недорого, 5-ый том Собрания сочинений Н. С. Лескова. У меня есть советское издание Лескова, читанное и перечитанное, но я приобрел-таки томик, который читали еще до революции, читали в мирное время, десятки, возможно, людей. Есть что-то особенное в книгах читанных и перечитанных - ты как будто соприкасаешься душой с теми людьми, которые читали книгу прежде тебя. А ведь не всякий станет и читать-то Лескова. И пару дней читал с упованием.

Кстати, если бы мне удалось купить не пятый, а шестой том того же самого Собрания сочинений, то я приобрел бы с ним целое состояние, так как шестой том Лескова является одной из самых дорогих печатных книг в мире! Дело в том, что господствующая тогда церковь приговорила рукопись к сожжению, и приговор был немедленно приведен в исполнение. Строжайше было запрещено - под страхом бития кнутом, клеймления и ссылки в монастырскую тюрьму или по этапу - сохранить хотя бы одну копию книги. Однако нашелся смельчак который рискнул и спас из огня несколько только что отпечатанных книжек. Одна из них с особенным штемпелем автора "редкий экземпляр" хранится в его Доме-музее в городе Орле.

Но хотя копию книги спасти удалось, а вот самого автора, возлюбленного русского писателя, спасти не удалось: известие об аресте уже напечатанного тиража привело к инфаркту писателя прямо на лестнице типографии, и в скором времени он умер - избежав, впрочем, суда церковной инквизиции.

Что же такое написал Лесков, которого сегодня почитают чуть ли не главным писателем православия? Достаточно просмотреть содержание этого тома, чтобы понять что могло вызвать гнев церковной цензуры:

"Захудалый род", "Мелочи архиерейской жизни", "Архиерейские объезды", "Епархиальный суд", "Русское тайнобрачие", "Борьба за преобладание", "Райский змей", "Синодальные философы", "Бродяги духовного чина", "Сеничкин яд", "Приключения у Спаса в Наливках" (все можно найти сегодня на интернете - ведь рукописи, как известно, не горят).

Том составлен из сочинений на церковные темы, посвящённых высмеиванию (хотя и незлобному, с присущими Лескову любовью и деликатностью) пороков священнослужителей, начатой ещё в очерке "Поповская чехарда и приходская прихоть".

Те, кто читал, кто много, как я, читал Лескова, согласятся со мной, что многие, почти все сюжеты Лескова развиваются по примерно одному образцу: есть главный герой (герои), который является каким-нибудь сектантом, или чудаком - и при этом в общем - святым человеком, которого мало кто понимает, а многие и гонят, и в особенности церковники ("новые иудеи" и "ироды", как называют их гонимые). Но потом находится один какой-нибудь очень редкой души митрополит или кто-то в этом роде, который своим неслыханным исключением из окружающего мракобесия таки склоняет святого сектанта к примирению с насквозь прогнившей церковной системой.

Лесков знал о церковной жизни не понаслышке - он родился и вырос в семье, всеми корнями уходящими в священство. И всю свою жизнь Лесков провел в церковных кругах, среди людей, которых он и любил... и не мог ни понять, ни принять их духовной грубости, жестокости и нетерпимости. Лесков находил настоящих святых среди молокан, староверов, безпоповцев, хлыстов, лютеров, штундистов - и это отражается в его произведениях. А вот вывести портрет святого церковного администратора у Лескова так и не получилось - хотя он честно пробовал. Но все такие "герои" остаются в его произведениях очень условными, явно сочиненными - "с натуры" выписать официального святого Лескову так и не удалось, хотя он всю жизнь такого героя искал.

Честность привела писателя к конфликту с церковными властями, полномочия которых в ту пору простирались вплоть до права истязания, пыток, пожизненного заключения и смертной казни. И этот конфликт, который писатель старался погасить своими многочисленными (но не слишком искренними) комплиментами в адрес некоего "верховного духовенства" - не прекращался на протяжении всей его жизни. И, в общем, и положил его жизни ранний конец.

Впрочем, он был не одинок. Под запрет РПЦ попадали книги А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, Н. Гоголя, Л. Н. Толстого и множество других известных, а еще более - неизвестных (незаслуженно) сегодня имен.

В 1880-х годах Н. С. Лескова, кажется, понял, что отношение церкви к нему не изменится, и он начал говорить смелее. В 1883 году в письме Л. И. Веселитской о «Соборянах» он Своё кредо в отношении к церковным служителям выразил таким образом:

Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»… Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тайны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; прощать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Создателя или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлостей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям… Но это небось называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианство.

Писатель горячо ратовал за восстановление «духа, который приличествует обществу, носящему Христово имя». Свою религиозно-нравственную позицию он заявлял прямо и недвусмысленно:

«я почитаю христианство как учение и знаю, что в нём спасение жизни, а всё остальное мне не нужно» (11, 340).

Герои Лескова в иллюстрациях Константинова

На отношении Лескова к церкви отчасти сказалось и влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов. Лесков не во всем был согласен с Толстым, но это не мешало ему ценить его: «Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

О пастырском служении – “учить, вразумлять, отклонять от всякого <…> вздора и суеверий” – размышляет его герой сельский священник отец Илиодор в “Засухе”. Но с горечью он вынужден признать, что “наши православные пастыри, верно, больше… пастухи”: “Ещё бы, загнали попа в село без гроша, без книги, да проповедника из него <…> требовать”.

Возможно, самым смелым антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет - хотя бы за рубежом. «Повесть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», — писал Н. С. Лесков Л. Н. Толстому 8 января 1891 года.

Скандал вызвал и очерк Н. С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священнослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под угрозами преследования. За эти произведения Н. С. Лесков был уволен из Министерства народного просвещения и оказался в духовной изоляции: из боязни подвергнуться преследованиям его оставили многие друзья.

Мне многое в Лескове напоминает самого себя, даже его легендарная плодовитость: например, в течение десятилетия 1875 – 1885 годов едва ли не ежедневно, прямо как на ОС, появлялись рассказы, очерки, статьи, заметки Лескова, по­свящённые различным аспектам религиозной жизни: идеям, прак­тике, исто­рии и современности. Многие из этих работ на сегодня потеряны.

Выводы ОС

"Все это было давно", скажете вы, друзья, "в те времена, когда сжигали и книги, и людей." Верно, наш святой государь еще в 1905 запретил церкви убивать людей и лишать их имущества и свободы - чего ему никогда не простили. Но книги сжигают до сих пор. К примеру, книги Павла Флоренского, Льва Толстого, Николая Рериха, Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского были сожжены 14 мая 1995 года в Москве.

В феврале 1997 года, по информации А. Верховского, в посёлке Семхоз (Московская область) протоиерей Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропарёве, и о. Владимир Ригин, сотрудник аппарата Московской патриархии, сожгли 300 «Детских Библий», подаренных то ли баптистами, то ли адвентистами. У меня точно такая Библия есть.

Я помню, кстати, как к моему тогдашнему боссу, Михаилу Петровичу Кулакову приехал "высокий чиновник" из Москвы на Чайке и попросил у него несколько пачек таких детских Библий - типа для детей первых лиц государства. Михаил Петрович (я был свидетелем этого случая) Библии ему выдал, много, а сам позвонил в Кремль и узнал, что это мошенник. Его задержали, Библии все вернули. Но этого человека я могу понять. Он не собирался сжигать никого, ничего. А вот кто поймет тот извращенный ум жестокого фанатика, кто остановит тех, кто эти Библии сжигает? Тот, кто сжигает Библии - с удовольствием сжег бы и людей. Мне недавно один такой религиозный фанатик (кажется священник) написал, что он бы с удовольствием это сделал со мной - "так и сжег бы". А хрен ему.

А еще один мой знакомый сам сжег Библию, взрослую Библию - которую я ему подарил. Потому что так сказал ему его священник увидев, что Библия куплена не в его церковной лавке (в 10 раз дороже, чем у баптистов), без штампа и его "благословения". Вот примерно такие ситуации, к сожалению типичные во все времена, и описывает Лесков и добавляет обычно, своими словами: "А в основном, прекрасная маркиза - все хорошо, все хорошо..."

Когда Лесков понял, что современная ему церковь не поддается уже реанимации, он потихоньку начинает мечтать, писать о русском Царстве, в котором нет этого религиозного подавления всего святого, но есть гармонический синтез мирского и священного. Только в таком обществе, считал писатель, люди смогут по-настоящему духовно расцвести.

Писатель постоянно обращал свой взор к вере, Новому Завету: «Дондеже свет имате — Евангелие, в котором сокровен Христос, — веруйте во свет». Новый Завет, вечно пребывая новым, призывает человека любой исторической эпохи к обновлению, преображению. Любимыми новозаветними текстами Лескова, которые он знал наизусть, были:

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).
«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17).

Реклама

Квартиры новостройке в Ставрополе от 3,09 млн ₽. Акции

Квартиры с качественным ремонтом. Многоуровневый паркинг. Индивидуальное отопление.

Планировки и цены

Расположение

Паркинг

Способы оплаты

квиз-жк-дыхание.рф

Перейти на сайт

Сначала популярныеКомментарии439

Доступ к комментариям ограничен

Michel M8 апр 2025

С большим удовольствием прочитал статью! 👍

Ответить

-2

155

-3

7

20 авг 2025Елизавета РомановаСамый популярный комментарий от подписчика Дзен Про

Ах, как же порой забавно наблюдать за тем, как религиозный фанатизм и слепая привязанность к формальностям могут затмить истинную суть веры! 😄 Вот, например, священник, который готов был бы сжечь Библию — это как если бы повар отказался готовить, потому что у вас нет его любимой кастрюли. 🤦‍♂️

ещё

Ответить

-4

27

-5

5

Свернуть ответы

Открытая семинария20 авг 2025

Елизавета Романова, Аминь!

Ответить
Ответить
-7

Наталья Сергеева8 апр 2025

Гармоничный синтез мирского и священного - в этом смысл и сила, спасибо Вам за простые и точные формулировки

Ответить

-8

107

-9

7

Дмитрий8 апр 2025

Огромное спасибо 🙏 🙏 🙏

Ответить

-10

51

-11

3

Вадим Ветер11 апр 2025

Прочитал в молодости всё 12 томов его творчества и понял , что Лесков это человеческая глыба, лечащая наши души... Гениальный писатель.

Ответить

-12

30

-13

1

Свернуть ответы

Открытая семинария11 апр 2025

Вадим Ветер, так и есть!

Ответить
Ответить

2

-15

Юрий Шабанов8 апр 2025

Да, Лесков прекрасный и замечательный писатель, и благодарностью автору за такое нам напоминание и возможность побудить нас к прочтению замечательных произведений.

Ответить

-16

30

-17

1

Anatoly Vinokurov14 апр 2025

Пришел мужчина в храм

Идёт служба

А ему со всех сторон шпыняют, не так стоит, не так крестится, не так поклонился. И вытолкали из храма

ещё

Ответить

-18

29

-19

3

ДИВЕЕВСКИЙ Ф.8 апр 2025

Пороков в нашей Церкви много, Она больна. Но Она Мать. А Мать как известно порядочный человек оставить не может.

