Мало кто знает, что история Российской империи в определенный момент могла пойти совсем по другому пути. При этом, об этом поворотном моменте в школьном курсе истории по сути не рассказывают, да и вообще он малоизвестен. Восстановим же историческую справедливость и расскажем о нем в моей новой статье.
Итак, перенесемся в 1762 год. В этот год Екатерина, после свержения своего мужа, Петра III, прибавившая к своему имени цифру "2", стала полновластной императрицей. Держава же осталась без императора. Впрочем, это было не в новинку, XVIII век вообще был богат на российских императриц правивших без мужа. Но все могло быть и иначе. Как многие помнят, фаворитом Екатерины II был тогда Григорий Орлов, который по сути и был основной движущей силой заговора, приведшего Екатерину к власти. У Екатерины на тот момент был даже незаконорожденный ребенок от Орлова, нам он известен как Алексей Григорьевич Бобринский, именно про него и идет речь в IV части знаменитой кинофраншизы "Гардемарины".
И вот теперь - к главному. После переворота неожиданно активиризовался бывший канцлер империи, Алексей Петрович Бестужев-Рюмин, снятый со своего поста и попавший в опалу в конце правления императирицы Елизаветы I за то что брал взятки от англичан и склонял Россию к союзу с Англией.
Широкой общественности благодаря фильму "Гардемарины-Вперед" и последующей второй части "Виват, гардемарины" он известен как положительный персонаж и видный государственник, но, как видите, все не так однозначно. После свержения Петра III, уже сильно постаревший Бестужев решил искать милости новой императрицы. И начал проталкивать как в сенате, так и среди церковных иерархов вот такой проект: присвоить Екатерине титул "Матери Отечества" и немедля обвенчать ее с Григорием Орловым. Скандала это не вызывало, про роман императрицы с Орловым общество в общем то знало, а их сына особо даже не прятали - он воспитывался в семействе гардеробмейстера императрицы Василия Григорьевича Шкурина, а после жил обычной жизнью и ни от кого особо не скрывался, пока своим поведением сам не навлек на себя гнев матери, которая повелела ему жить в городе Ревель. Примечательно, что потом, когда после смерти Екатерины II на трон взошел Павел I, новый император казалось бы возможному конкуренту в борьбе за престол вместо ссылки или даже тюрьмы (вспомним тут горькую участь Ивана VI) наоборот разрешил ему приехать в Петербург и вообще свободно перемещаться по стране. Бобринский, тут надо отдать ему должное, забыл про грехи молодости и, не участвуя ни в каких интригах и скандалах, спокойно жил до своей смерти в 1813 году, занимаясь сельским хозяйством, минералогией и астрономией и оставил после себя многочисленных потомков.
Теперь же вернемся к идее Бестужева. Вроде бы она давала Екатерине все - узаконить свою связь с Орловым, узаконить своего второго сына (это могло быть важным, т.к. насчет отцовства Павла были веские сомнения, ряд историков приписывает его ее фавориту - Сергею Салтыкову). Орлов - русский дворянин из хорошей фамилии и при одобрении духовенства и сената мог быть опрой Екатерине на чужой для нее русской земле, с которой ее после убийства Петра III по сути вообще ничего не связывало. Однако, сама Екатерина неожиданно отвергла эту идею. Почему? На то может быть ряд причин:
- Орлов был и так верен Екатерине, а став императором мог бы начать проявлять излишнюю самостоятельность;
- семья Орловых была не самая, были и знатнее - провозглашение его императором могло вызвать недовольство многих знатных родов и создать предпосылки для заговора;
- непоянтно