Хорош Лесков спору нет, каков слог!

Во время бытия земного Лескова процветает Афон и такой бриллиант как старец Силуан. И сколько таких православных бриллиантов по миру?

Не счесть.

Святость она тихая и неприметная за редким исключением по велению Бога открываемая для мира для удивления для подражания ко Спасению.

Определëнно Православие есть бриллиант драгоценнейший во всём мире.

Фарисеи и книжники распяли Бога нашего Иисуса Христа.

Фарисеи и книжники предали на смерть Великомученика Царя Николая Александровича.

И ныне фарисеи и книжники предали народ Божий волкам на расхищение.

Не удивляйтесь всему этому должно быть и мучениками Святыми пополнится Рай.

Ответить
Ответить

24

-21

3

Свернуть ответы

Луна Л8 апр 2025

ДИВЕЕВСКИЙ Ф., Николай в 100 раз меньше великомученик, чем русский народ , которого этот британский царь довел до ручки, 78% простого народа были полностью безграмотными, хлеб с лебедой, полная антисанитария, а сам имел самый большой в Европе парк автомобилей. И после проигрыша СССР в холодной войне,...ещё

Ответить
Ответить

8

-23

6

Ольга8 апр 2025

ДИВЕЕВСКИЙ Ф., она не Мать, но Невеста.

Ответить
Ответить
-25

1

Людмила Гагулина26 сен 2025

ДИВЕЕВСКИЙ Ф., Вы хотите сказать, что больную мать человек лечить не должен?

Ответить
Ответить
-27

Vad Listowski18 янв

ДИВЕЕВСКИЙ Ф., нет. Столетие Явления Слова Логос с Духом Святым Христа с 1925 года в СССР в Коломенском Кремле. Это вам ответ. Абсолютный. Аминь

Ответить
Ответить
-29

Михаил Я9 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Инкогнито 513712 июл 2025

Михаил Я, бабушка мне рассказывала, что Сергий Радонежский и Серафим Саровский были ещё до христианскими почитаемыми святыми на Руси. Просто церковь официальная христианская так и не смогла убить память народную об этих святых. Пришлось церковникам канонизировать их уже по христианским традициям.

Ответить
Ответить

2

-31

Vad Listowski18 янв

Инкогнито 5137, Израиль, верно.

Ответить
Ответить
-33

Игорь Тезиков8 апр 2025

Многое хорошо скрываемое , будет обнародованно во всевидинее и всеуслышание. Времена изменились. Спасибо Олег. Благослави тебя Бог.

Ответить

-34

20

-35

2

Свернуть ответы

игорь белояр8 апр 2025

Игорь Тезиков,

"не каждая мысль должна быть кристализована в звуке" (буддизм)

"приумножая знание приумножают скорбь"; " благими намеренеями дорога в ад выстлана" (христианство)

ещё

Ответить
Ответить
-37

Игорь Тезиков8 апр 2025

игорь белояр, цитаты конечно хорошо, но не все в них верно. Перефразированно что-то, а о христианском, то этого в Библии нет.

Ответить
Ответить
-39

СловеЛуна12 апр 2025

игорь белояр, благими намерениями дорога в ад выстлана, а благими делами в рай. Не все так однозначно.

А. Тарковский сейчас кардинально бы изменил свой взгляд, бо в те времена тяжело было широко мыслить и опасно. Хотя про "распяли" согласна. Кварки открыли, нейтрино, коллайдеры построили, а...ещё

Ответить
Ответить

2

-41

игорь белояр13 апр 2025

Я Яга! Я ядро главного атома!!!!,

У человека слишком гепертрофирована деятельность ума. Ум уже довлеет над чувствами и чувства притупляются. У человека ум - гегемон и из-за этого в его сознании слишком часто случаюися искажения в восприятии: первичные эмоции по каналам чувств...ещё

Ответить
Ответить

1

-43

Открытая семинария13 апр 2025

игорь белояр, прорвемся!

Ответить
Ответить
-45

СловеЛуна13 апр 2025

игорь белояр, согласна полностью. Мы слишком много о себе возомнили. Мы перестали смотреть на основы вещей и процессов, думая можем это контролировать. Мы перестали анализировать и вдумываться, за нас это делает система, а нам кажется что быстро думаем. Мы вообще перестали думать. У нас скоро останется...ещё

Ответить
Ответить

3

-47

фотосинтез распада пищи.10 сен 2025

Я Яга! , всего лишь вспомнить о модели плода в утробе материв правильном пищеварении при союзе маточных вод с зацикленной уриной,при питании плацентарным режимом подач материала для массы тела.(руды отца органической химии Ф.ВЁЛЛЕРА.)

Ответить
Ответить
-49

валерий лимонов про океаны и моря8 апр 2025

Жаль Лескова, хороший писатель. А ныне мишурой сияют ризы, церкви, кому подвластен чад свечей, умом мне не понять и меркнут слова о пользе бдений молитвенных ночей.

Ответить

-50

17

-51

Свернуть ответы

Игорь8 апр 2025

валерий лимонов про океаны и моря, бдишь?

Ответить
Ответить

1

-53

валерий лимонов про океаны и моря9 апр 2025

Игорь, бдит пастырь, чтобы паства не разбежалась.

Ответить
Ответить

2

-55

1

Гид8 апр 2025

Так же, как вы пишете бред о сжигании Библий. Православному человеку не нужен перевод Библии э, сделанный адвентистами и баптистами. Морочите людей и еще к этому притягиваете Лескова.

Ответить
Ответить

23

-57

7

8 ответов

Сергей Щербаков10 апр 2025

Автор бредит. Много и нелепо! И в заблуждение вводит людей.

Ответить
Ответить

15

-59

1

Саша Просто8 апр 2025

Прекрасная статья, Браво!

Ответить

-60

17

-61

3

Robard De Font Le Roy8 апр 2025

Цитата:"И пару дней читал с упованием"– автор хотел написать - " с упоением “?

Ответить

-62

13

-63

Свернуть ответы

Открытая семинария8 апр 2025

Robard De Font Le Roy, ага!

Ответить
Ответить
-65

1

Теперь ответы можно свернуть, нажмите на линию, чтобы попробовать

Сергей Кулешов9 апр 2025

Созижду Церковь и врата Ада не одолеют её!

Неужели непонятно , что Церковь в основном и состоит из грешников! Приняв Христа и пойдя за ним человек , к утру святым не становится! Многие падают , грешат вновь , находят силы встать и идти дальше, многие так и остаются грешниками долгие годы и с этим ничего не поделать ! И вины Церкви...ещё

Ответить
Ответить

19

-67

4

Свернуть ответы

Открытая семинария9 апр 2025

Сергей Кулешов, вообще более верно перевести текст как "врата ада не устоят перед нею". То есть врата ада разрушены будут и силы ада уничтожены будут - как всепотопляющим потопом. грешники вынуждены держать оборону, согласен. святые - наступают по заповеди на царство Тьмы и побеждают.

Ответить
Ответить

1

-69

yatsevitchalex9 апр 2025

Воистину так, святый отче!😇

Ответить
Ответить

3

-71

Инкогнито 513712 июл 2025

Сергей Кулешов, церковь призывает жить в страхе. Не в Любви. А Бог есть Любовь. Любовь и страх - полностью противоположные состояния. Жить одновременно в страхе и в Любви в принципе не возможно. Кто выбрал жить в страхе, тот и грешником себя называет. Кто выбрал жить в Любви, тот чадом Божиим себя называет. ...ещё

Ответить
Ответить
-73

2

Андрей Камень9 апр 2025

Как часто в Церкви слышится, что главная заповедь, по которой проверяется христианин - это заповедь о любви к врагам. Только вот получается, что Церковь призывает любить каких то абстрактных врагов, тех же, кого по своим критериям нарекла ,,врагом" не то, что любить, но и прощать не стремится - что и показала на Лескове.

Ответить

-74

13

2

Nikolay8 апр 2025

"Когда Лесков понял, что современная ему церковь не поддается уже реанимации" - очередной "лекарь" Церкви))) А по сути просто протестант.

14

3

Алексей К.8 апр 2025

На век внимания не обращайте,

Он терпелив, ко всем с приветом.))

Свой разум знаниями обогощайте,

Здоровым спортом - интеллектом.

ещё

12

1

Александр Шпаков9 апр 2025

В Православной Церкви никакой инквизиции не было. Это в Рим или в Женеву к Кальвину. Глупость - то с чем никогда не было никаких проблем и дефицита. Если выйдем за церковную ограду. то глупости, жадности и бессовестности увидим значительно больше

14

4

Свернуть ответы

Открытая семинария9 апр 2025

Александр Шпаков, про православную инквизицию написано много книг и работ. вот к примеру солидный труд https://djvu.online/file/5EWiQWFFF8g2c

Татьяна Дроздюк11 апр 2025

Гари (сожжение староверов) более двухсот лет???

Ответить

1

Анна Конышева8 апр 2025

Обожаю Лескова! Да, все его герои "не таковские", но этим они и хороши. Лесков показывает нам, что не нужно огульно отворачиваться от людей, не похожих на всех. Частенько за этим стоит дар Божий! Спасибо за статью, Олег Александрович!

Ответить

11

1

Ирина С.8 апр 2025

10

45 ответов

Андрей Данилов14 апр 2025

Лесков был "верующий без Церкви", некий " православный протестант", как у нас сегодня очень многие.Лев Толстой пошёл ещё дальше, начал создавать "параллельное христианство".

10

1

Miguel Rodriguez10 апр 2025

Лесков - прекрасный образчик компромиссной попытки усидеть на двух стульях, "и вашим, и нашим". Прочтите его "Запечатленный ангел" и всё станет понятно. Грубый, не прикрытый реверанс в сторону правящей тогда церковной системы. Он был простым человеком и просто-напросто боялся идти против системы. Ибо система его смяла бы, уничтожила.

ещё

Ответить

9

Дед Рус8 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария8 апр 2025

Дед Рус, благодарю! пусть благословения бабушкиного рода придут на вас!

ирина б.8 апр 2025

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17).

Ответить

10

1

Надежда Д.6 янв

Как раз перечитываю Н.С. Лескова, мне очень нравится, люблю и уважаю. Очень хотелось бы перечитать и прочитать все его рассказы.

Ответить

9

1

Свернуть ответы

Ярослав Астахов11 янв

Надежда Д., У Лескова удивительный язык. Пожалуй, что-то похожее есть у Платонова. В языке Леского можно купаться, как в чистом источнике. Мудрый язык.

Ответить

1

Михайлов А.19 мая 2025

хотелось бы поднять этическую сторону вопроса, моё обращение к автору и читателям - вам не кажется, что выискивание и вытаскивание на свет всякого непотребства, особенно того, что связано с нашей Церковью, в том числе посредством Лескова, неуместно, и это смело можно назвать грехом Хама, который не закрыл наготы отца, а позвал своих братьев посмеяться над...ещё

10

2

нелли розина11 апр 2025

Спасибо за статью!

Лесков нам очень нужен в настоящее время! Мы ведь видим, как народ отходит от церкви! И не случайно!

Ответить

8

Свернуть ответы

Александр Макаров14 апр 2025

нелли р., И это хорошо.Прозревают люди,умнеют.

Ответить

3

1

МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ10 апр 2025

Статья просто великолепная, в школах должны изучать Лескова , любимейшего моего писателя.

Ответить

8

1

Свернуть ответы

Открытая семинария11 апр 2025

МИХАИЛ ГОРБАЧЕВ, сердечно благодарим! непременно должны и будут!

Николай Скворцов9 апр 2025

Статья отдаёт масонятиной. Как и этот Лесков, впрочем.

11

3

Амброзия Пахучая8 апр 2025

уважаю Лескова спасибо за качественную статью, сделанную своими руками

Ответить

9

1

Арина Христофорова8 апр 2025

Спасибо, Олег Александрович!

Ответить

10

2

Green Green6 сен 2025

А в церкви ничего не поменялось. Тот же гундяев миллиардер

8

1

Фроим Грач14 мая 2025

Всего прочитал.Лесков-недооцененный гений русской литературы..

Ответить

7

Инкогнито 3871 александр1 дек 2025

Верно не священники, а пастухи! Бормочут и сами не понимают о чем! Формализм и показуха, а святости и истины не видно.

6

Андрей У.1 окт 2025

Выдаете отдельные случаи за всеобщую тенденцию. Покойный архимандрит Амвросий (Юрасов) в ответ на вопрос, можно ли пользоваться "сектантской" Библией, говорил - надо проверять, если текст канонический, то пожалуйста.

6

Искатель15 июн 2025

Всё это в православии есть, но это всё относится к личностным характеристикам служителей, а они это просто люди со своими грехами. Это всё ни касается догматики православия , которую ещё в 8 веке изложил святой Иоанн Дамаскин , написав "Точное изложение православной веры". Это также как например, в школе есть гадкий учитель математики, но...ещё

7

1

Свернуть ответы

Алекс Матросов13 янв

Искатель, астрология имеет свои четкие правила, но при этом ложная наука, так же как китайский фэншуй, а религия вообще не наука.

Ириска6 июн 2025

Спасибо за статью, сразу захотелось почитать Лескова. Да, то что описывал Лесков в прошлом веке и сейчас имеет место быть. Когда посмотришь на поведение ряда священнослужителей, задаёшься вопросом "А вы, сами то, верующие? Бога не боитесь?" Похоже, что не боятся.

Ответить

7

1

Свернуть ответы

Вера Михайлова8 окт 2025

Ириска, а Вы- то сами верующая, Бога не боитесь?

Владимир Анненков13 мая 2025

Во истину прав Лесков . Светлой ему памяти.

Ответить

6

Свернуть ответы

Открытая семинария13 мая 2025

Владимир Анненков, Аминь!

1

Волгомер Volgomer12 апр 2025

Автор слышал про "12 статей" царевны Софьи? О том, как насаждалась новая религия Христианство взамен Православной веры: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от своих убеждений) до пыток, заточения в монастыри, битья палками (батогами) и лишения имущества.

ещё

7

1

Свернуть ответы

Волгомер Volgomer12 апр 2025

Волгомер Volgomer, обратите на черные клобуки схизматиков. схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении; а так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточные православные. Те, кто...ещё

Волгомер Volgomer12 апр 2025

Волгомер Volgomer, добавлю и про клобуков, как извратили сам смысл их пути.

https://dzen.ru/a/Zmx7Eo5PDUGaRfOR

Евразиец13 июл 2025

Волгомер Volgomer, вроде несогласные сами себя сжигали, в "кораблях". А власть старалась остановить это.

1

Волгомер Volgomer13 июл 2025

Евразиец, и головы сами себе рубили? На самом деле просто погуглите "12 статей церевны Софьи"

Егор Григорьев12 апр 2025

Послушать иных нынешних "отцов" и в церковь ходить не захочешь! Год назад зашёл в очередной раз в пещерный храм одной церкви, свечку поставить. А на входе табличка "В связи с проведением таинства Крещения храм закрыт до такого-то часа" . Стараюсь с тех пор не ходить в тот храм. Если только поставить свечки "Во здравие" здравствующих, и "За упокой" близких,...ещё

7

1

Законопослушник10 апр 2025

А как правильно : читать с упованием или с упоением?

Ведь уповать на кого-то или на что-то.

Ответить

6

Свернуть ответы

Открытая семинария10 апр 2025

froledk, ага, вы молодец, заметили. я тоже заметил, но неохота уже менять:)

СловеЛуна12 апр 2025

froledk, ради интереса сходила посмотреть этимологию и что же...Ничего вразумительного, кроме основного- надеюсь. Но само слово-уповать и надежда очень разные. С учетом что писалось слово раньше: упЪватi, где твердый знак как разделитель, то возможно это два слова в одном, упъ-упо- как бы углом правильным(прямым)...ещё

Ответить

1

Законопослушник13 апр 2025

Я Яга! Я ядро главного атома!!!!, спасибо!)

Ответить

1

svetnskir8 апр 2025

очень люблю Лескова Любимый рассказ-"На краю света"Интересна переписка Лескова с Толстым.

Ответить

6

Светлана Дашко8 апр 2025

Поздравляю свою подругу с Днём Рожденья тебя Светлана Селиванова !!!Здоровья , долголетия мира душевного , счастья тебе и всего лучшего что есть на этой Земле .

Ответить

5

Свернуть ответы

Лариса Верещагина8 апр 2025

Светлана Дашко, Я тоже по ней скучаю.

Ответить

2

Светлана Дашко9 апр 2025

Лариса Верещагина, Она замечательная и умнейшая женщина этого покаления . В ней так много ума и сердечности вряд ли можно найти умнейшего человека этого века .

1

Валечка7 янв

Церковь это не про Бога и Веру, это про деньги.

9

4

Павел Мясников27 дек 2025

Вообще, Лесков самый недооцененный из всех русских классиков... Кажется с советских школьных времён ему было отведено место где-то в третьем ряду на галёрке... Но, чем старше становится читающий по-русски человек, тем больше он понимает в качестве слова и мысли в том числе... Я лично считаю "Леди Макбет Мценского уезда" одним из самых мощных и...ещё

Ответить

6

1

Чурило Пленкович27 дек 2025

К сожалению, настрой зрелого Лескова, которого очень люблю и всего читал, очень даже приложителен и сейчас в связи с нынешним состоянием рпц, к которой самое время возгласить библейские - Дом Мой домом молитвы наречется, вы же превратили его в вертеп разбойников! Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи...ещё

5

Свернуть ответы

Владимир Петрович Царев29 дек 2025

Чурило Пленкович, воистину так!

2

Antoine Verso8 сен 2025

Содержание шестого тома тоже найти сейчас проблематично. Даже в Интернете. "Духовные скрепы", понимаешь... которые требуется блюсти даже искусственному интеллекту.

Ответить

5

Артем Соболев16 июн 2025

интересно, сможете ли Вы назвать статью уголовного кодекса, по которой во времена Лескова человека можно было бы казнить за преступление против веры? )

5

Свернуть ответы

Открытая семинария17 июн 2025

Артем Соболев, церковный суд имел свой закон и полномочия. а вы не знали??

2

1

Артем Соболев17 июн 2025

Открытая семинария, только уголовный суд мог приговорить человека к смерти тогда. Или Вам это неизвестно? )

1

1

Открытая семинария17 июн 2025

Артем Соболев, я вообще-то доктор исторических наук и церковная история моя профессия. Если вы намеренно здесь притворяетесь наивным, я спорить не буду и напишу статью (для таких как вы - вдруг вас много?( в которой расскажу об этой мерзости. А если вы действительно не знаете, чем занималась в России церковная...ещё

4

2

Открытая семинария17 июн 2025

Открытая семинария, кстати, под категорию "колдовства" впихивал всех "иноверных" и сжигали сначала - и массово - староверов, а потом "хлыстов" и "духовников". Может вы и этого не знали? Кто вы??

3

2

Владимир Петрович Царев13 июл 2025

Артем Соболев, это не кодекс был,а Уложение по уголовному праву-где найти бы?

3

Виталий Тонков21 июл 2025

Открытая семинария, вообще-то, если Вы "доктор исторических наук", то почему у Вас нет культуры научной дискуссии? Вас ведь попросили "назвать статью уголовного кодекса, по которой во времена Лескова человека можно было бы казнить за преступление против веры", а Вы, вместо ответа по существу, стали давить своим выдуманным...ещё

4

1

Открытая семинария23 сен 2025

Наталья Рыпалова, факты чего? массовых сожжений во время Раскола? или сожжения "еретиков"? или монастырских тюрем? но об этом написаны сотни и тысячи книг...

1

Алан Тменов22 мая 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария22 мая 2025

Алан Тменов, самодержавие он любил. заслуженно!

3

Наталия Щ.8 апр 2025

Обязательно посмотрю содержание 6 тома 🙏Даже интересно что в нем особенного

Ответить

5

Свернуть ответы

дима праведников8 апр 2025

Наталия Щ., Случайно,не ваш родственник, вытащил из горящего костра шестой том Н.С. Лескова?

Или, вы просто работаете в библиотеке?)

Открытая семинария9 апр 2025

дима праведников, а книге есть онлайн и еще советского издательства печатная.

станислав станислав21 янв

Спасибо, великолепный обзор. И поздравляю с покупкой, Ваше удовольствие мне понятно.

К сожалению, съёжилась ныне Русь читающая.😏😇

Ответить

5

1

Свернуть ответы

Открытая семинария21 янв

станислав станислав, сердечно благодарю! всегда на столе книга, книги

1

Вячеслав Плотников14 апр 2025

Над землей — мороз,

Что не тронь — все лед,

Лишь во сне моем поет капель.

А снег идет стеной,

ещё

4

Свернуть ответы

Владимир Степанов6 июн 2025

Вячеслав Плотников, Хорошая песня, но каким боком она к Лескову?

Вячеслав Плотников6 июн 2025

Владимир Степанов, в этом тексте пророчество , которое сбылось в апреле и тьма рассеилась к июню уже.

Анатолий Багильдинский13 апр 2025

Я вот хочу поспорить с автором насчёт сжигания книг. Вот как вы отнесётесь к книгам типа Майн Кампф? Будете распространять или уничтожите? Да 1 экземпляр можно оставить где нибудь в музее, но тираж??? Так же и с библиями. не все библии являются Библиями, недаром литературу секты "свидетелей Иеговы" признали экстремистской. Так что уничтожать...ещё

5

1

8 ответов

Воз сена9 апр 2025

Повесть "Детские годы" бесценная и забытая (даже в собрании ее нет). А это учебник живой педагогики.

Ответить

5

1

Лариса Верещагина8 апр 2025

Аминь!

Спасибо, Олег Александрович, за то, что вспомнили Лескова. Как-то посветлело на душе. Щедр Бог! " Природа -Мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру, заглохла б нива жизни." Некрасов.

Ответить

6

2

Игорь8 апр 2025

Так вроде бы нет безгрешных, ....или сектанты исключение?

4

Свернуть ответы

Открытая семинария8 апр 2025

Игорь, есть святые. это куда выше чем безгрешный. я свят во Христе Иисусе.

Аркадий8 апр 2025

В те времена писать правду о священнослужителях было тяжким грехом и преступлением. Да, и сейчас за это могут записать в преступники, как о. Андрея Кураева и иже с ним.

Ответить

8

4

Свернуть ответы

Елена Белоусова10 апр 2025

Аркадий,

Из иллюстраций к Святцам на апрель, 1842 г.

Елена Белоусова10 апр 2025

Аркадий,

Елена Белоусова10 апр 2025

Аркадий,

Елена Белоусова10 апр 2025

Аркадий,

Вера Михайлова8 окт 2025

Аркадий, пишете, не зная о чем

Алексей Грушенковъ8 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

Надежда Красуля9 апр 2025

Алексей Грушенковъ, О какую ересь вы несёте! Читайте и исследуйте новый завет! Веруйте в Евангелие,а не поучениям святых отцов!

Надежда Красуля23 мая 2025

Алексей Грушенковъ, Я верю в Иисуса Христа и в Его Евангелие!

1

Ярослав Астахов11 янв

Есть праведное дело и праведники, которые его делают. А есть просто служащие. Для них дела духовные, это источник зарплаты и места на административной лестнице. Смешивать одно с другим, это значит привязывать веру к коньюктуре.

Сегодня ситуация еще сложнее. Вера в социализм и коммунизм себя не...ещё

Ответить

4

1

Свернуть ответы

Открытая семинария11 янв

Ярослав Астахов, Аминь! все так!

1

Михаил23 ноя 2025

И пару дней читал с упованием.

————

Наверно имелось ввиду с упоением!

Ответить

3

Свернуть ответы

Открытая семинария23 ноя 2025

Михаил, есть такое! но и с упованием тоже:)

фотосинтез распада пищи.10 сен 2025

писательский талант Лескова Н.С. перед реформами 19 века живёт в наших поколениях 20 века фундаментом изложения о русском народе.

Ответить

4

1

Великоросс Великоросс5 сен 2025

книги Павла Флоренского, Льва Толстого, Николая Рериха, Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского были сожжены 14 мая 1995 года в Москве.

А есть ли подробности такой информации. В наше время такое, просто в голове не укладывается....

3

Свернуть ответы

Открытая семинария5 сен 2025

Великоросс Великоросс, в свое время и в журналах много писали, и на интернете тоже есть

1

1

Религия VS Разум29 авг 2025

Лесков хороший писатель, но специфика многих его произведений не способствует его популярности среди широких народных масс.

3

Нетолерантный экономист2 авг 2025

//Дело в том, что господствующая тогда церковь приговорила рукопись к сожжению, и приговор был немедленно приведен в исполнение. Строжайше было запрещено - под страхом бития кнутом, клеймления и ссылки в монастырскую тюрьму или по этапу - сохранить хотя бы одну копию книги.

---

ещё

6

3

Свернуть ответы

Открытая семинария3 авг 2025

Нетолерантный экономист, но не в церковных судах или тюрьмах.

3

2

Нетолерантный экономист3 авг 2025

Открытая семинария, Вы хотите сказать, что Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. не было обязательным к исполнению в тюрьмах при монастырях? Вы можете привести источник этого Вашего утверждения? Или это просто очередной кровавый навет и черная легенда для возбуждения ненависти к...ещё

4

2

Открытая семинария3 авг 2025

Нетолерантный экономист, формулировка вопроса оскорбительна и некорректна. информации достаточно без меня, если не можете спросить по человечески

2

3

Нетолерантный экономист3 авг 2025

Открытая семинария, Вы делаете кровавый навет на православных, я Вас в этом уличил - и Вы считаете это оскорблением? Понятно. Так, видимо, и нацисты оскорбляются, когда им сообщают, что евреи, пьющие кровь арийских младенцев - это просто злой вымысел.

//информации достаточно без меня, если не можете спросить по...ещё

3

2

Открытая семинария4 авг 2025

Нетолерантный экономист, да, я вижу, что тут с ликбеза начинать надо, с самых элементарных источников, таких как книга Грекулова "Православная инквизиция в России." https://djvu.online/file/5EWiQWFFF8g2c Но на самом деле есть сотни книг, выпущенных по большей части еще в царские времена, в...ещё

2

1

Нетолерантный экономист5 авг 2025

Открытая семинария, в указанном Вами источнике я нашел следующую цитату: "«Идея бога всегда усыпляла и притупляла «социальные чувства»,— писал В. И. Ленин в письме к А. М.-Горькому в 1913 г.,— подменяя живое мертвечиной,

будучи всегда идеей рабства (худшего, безысходного рабства)....ещё

3

2

Открытая семинария5 авг 2025

Нетолерантный экономист, не лги. православных я люблю, и может я православнее тебя. поэтому я могу видеть честно эти вещи, включая тот геноцид русского народа, который устроил патриарх Никон (попробуйте-ка это тоже отвергнуть) и при этом оставаться человеком верующим. и не сектантом, не фанатиком с...ещё

1

1

Нетолерантный экономист5 авг 2025

Открытая семинария, я Вам не лгу, это Вы лжете мне и другим людям.

Итак, других цитат в подтверждение Вашего кровавого навета на православных, кроме цитат В.И. Ленина, у Вас просто нет. Как и следовало ожидать.

Ваши...ещё

1

3

Открытая семинария5 авг 2025

Нетолерантный экономист, извините, ленинцев я не поддерживал, и против государя святого не возмущался. это вы лучше напишите тем церковникам, которые предали государя. не просто предали - восстали против него. может и это - ложь? ну конечно... и вы не ответили мне как вы относитесь к геноциду Никона? вам...ещё

2

1

Нетолерантный экономист6 авг 2025

Открытая семинария,

//извините, ленинцев я не поддерживал, и против государя святого не возмущался. это вы лучше напишите тем церковникам, которые предали государя. не просто предали - восстали против него. может и это - ложь?

ещё

2

2

Открытая семинария6 авг 2025

Нетолерантный экономист, извините, неприятно с вами общаться. такое впечатление что вы работали палачом в застенках. а насчет того, сколько людей уничтожили в расколе, вы найдете без меня. ступайте себе с миром, если он у вас есть...

2

1

Нетолерантный экономист2 авг 2025

//Но хотя копию книги спасти удалось, а вот самого автора, возлюбленного русского писателя, спасти не удалось: известие об аресте уже напечатанного тиража привело к инфаркту писателя прямо на лестнице типографии, и в скором времени он умер - избежав, впрочем, суда церковной инквизиции.

---

ещё

3

Наталья Печатнова19 июл 2025

Спасибо за статью. Обязательно прочитаю эти рассказы.

Ответить

4

1

alexey gribolubov15 мая 2025

Вот кого надо преподавать детям в школе. а не Солженицына прости господи.😍

4

1

Сергей Маскин10 апр 2025

Много званных, да мало избранных. И среди избранных не всегда бывают избранные. Люди как люди. Любят деньги. Но это всегда было. Ну легкомысленны ( это к возгласу "голову ему оторвать"). И милосердие ИНОГДА случиться в их сердца. Люди как люди.

4

1

Сергей А10 апр 2025

"Читал с упованием." С упованием на что?

3

Свернуть ответы

Открытая семинария11 апр 2025

Сергей А, с упоением:)

1

СловеЛуна12 апр 2025

Сергей А, слово-уповать и надежда очень разные. С учетом что писалось слово раньше: упЪватi, где твердый знак как разделитель, то возможно это два слова в одном, упъ-упо- как бы углом правильным(прямым) 0-круга ватi-ваю-ваяю, в целом например-на тебя Господи уповаю-на тебя Господи углом правильным ваяю(...ещё

Мой взгляд (Бывший "ЖКХ: факты и комментарии")9 апр 2025

«я почитаю христианство как учение и знаю, что в нём спасение жизни, а всё остальное мне не нужно» // могу только согласится с этими словами.

4

1

Алексей Стрельцов28 сен 2025

"И пару дней читал с упованием". и на что уповали? 😃

Ответить

2

Свернуть ответы

Открытая семинария29 сен 2025

Алексей Стрельцов, с упоением, конечно! но и с упованием:) что все будет хорошо!

Людмила Громова25 авг 2025

Спасибо, многие даже моего поколения 50-60 гг не читали Н.Лескова.

Ответить

3

1

Епископ Алексий20 авг 2025

Толстой- еретик и его правильно анафематствовали. Лесков, Мельников -Печерский, Помяловский, писали все правильно, описыхвали дух казённой церкви. Потому-то, казенная церковь и не захотела, чтобы Николай 2-й, стал патриархом, а потом с радостью отреклась от него и с лёгкостью стала молиться о Временном правительстве.

2

Дон Карлос30 июн 2025

Борьба за чистоту Библии ведется со времен вавилонского плена... Для этого все стихи Библии стали нумеровать. Но многие конфессии не досчитались больших объемов текста. Так заметно различаются католическая, Протестантская и православная версии...

Некоторые тексты сильно мешали раввинам перепрошивать свою...ещё

Ответить

2

Ирина Малыгина26 июн 2025

Упование или упоение?

2

Свернуть ответы

Владимир Петрович Царев13 июл 2025

Ирина Малыгина, я тоже заметил это-упоение!

1

Сергей Батырев13 июн 2025

Вы цепляете к своему тексту Священное писание, как протестант.

А главное произведение Лескова о церковной жизни, Соборяне, вы не отметили. Там действительно русское приходское священство показано показано как святые исповедники Веры Христовой. На фоне Синодального беспредела и атаки на Россию мирового либерализма. Церковь наша...ещё

4

2

Свернуть ответы

Артем Соболев16 июн 2025

Сергей Батырев, очистилась? это мученики и исповедники очистились, а как отметили в 1988 году мнимое 1000-летие РПЦ , так иерархия и попы к тем же грехам быстро вернулись, что мало для кого сейчас секрет.

1

Виталий Тонков21 июл 2025

Артем Соболев, а Вы исповедуете "иерархию и попов"? Откуда Вам известны их грехи? Свечку держали? Или просто сами в клевете поднаторели? Был такой патриарх Ной, а у него был сын Хам, а потом появились и другие хамы, которые над отцом посмеяться всегда готовы.

ещё

2

Алекс Матросов13 янв

Сергей Батырев, не очистилась ни капли, все те же толстобрюхие только не в пролетках рысаками запряженых, а на мерседесах и лексусах.

1

vnutrgruppa1 июн 2025

А почему ваша Библия (что на картинке) на украинском языке?

3

1

Свернуть ответы

Открытая семинария1 июн 2025

vnutrgruppa, вообще-то нечаянно. Но в СССР они были на всех языках нашего государства. И Украину мы вернем всю.

5

1

Владимир Степанов6 июн 2025

Открытая семинария, Возвращалку сначала отрасти, воин диванный.

4

Вячеслав Плотников6 июн 2025

Владимир Степанов, а что думаете на украине все с ума сошли что ли? Нет конечно, многие люди уже не хотят войны и военщины нацистской.

Ответить

6

vnutrgruppa1 июн 2025

"И пару дней читал с упованием"

С упованием? Не с упоением?

Ответить

2

Свернуть ответы

Открытая семинария1 июн 2025

vnutrgruppa, ага:)

Марина Бакеева29 мая 2025

В школьные годы читала Лескова и полюбила , по духу моему его слово ! Спасибо 🙏🙏🙏

Ответить

2

Александр Юшкин9 апр 2025

Интересно. Спасибо.

Ответить

2

Владимир Левченко9 апр 2025

Благодарю.

Ответить

2

Геннадий Яков9 апр 2025

Жалко, что непознанным для Лескова осталось наказание свыше тех, кто ему противодействовал.

Ответить

2

1 ответ

Наталия Щ.8 апр 2025

Радует, что Вы не обманули и содержание действительно такое

2

1 ответ

Владимир Прокопенко12 ноя 2025

Лесков видимо искал то, что теперь называют "царский путь" в вере, но его и тогда то не было, или было где то очень лично , и теперь больше это в демонстративных декларациях и саморекламе..., в публичности на грани пропаганды в СМИ, а настоящих верующих, идущих этим самым здравым "царским путём" в практической жизни церкви явно не видно, или же,...ещё

Ответить

1

Свернуть ответы

Открытая семинария12 ноя 2025

Владимир Прокопенко, сердечно благодарю! да, именно царского пути ищет каждый очарованный Богом странник, как и вы!

Пользователь удалён28 авг 2025

Комментарий недоступен

Свернуть ответы

Открытая семинария28 авг 2025

Тол-Хонет, можно и так:)

Нетолерантный экономист2 авг 2025

//Возможно, самым смелым антицерковным произведением Лескова стала повесть «Полунощники».

Вы ошибаетесь, Лесков не написал ни одного антицерковного произведения, в отличие от Л.Н. Толстого, но Лесков написал немало антиклерикальных произведений. А это очень разные вещи - писать против Церкви...ещё

1

Свернуть ответы

Алекс Матросов13 янв

Нетолерантный экономист, это одно и тоже.

alex P31 мая 2025

Лескова люблю с детства, про уничтоженные произведения не слышал, спасибо за информацию.

Ответить

2

1

Арман Закарян21 апр 2025

Аминь!

Ответить

1

Valday14 апр 2025

Благодарю

1

iva13 апр 2025

Аминь.

Ответить

2

1

Карл Владимиров13 апр 2025

Видимо писака не читал Соборян..где любовь к верующим главная тема..

3

2

Свернуть ответы

Открытая семинария13 апр 2025

Карл Владимиров, друг мой, любовь к верующим (и неверующим) - главная тема Света.

Искатель11 апр 2025

***

Оглянусь по сторонам братья современники — вот базар, а вот и храм… И повсюду ценники…

ещё

1

Пользователь удалён10 апр 2025

Комментарий недоступен

Алекс Н.9 апр 2025

Заквакали

2

1

Homo Scribens9 апр 2025

В букмаге на московском Арбате 12-томник Лескова (издание 1989 года) попадается часто.

Ответить

1

Наталия Щ.8 апр 2025

Всё совпадает, но читать не хочется

(ЧЕСТНО🙏)

1

Эльф Лесной8 апр 2025

❗❗❗❗❗❗❗ ОПОВЕЩЕНИЕ

Доброго времени всем! 🌈 🤗 уже говорила,что Белый Царь готовит подарок и в первую очередь читателям ОС.

ещё

2

1

Свернуть ответы

Любовь Фролова8 апр 2025

Эльф Лесной, Огромное спасибо!Замечательная жизнь!Объемно ,удивительный человек жил на Земле, а мы ничего не знали о нём!💞

3

Эльф Лесной8 апр 2025

Любовь Фролова, 🙏

читайте все части последовательно,потому что это книга.ссылки на другие части закреплены там в комментариях.

Он до сих пор живёт, и он наш грядущий БЦ. 💞

1

Открытая семинария8 апр 2025

Эльф Лесной, мне всегда нравились его песни и исполнение и он сам.

Лариса Верещагина8 апр 2025

Любовь Фролова, Правда ваша.

2

Эльф Лесной9 апр 2025

Товарищ АФ, Вам уже всё другой товарищ пояснил лаконично весьма,если не учитывать его субъективные домыслы, товарищ юz

1

Эльф Лесной9 апр 2025

Товарищ АФ, истина - это факты,изложенные в книге по ссылке.а этот товарищ мне не товарищ,он прихвостень сатанинский,и это тоже факт давно известный всем,кроме него самого

1

Эльф Лесной9 апр 2025

Игорь Андреев, разрывает тебя,гадёныш.

так и должно быть со всеми сатанистами нераскаявшимися и осознанно продолжающими гадить,про тебя там тоже всё написано и про таких,как ты, и это у тебя не невежество,это осознанное служение Сатане.

1

Эльф Лесной9 апр 2025

Игорь Андреев, это прямая клевета,не имеющая ничего общего с реальностью, но тебе же ничего не остаётся,как клеветать,гадёныш Клеветника. Свет замарать решил,ну-ну 🤣🤣🤣 жалкое зрелище.но ты на всё пойдёшь,лишь бы подышать ещё хоть немного - вот правда.и ты знаешь,о чём я, для этого тебя и вернули.что ж,...ещё

1

Потёмкинский матрос14 дек 2025

"И пару дней читал с упованием." С упованием на что?

Андрей Дмитриев29 окт 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария29 окт 2025

Андрей Дмитриев, после Иисуса Христа? Как?? Кому сможет такое прийти в голову???

Юрий Любкин29 окт 2025

Христианство это любовь к ближнему. Религия знание законов царства небесного и жизнь по ним. Ни того ни другого на земле нет. Все живут по закону эгоизма.

Пользователь удалён24 июл 2025

Комментарий недоступен

Свернуть ответы

Андрей Зломнов29 июл 2025

Татьяна Ремесникова, "Вера начинается там, где кончается разум."

Пользователь удалён29 июл 2025

Комментарий недоступен

Андрей Зломнов30 июл 2025

Татьяна Ремесникова, - Два умножить на два равняется четыре. Вы это знаете? Или Вы в это верите? Или считаете, что: "так может быть"?

Пользователь удалён30 июл 2025

Комментарий недоступен

Андрей Зломнов30 июл 2025

Татьяна Ремесникова, Который из 5 000 известных людям?

Пользователь удалён30 июл 2025

Комментарий недоступен

Андрей Зломнов31 июл 2025

Татьяна Ремесникова, религия отражает мировоззрение человека и указывает на способ управления им.

Пользователь удалён31 июл 2025

Комментарий недоступен

Андрей Зломнов31 июл 2025

Татьяна Ремесникова, у бога нет паспорта, его нельзя вызвать в суд в качестве свидетеля, а значит его нет в природе.

Пользователь удалён31 июл 2025

Комментарий недоступен

Геннадий Кириллов14 июл 2025

Неплохой обзор !

Ответить

2

2

Свернуть ответы

Открытая семинария14 июл 2025

Геннадий Кириллов, благодарю

1

Ирина Бородина3 мая 2025

А что такое "ОС"? Подскажите, пожалуйста...

Свернуть ответы

Открытая семинария3 мая 2025

Ирина Бородина, Открытая Семинария, там где вы теперь

1

Ирина Бородина3 мая 2025

Открытая семинария, текст интересный. Но стоит отредактировать!

Ответить

2

Открытая семинария4 мая 2025

Ирина Бородина, да, вы правы. тем более что я много лет работал редактором. но нет времени. пишу. редактуру оставляю на потом. поверьте, это не от неуважения к читателям, а выбор приоритетов при данных обстоятельствах.

1

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

Свернуть ответы

Надежда Красуля9 апр 2025

Сергей Ширшов, Невеста Христа- это люди избранные из всех народов наций! У Бога нет разделения и лицеприятия! Он любит всех и ждёт всех чере покаяние и принятие Христа!!!

Геннадий Дерябин5 сен 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Александр Макаров14 сен 2025

Геннадий Дерябин, Из школы с какого класса выгнали?

1

Нетолерантный экономист2 авг 2025

//Честность привела писателя к конфликту с церковными властями, полномочия которых в ту пору простирались вплоть до права истязания, пыток, пожизненного заключения и смертной казни.

Вы не могли бы назвать имя хотя бы одного человека, казненного...ещё

2

3

Марк Б.11 апр 2025

Лесков был по сути типичный сектантом, как и Толстой считал себя выше Церкви. Обыкновенная гордыня, как и у Толстого,приведшая его к черту

6

7

Свернуть ответы

Открытая семинария11 апр 2025

Марк Баклушин, а мне кажется они как раз вырвались из секты...

2

1

Александр Макаров14 апр 2025

Марк Баклушин, К черту церкви пришли,а Лесков и Толстой -великие писатели.

3

Вячеслав Плотников14 апр 2025

Марк Баклушин, это здравая гордыня, ибо сказано не сидите в обществе развратителей, или считать развратителями гордыня? это спасение уйти от них, а не гордыня.

Ответить

2

1

ваня жуков11 апр 2025

В религии веры нет...

6

7

Свернуть ответы

Марк Б.11 апр 2025

ваня жуков, в тебе веры нет, а за других не говори,тем более что ни о вере,ни о религии ты толком ничего не знаешь

3

1

Nikolay11 апр 2025

ваня жуков, в мозгу ума нет у вас)) такую чушь сказать

3

Вячеслав Плотников14 апр 2025

Nikolay, вот вы себя и проявили сами доказав истинность слов этих о религии.

1

Nikolay14 апр 2025

Вячеслав Плотников, вы несете бред. Невозможно чтобы я проявляя себя доказывал истинность чего-либо вообще. Вы настолько далеки от Логики и совершенно не понимаете что пишите бессвязно и алогично - бред в общем)) Как впрочем и автор высера про веру и религию - далекий от реальности человек.

1

11 апр 2025Олег

Слышу голос и иду на зов скорее,по дороге на которой нет следа... куда мы идём профессор...?я понятия не имею..

1

Свернуть ответы

Открытая семинария11 апр 2025

Олег , в Царство народа святых!

екатерина щ.9 апр 2025

Поклоняться Богу в духе и и тине - вот за что ратовал Лесков. А церковь больна, как мы все... и сколько гордости в каждом! До единого...

1

2

Открытая семинария8 апр 2025

я не заметил даже, что картинка детской Библии на украинском. даже не знал, что такие есть. наши дети еще в дошкольном возрасте знали все библейские истории. к нам пришли гости и стали открывать эту Библию то тут то там. а дети им каждый сюжет объясняли. еще в школу не ходя.

1

виталий кашин12 апр 2025

...Читал с упованием.... На что? Может, с упоением?

Ответить

1

1

Свернуть ответы

Открытая семинария12 апр 2025

виталий кашин, так точно!

Лусик10 апр 2025

"Левшу" только и знали в советское время. И советам не ко двору пришëлся Лесков... В чем причина?

Ответить

2

4

Свернуть ответы

Сергей Щербаков10 апр 2025

Людмила , неправда!

Открытая семинария10 апр 2025

Людмила , так он же христианский писатель. а какое христианство в совдепии? но и то коммунисты гибче оказались чем церковные товарищи.

Мудрость жизни8 апр 2025

Автор ОС похоже зазвездился и тихой сапой на церковь Православную стал зубы скалить. Да, пороки присутствовали всегда, ибо нет такого инкубатора, где выращивают священников, а все приходят из мира, где пороков все больше и больше. Похоже количество подписчиков сделало возможным считать себя предводителем секты. Очень жаль.

25

4

Прусов Николай9 апр 2025

Христиане одного течения не должны поносить Христиан другого течения, как делает автор этой статьи... Не имеют на это права...

Я сам - убежденный протестант и республтканец, но в культурологическом смысле я - православный человек.

ещё

18

1

Свернуть ответы

Вера Михайлова8 окт 2025

Прусов Николай, браво!

Иван Охальников8 апр 2025

Эка невидаль! Лескова запрещали и в советские годы. Его антинигилистический роман "Некуда" вообще не печатали. В иных собраниях сочинений я не находил рассказ " Железная воля". После революции в начале двадцатых годов была произведена по инициативе Крупской чистка библиотек от вредной литературы. В макулатуру шли собрания ...ещё

18

1

Свернуть ответы

Неизвестный Доброжелатель9 апр 2025

Иван Охальников, "Некуда". 2-й том с/c 1956 г. Вот "На ножах" действительно не печатали.

1

зуб9 апр 2025

Иван Охальников, Во времена товарищей во главе с тов Сталиным, было ещё интересней, сегодня подумал крамолу на партию, завтра ты уже на лесоповале, мода на борьбу с крамолой, и в наше просвещенное время расцвела пышным цветом, что ни день то высокий указ, и всё для того чтобы в верху, в жирные жопы, не...ещё

1

Михаил Суслов10 апр 2025

РПЦ - это министерство с главным министром в столице. Вы любите чиновников? Ответ ясен любому. Народ же сейчас в церковь не ходит, Библию не читает, чем православный от католика отличается не знает, но знает, что наши церковники за традиционные ценности, а на западе сплошное ЛГБТ. Хотя наши многочисленные, по данным наших СМИ, московские гей...ещё

Ответить

16

2

Екатерина Любознательная8 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария8 апр 2025

Екатерина Любознательная, есть десятки книг и сотни исследований на тему одной из самых жестоких и омерзительных инквизиций в мире - русской церковной инквизиции. незнание говорит лишь о непокаянии в грехах кровавой инквизиции. книг много. если нервишки слабые, то почитайте хотя бы простенький, общий труд Грекулова под названием "Православная инквизиция в России" https://djvu.online/file/5EWiQWFFF8g2c

Изучайте Библию8 апр 2025

1) Я тоже недавно немного перечитывал писателя Лескова Николая Семеновича. Вспомнился фрагмент из "Однодума".

" Всё же, значит, есть в нем вредная фантазия. А в чём она заключается?

- Библии начитался.

ещё

14

2

Свернуть ответы

Дмитрий Ч.8 апр 2025

Изучайте Библию, не был Лев Толстой православным, он отказался от церкви, а церковь отказалась от Льва Толстого.

Толстовство — религиозно-утопическое общественное течение, возникшее под влиянием религиозно-этического учения Л.Н....ещё

2

3

Светлана Дашко8 апр 2025

Изучайте Библию, Ты и твоя секта си Иугова запрещена законом России . Рано радуешься , тебя скоро посадят в тюрьму вот там то и порадуешься от души . Сектант .

1

1

Изучайте Библию8 апр 2025

Светлана Дашко,

1) Лично меня никто НЕ запрещал. И Вы это хорошо знаете, уважаемая моя ближняя. И на будущее, пожалуйста, называйте меня на "Вы". Ведь мы с Вами - совершенно не знакомые друг другу люди. Заранее Вам спасибо за понимание!

ещё

2

1

Светлана Дашко8 апр 2025

Изучайте Библию, Чего , чего ? Может тебя на вы и шопотом ? Да что ты говаришь ? А ты случайно не охренел ? Если сам Господь Иисус Христос называл себя на ты , и все его называли на ты , а ты вообще что за такое ? Ты от куда взялся с какой параши вылез умник хренов , ты что это себе позволяешь а ? Ты что тварь такая выше Господа...ещё

2

2

medole98 апр 2025

Светлана Дашко, извините, я не в курсе, правда что тут проповедуют рождество нечистого?

Надежда Красуля9 апр 2025

Светлана Дашко, Вот вы и показали свое истинное лицо! Чему вы научены? Хамству и лицемерию!А Господь сказал: Никакое гнилое слово не изыдет из ваших уст,а только доброе к назидание!

Светлана Дашко9 апр 2025

Надежда Красуля, Вы это серьёзно?))) Вы сначало научите крокадила танцевать Танго , а потом идите увещать Библиста ))))

Гид8 апр 2025

Вы пишите бред о Лескове! Пишите лучше о себе самом. Очередная ложь! Как только не стыдно таким обозревателям!

12

1

Владимир Ефимов9 апр 2025

Есть такая профессия- церковь обсирать. Автор евангелист или баптист, уж не знаю и православие ему неприятно. На кого работаете, автор ? Уж не на моссад ли?

13

3

Свернуть ответы

Марианна12 апр 2025

Владимир Ефимов, Лесков -русский писатель , Глыба ! В его произведениях умно, зорко и всесторонне отражена действительность тех лет. Из его творчества можно много чего надергать, особенно зная, что Лескова читают очень мало. Тут автор надергал под своим углом зрения о РПЦ. А почему-то не...ещё

4

Открытая семинария12 апр 2025

Марианна, об этом в следующей статье. и эти две темы, увы, никак неразлучны...

Открытая семинария12 мая 2025

Бородатый крокодил, государственных званий в области богословия НЕ бывает так как церковь и государство, слава Богу, отделены. вы, кажется, много раз тут гадили и почти под копирку одни и те же вещи говорите. я устал вам отвечать. а если это и не вы, то я не буду распинаться перед оскорбляющими. я просто скажу, что я...ещё

Открытая семинария12 мая 2025

Бородатый крокодил, читать умеете? так читайте. вы Лескова ненавидите напрасно. В чем он вас обидел или кого оболгал? я сказал вам где я учился. чего вы ищите меня среди выпускников русскоязычных? не найдете.

Открытая семинария12 мая 2025

Бородатый крокодил, я родиля и живу в Туле. и ваша ненависть к Лескову и к другим русским людям ничем кроме фанатизма не оправдана.

Бородатый крокодил12 мая 2025

Открытая семинария, а про каких других я говорил ?! К каким у меня ненависть. Вы, батенька опять соврамши !!! ну ка, где я это писал ?

1

Открытая семинария12 мая 2025

Бородатый крокодил, я не специалист по оружию а специалист в истории религии. и я не привык общаться с человеком, который лезет в мою личную жизнь, выпытывает о моем образовании - а сам называется под ником. и начинает "общение" с уголовщины - с угроз. вы или представьтесь полным именем, укажите образование,...ещё

Бородатый крокодил12 мая 2025

Открытая семинария, Я привел Кучу доводов, на которые вы не смогли ответить. И еще кто то пытается обвинить меня в ненависти к другим!!!!Милейший, вы больны ! Вы тяжело больны. Такую дичь мог придумать только душевнобольной !!! Да, я понимаю, не смогли парировать доводы, кинулись обвинять в несуществующем....ещё

2

Бородатый крокодил12 мая 2025

Открытая семинария, где угрожал ?! доводы. факты ? Следующее- где я выпытывал личную жизнь ? Я искал на поисковике, и не спрашивал НиЧеГо у вас !!! Вы снова это придумали, дражайший !!! а живу в пролетарском районе в Туле. На Замочной улице .

1

Открытая семинария13 мая 2025

Бородатый крокодил, ну и живите с миром! Будьте здравы!

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

Свернуть ответы

Дикое поле8 апр 2025

Vārds Uzvārds, к тому же на переломе эпох, когда у людей в головах и так каша, это все равно, что отбивать чечётку на цистерне с нитроглицерином

4

1

Открытая семинария8 апр 2025

Vārds Uzvārds, потому что они не проповедовали, и не верили, и не думали даже (не время было) - что приблизилось Царство Небесное. вот все сектантами и становились, и до сих пор так. мы провозглашаем приход Царства, а не секты.

foma brut2 авг 2025

А сегодня мракобесы зацепились за В. И. Ленина

.

9

1

Ирина Кирьянова11 апр 2025

Спасибо за статью! Сто лет прошло, а мракобесие в обществе, бесстыдство и людоедство власть имущих остались.

Ответить

8

Саркис Андриасьян7 июн 2025

Интересно получилось с Лесковым. Человек написал два романа о "нигилистах" и показал их людьми, занятыми исключительно деньгами. Действия большевиков показали, что мой любимый писатель оказался абсолютно прав. И вот Лескова за эти романы начала травить "либеральная" пресса, причём нешуточно. По-моему, именно это привело Лескова к...ещё

Ответить

8

1

Дмитрий Дмитрий9 апр 2025

СИСТЕМА - любая - это задумка добра, но люди слабы и творят всё для наживы и гордыни. Это нельзя победить. А жечь баптистскую Библию в начале 90-х....Возможно - это робкая попытка маленького священника бороться с сатанизмом, захлестнувшим нашу страну тогда. Лесков - сила, язык лучше, чем у Толстого.

6

На чашку кофе13 сен 2025

Любое начинание, каким бы оно благостным ни было, обязательно рано или поздно возглавляется мошенниками. А всё потому, что пройдохи только ищут, где легче всего урвать. А где урвать легко? Где стадо лохов собралось. К сожалению, сектами можно с полной гарантией назвать всех.

5

Юрий Третьяков11 апр 2025

Лет 10 назад наблюдал лично, как чел в церковном облачении, а рядом с ним пожилая женщина и пацан, лет десяти, на костерке, около храма Трёх исповедников, жгли какие-то книги.

Я настолько обалдел от увиденного, что прошел мимо. В чем себя корю до сих пор. Особо после того как в центре Франкфурта - на-Майне стоял на...ещё

Ответить

7

2

Свернуть ответы

Вера Михайлова8 окт 2025

Юрий Третьяков, слышал звон, да не знаешь, где он. Старые церковные календари, журналы, бумажные потертые иконочки с молитвой сжигают, чтобы не выбросить и не попирать ногами.

РКП10 апр 2025

Лесковы, Толстые и иже с ними были недовольны властью и православием в России?! Добились своего?! Теперь 90% "капиталистов" и чиновников во власти нерусские и ни разу не православные, рады??

6

1

Свернуть ответы

Открытая семинария10 апр 2025

РКП, властью они были довольны, в этом их не упрекнешь. властью была только церковь недовольна. добилась своего...

Нана10 апр 2025

РКП, вы предлагаете пупустительствовать вседозволенности для РПЦ? Это типа- лишь бы не было войны? А на фига такое православие? Когда попам дозволено все и им ничего за это не будет? В РИ сами государи держали церковь на жестком укороте, ибо эта организация не имеет тормозов в своих претензиях на власть и...ещё

2

1

Надежда Смирнова9 апр 2025

Собственно, атеизм и нигилизм в России выросли на почве, богато удобренной поповским "беспределом": лицемерие и подлость оттолкнули от церкви гораздо большее количество человек, чем большевистские репрессии, во время которых люди молились тайком (знаю о чем говорю, - бабушка моя была парторгом и меня крестила дома при закрытых ставнях)

6

1

Свернуть ответы

Вера Михайлова8 окт 2025

Надежда Смирнова, видимо, зря крестила.

географ8 апр 2025

Автор еретик , видно ушибся об свою подводную стену и несет еретическую чушь . Я знаю в своей местности местного святого баптиста - проповедника у этих баранов что себе за счет десятины с них себе дом построил . Еще в детстве я его назвал лисенком за хитрую физиономию . 😁

8

3

Свернуть ответы

Единорожка8 апр 2025

географ, все желочь скинул?!)))чее там еще

1

1

географ8 апр 2025

Единорожка, трояк по письму - желчь правильно писать - вот тебе еще .😁

1

Единорожка8 апр 2025

географ, трояк это еще хорошо😆многие в церковно приходскую записали и то счастье)))мы буратины букварь то потеряли а монеты не взросли вот маямся печаль наша😭😭😭вы учить будите?!ну там запятые,суффиксы и далее?. А нет😆😆👍тогда в очередь,....325 будите.. это я для вас с вышками что как блеймо на глазу,как...ещё

2

1

географ8 апр 2025

Единорожка, апять ашыпки !

И это - еще рабочий день не окончен а уже похоже во хмелю - так не есть хорошо !☝️😲

1

Единорожка8 апр 2025

географ, а что делать?!без стопочки и топор неподнему,а дрова нужны мороз же.)))

географ8 апр 2025

Единорожка, колол я дрова как-то в -28 . Несмотря на такую работу ноги начали мерзнуть от стояния на холодном . Пришлось согревающий допинг принять

1

Единорожка8 апр 2025

географ, вот и я очем...самогончик с огурчиком и бородинским хлебом..ммм,пошел еще тяпну.

Владимир Алексеевич8 мая 2025

Странно одно: почему большевики, ненавидевшие Русскую Православную Церковь, не опубликовали эти крамольные произведения??! 🤔

И тут на сцену вышли (или выползли) ВЫ🤔

5

1

Свернуть ответы

Открытая семинария8 мая 2025

Владимир Алексеевич, выползли здесь вы

1

1

Владимир Алексеевич8 мая 2025

Открытая семинария, а как всё же удобно на деньги Заморских Сионских Мудрецов РУССКИХ ВАНЕК "ОБУВАТЬ"!!!

Глядишь - и новая Цветная Революция ГРЯНЕТ!!! 😥 😥 😥

1

Открытая семинария8 мая 2025

Владимир Алексеевич, революцией традиционно церковь занималась. я никогда никаких революций не терпел, так как это мерзость есть пред Богом и людьми. пора и вам этому научиться.

1

Владимир Алексеевич9 мая 2025

Открытая семинария, Ваша СЕКТА дурно пахнет! Не надо ПОКЛЁП на Русскую Православную Церковь наводить! Есть кому её защитить!

2

1

Открытая семинария9 мая 2025

Владимир Алексеевич, вот я и защищаю - от таких как вы, от таких, которые фанатики и властолюбцы, которые устроили раскол и революцию. вот от кого надо охранять церковь - от сектантов внутри ее! они - самае опасные для страны!

1

2

Владимир Алексеевич9 мая 2025

Открытая семинария, я предупредил! Пеняйте на себя! Живите и оглядывайтесь! 😥

1

Открытая семинария9 мая 2025

Владимир Алексеевич, подаю на вас в полицию за угрозы. Делаю это немедленно, прямо сейчас.

1

Бородатый крокодил11 мая 2025

Открытая семинария, на меня подайте тоже .

1

Бородатый крокодил11 мая 2025

Владимир Алексеевич, предлагаю жалобу в дзен подать , как и я сделал. От этого блога смердит весьма сильно.

2

1

Открытая семинария11 мая 2025

Бородатый крокодил, вы тоже мне угрожаете? вы тоже преступник?

1

1

Надежда Иванова10 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария10 апр 2025

Надежда Иванова , все с точностью наоборот - они как раз пытались предотвратить революцию, а церковь (увы, это факт) ее разжигала. и горящие книги Лескова - это тоже разжигание революции.

Вячеслав Плотников14 апр 2025

Надежда Иванова , революция произошла от того, что сатанисты выдавали себя за православных, Бог эту чепуху убрал.

1

Артем Андреев9 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария9 апр 2025

Артем Андреев, напротив. Лесков пытался веру сделать реальностью в миру, чтобы не было атеистов и прочих. а церковь разделяла категорически на мирское и церковное. вот и доразделялись, пока все слили

Андрей С.8 апр 2025

Главное красиво и лукаво обозвать себя,заманить к себе на страничку ... Бред пишите батенька "Гедеоновы Братья" издают распространяют Новый завет текст которог считается каноническим в РПЦ Московского патриархата.При патриархе Алексии ll это принято . Купленная в лавке свеча это жертва храму,деньги идущие на нужды прихода. Вот на территории вильной...ещё

7

2

Свернуть ответы

Открытая семинария8 апр 2025

Андрей С., так судите сжигающих Библии. на русском языке, Синодальный перевод. издали баптисты, не патриаршее издательство и в церковной лавке не продается. сжигать или не сжигать? вот в чем вопрос?

Андрей С.2 мая 2025

Открытая семинария, причем лавка? (сейчас май) Георгиевская лента привезённая из Европы или Украины не "хорошая" ее надо сжечь?

Владимир Иванов13 ноя 2025

Церкви много за что надо бы каяться денно и нощно. Но держится горделиво, власть во всем поддерживает, не обращая внимания на мерзости.

Ответить

4

1

Сергей Яковлевич Рубцов12 апр 2025

Здравия и Вразумления!

Автор, пишите достоверно и объективно - в описываемый Вами период времени никакой, т.наз. "РПЦ" не было.

4

1

Свернуть ответы

Открытая семинария12 апр 2025

Сергей Яковлевич Рубцов, а что было??

Дмитрий Платонов18 окт 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария19 окт 2025

Дмитрий Платонов, а церковные суды с правом вынесения смертного приговора? а миллионы сожженных во время Раскола? вы в какой стране живете что истории своей не знаете. стыд.

2

1

Дмитрий Корнилов10 апр 2025

Искренне благодарны Вам за прекрасную статью! Только сегодня с детишками читали ,,Скомороха Памфалона,,!)))Однозначно-лайк и подписка! Будьте благословенны Всевышним!

Ответить

4

2

Свернуть ответы

Открытая семинария11 апр 2025

Дмитрий Корнилов, очень рады вам!

Сергей Суворов10 апр 2025

А у меня в 90е была такая Библия, как на фото. И я из Семхоза) Видимо не все сожгли.

Ответить

2

Свернуть ответы

Сергей Щербаков10 апр 2025

Сергей Суворов, да кто ее жег? Разве в больных фантазиях автора...

1

9 апр 2025Олег

Даже снега свежего с неба насыпало по колено, чтобы освежить сознание человекам, всё в этом мире старается для людей!

Ответить

2

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

игорь белояр8 апр 2025

Писанину которая сеет смуту в головах, рушит единство, которое из глубины веков оплачено народной кровью, следует уничтожать во все времена.

5

3

Свернуть ответы

Alex ASANA A8 апр 2025

игорь белояр, проблема в том, что те кто судят о пользе или вреде наследия, не блещут глубоким пониманием духовной и нравственной ценности этого наследия. Поэтому церковная цензура, в некоторых случаях, принесла больше вреда чем даже советская. Советская цензура просто отвергала всё противоречащее её идеологии, а...ещё

Ответить

4

1

игорь белояр8 апр 2025

Alex ASANA A, может быть и не блещут пониманием духовной ценности наследия, но они это наследие хранят и передают, пусть даже "механически", а есть те кто ценность этого наследия сводит к ничтожности, обращая внимание на несоответствие духовного назначения церкви с деяниями отдельных воцерковлённых и...ещё

Alex ASANA A13 апр 2025

игорь белояр, думаю что чтобы сохранить духовное наследие неповреждённым, необходимо его постигнуть и воплотить в своей жизни. Стать его органической частью. Оно сохранилось не благодаря тем кто передаёт его "механически", а лишь благодаря многочисленным святым которыми православная церковь...ещё

Пользователь удалён8 апр 2025

Комментарий недоступен

Свернуть ответы

Nadejda .8 апр 2025

Вера С.,

Позвольте мне поправить.

Цари в прошлом жили за счёт народа, теперь же народ будет жить за счёт ГЦ! Я так понимаю.

2

1

Vlad Starinsky26 июл 2025

Да.... Вера - благость данная свыше. Религии и их клевреты - вечные бесовы искусители.

3

2

Сергей АВС10 мая 2025

Много званых да мало избранных.

Пастырей много.

И они люди.

А церковь это больше чем поп.

1

Вячеслав Белоконев16 ноя 2025

Ну понятно отношение церкви , он всех ставил под одну гребёнку и Саровского , который не стоит даже ногтя Его ...😎

Тётя Песя27 окт 2025

и ничего не изменилось практически за более чем 100 лет! как была церковь министерством пропаганды, так и остается! но мы в церковь ходим ко Христу и священник выполняет то, что ему положено и не наша вина если например священник извращенец или стукач. Благодать все равно придет к каждому по его жизни и молитвам. поэтому вот это высказывание Лескова странное...ещё

Александр Ермаков14 июл 2025

Творец создал мир света, любви и радости, стяжатели-попы в чёрных рясах превратили его в послушное стадо рабов, безропотно гнущих спины на их ненасытное благо и благо господ......

2

2

Владимир Бабайцев12 апр 2025

Мракобесы от церкви. Религия как опиум для народа.

4

4

Алексей Сергеев9 апр 2025

Комментарий удалён

Свернуть ответы

Открытая семинария9 апр 2025

Алексей Сергеев, благодарю! печатали Библии (в том числе детские) в ту пору финны и привозили и раздавали обычно бесплатно. а потом уже начинались продажи-перепродажи.

Наталья Никифорова8 апр 2025

Вот такие "сжигатели книг" , церковные иерархи, совавшие сои носы туда, куда не надо было и породили большевистскую нечисть рушившую храмы и убивавшую священников.

4

4

Лина Симошина4 сен 2025

Прямая ложь на православную церковь,особенно про ее карательные полномочия,ложь на Лескова, на русское общество, оправдание и пропаганда баптизма и других сект.

Проплаченная статья, написанная профессиональным провокатором. Умышленно не сказано, что протестантские издания Библии это...ещё

7

8

Свернуть ответы

Открытая семинария4 сен 2025

Лина Симошина, начиная со времени страшного кровавого Раскола, который был устроен Никоном, церковь будет столетиями прибегать к страшному насилию, цифры зашкаливают - и вы этого не знаете? вы в какой стране росли? и не надо нам больше ваших кровавых революций, и не надо мне тут сеять рознь между христианами....ещё

3

1

Мойша Шулерман2 янв

Открытая семинария, Типа, в Кубанском погроме 1717, плечом к плечу с басурманами, старообрядцы-казаки не напали на южные рубежи России и не дошли аж до Пензы, убив десятки тысяч православных русских(и не русских) и не увели в полон десятки тысяч православных русских людей?

1

Открытая семинария2 янв

Мойша Шулерман, а я кого-то оправдываю? каких-то религиозников? на что они мне? они Божиих людей всегда гнали

1

Алекс Матросов13 янв

Лина Симошина, берете Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, там находите раздел «О преступлениях против веры» и наслаждаетесь карательными полномочиями церкви.

Ответить

2

Дмитрий29 авг 2025

Лесков лучше бы критиковал таких графоманов писателей, как он сам и Л. Толстой, да и другие найдутся, тоже далеко не святые. А не лез с критикой священников, особенно сельских, у которых жизнь была совсем не простая и зажиточная. Церковь учреждение человеческое, к сожалению в ней бывают недостойные священнослужители, но это не причина для...ещё

4

5

Свернуть ответы

Открытая семинария30 авг 2025

Дмитрий, вы тоже встали в очередь обвинителей? не спешите.

1

1

Александр Макаров14 сен 2025

Дмитрий, Лесков прав,как и Лев Николаевич.Тот вообще умище! В те годы дал четкое определение русскому "христианству".

2

1

Вера Михайлова8 окт 2025

Дмитрий, браво!

Валечка7 янв

Дмитрий, обвинение из серии 'А Толстой мясо ел, ел, ел!". (если что - это Ильф и Петров, евреи 😂😂😂

Алекс Матросов13 янв

Дмитрий, Толстой был граф, потому на церковников поплевывал и ничего ему за это не было, а Лесков был родом поплоше потому и пострадал. Со своей дискредитацией церковники и церковь в общем справляются отлично всю историю существования.

Ответить

2

1

Бородатый крокодил11 мая 2025

Странно, меня никогда из храма не гнали злые бабки. И никогда не видел такого. Что о РПЦ пишут , убейте меня- не видел и сотой доли, о чем сочиняют. Не видел толстых попов на джипах. Золота в храмах нет и грамма. Есть только нитрид титана на куполах и латунь . Цены кусачие ? 20 руб. за свечку жалко . А храму надо и на жкх и на покушать и хору заплатить.

ещё

4

5

Свернуть ответы

Открытая семинария11 мая 2025

Бородатый крокодил, конечно вы не видели и сотой доли. вы не в курсе - что был, к примеру, Раскол? и что сделали с миллионами староверов? вы настолько не в курсе?

4

Бородатый крокодил12 мая 2025

Открытая семинария, да ! Конечно же найдется тот , кто знает , что я не в курсе ))) и бубет меня в этом уверять.

И при чем тут староверы? Еще молокан вспомним. Но не стоит уводить доводы в сторону. Мы не об этом снйчас

1

Открытая семинария12 мая 2025

Бородатый крокодил, я против геноцида русского народа по религиозному принципу. молокан тоже сжигать не следует. это может вас расстроить и удивить, но это так. Это Закон!

1

1

Бородатый крокодил12 мая 2025

Открытая семинария, откуда известно , что меня может ,,расстроить и удивить ,, ?! Это уже ваши личные мысли и мечтания ))) Я , собственно про Лескова писал ) . Про то , что он лжец по сути. Выдавал за действительность свои мысли. И поплатился по факту за лжесвидетельство. А вы как то уводите разговор в другое русло...ещё

1

1

Бородатый крокодил12 мая 2025

1

Вера Михайлова8 окт 2025

Бородатый крокодил, браво!

Александр . Б8 апр 2025

Религия , это опиум для народа , сказал Великий человек .

3

4

Свернуть ответы

Светлана Дашко8 апр 2025

Евгений Б., Точно это был Идиот в подштаниках .

1

Александр . Б13 июл 2025

Светлана Дашко, отвечу словами великой Философии , ибо , она отражает саму суть Мудрости : где отсутствуют Знания - там владычествуют боги Иллюзий ,, ибо как говорится : Краткость - это Мать Мудрости . Я познаю философию , а мысли , дарованные ею - излагаю Афоризмами .

Вера Михайлова8 окт 2025

Александр . Б, кто же это великий, уж не Ленин ли, заливший кровью всю Россию?

Неизвестный Доброжелатель12 апр 2025

Ну эта история с Дитячими Бiблiями в свете сегодняшних событий выглядит, как смехотворная диверсия ГУР Незалежной. Закинуть тираж на мове, дабы москальские диты впитывали с младых ногтей хохляцкую ересь. А жечь книжки глупо, надо в макулатуру сдавать.

2

Свернуть ответы

Безбадченко Владимир12 апр 2025

Неизвестный Доброжелатель, Да! Коварство ГУРа я недавно разоблачил, о чём и сейчас поведаю. Вся страна занята изготовлением окопных свечей. Делают их из парафина. И вот, плавят этот парафин на электроплитках старушки и дети,не понимая всей опасности паров парафина для здоровья. Это рак лёгких и у...ещё

Владимир К14 апр 2025

Безбадченко Владимир, а самая жесть,это то,что из него вазелин и медицинские мази делают,и даже церковные свечи разрешается. Также,в спичках используют,и в обычных свечках. Чем предлагаете в окопе отапливаться,вазелиновое масло в лампадки разливать?

1

Майтрэ8 апр 2025

Христиане хуже фашистов. Они сожгла на своих кострах большинство сочинений античных авторов. После фашизма население и промышленность человечество восстановило, свои сожженные истоки - уже никогда.

4

6

Свернуть ответы

Сергей С.9 апр 2025

Майтрэ, не христиане, а фанатики, таких везде хватает. А особенность фанатизма это обобщение и упрощение. Вот вы пишите "христиане хуже фашистов", т.е. целую социальную группу под одну гребёнку черным заклеймили без разбора. Вот также мыслили и те, кто сжигали книги.

ещё

Ответить

5

Открытая семинария9 апр 2025

Сергей С. , очень верно вы сказали, надеюсь вы будете услышаны.

Виктор7 янв

не зря попов вся Россия ненавидела ,кроме некоторой дворянской швали.

10

5

Свернуть ответы

Алекс Матросов13 янв

Виктор, дворянство с попами существовало параллельно совместно паразитируя на народе, граф Толстой к примеру вообще не пострадал от отлучения от церкви, это крестьянина бы на каторгу бы отправили.

2

1

Виктор13 янв

Алекс Матросов, так и есть.

1

1

Раушан Чугалаев27 дек 2025

Ну что ж вы сравниваете ! Волхвы мудрецы , а попы просто блядорылые тараканы , паразиты , какай грех не возьми всяк ихний будет.

5

1

Свернуть ответы

Открытая семинария28 дек 2025

Раушан Чугалаев, прорвемся!

Тауз С18 сен 2025

Опять жиды,и книги жидовские, и при чем тут русские

2

Владимир СВАРОЖИЧ21 янв

Редкостный иудейский бред. 1. Язычество, согласно науки теософии - это как раз то что называют "христианством".

2. То что называют "христианством" не христианство , а ИУДАИЗМ в чистом виде, причем иудаизм для рабов бога ИХ, которого сам Христос назвал диаволом и отцом ЛЖИ ( еванг. от Иоанна 8.44) . Не верите ? спросите в ваших церквях, т.е. синагогах для рабов Госпада , бога их ( не вашего). Сам Кирилл на встрече в ватикане с Франциском это признал , а он умнее Вас и знает кому служит. К стати ветхий завет это иудейская Тора, а Новый завет это его римейк ( продолжение) написанное павлом, который никогда не был апостолом Христа , а был евреем - и служил Яхве, которого Христос назвал отцом лжи, диаволом и человекоубийцей . Сколько после этого они убили людей на всей планете , типа за веру ?

3. А раз в РПЦ, слугу отца лжи , то и что они делают с дебилами у которых всех ученых волхвов отобрали ? Правильно, они их дурачат .

4. Какие к хреням множество богов ? Всё что тут описывают придумано как раз слугами отца лжи диавола, так называемыми служителями культа ( каких называли при СССР) . Тогда так и говорили про попов " Почем опиум для народа?" Слуги отца лжи в РПЦ специально придумывали СВОЙСТВАМ , способностям единого , одного бога Отца разные имена. Ну может он создавать(давать) жизнь, значит есть такой бог Даждьбог. Есть у него такое свойство врагов карать, так для них он Чернобог. Ах он еще и считать и писать умеет , тогда он Числобог., А уж если он природой повелевает и владеет , то он конечно Велес. Самим не смешно, от того что Вас дурачат и в пустых спорах стравливают слуги диавола в синагогах с крестиками ???

5 Ну и конечно УЖЕ одураченный народ, не зная кто , где и зачем, начинает , как умеет обращаться на "деревню к дедушке" ( как у М.Горького- наверное читали ? Хотя) ....

6. Если Вы все такие "христану.... " ,т.е "воцерковл...", точнее "синагогонутые", то прочитайте хотябы тоненькую книжечку Вашего классика русской литературы Л.Н.Толстого "Разрушение и восстановление АДА" !!!! Толстой очень внимательно прочитал все церковные книжки ( в отличии от почти всех Вас, которые даже эту мерзкую книжицу о еврейском божке не читали) . Поверьте классику , он был очень умный.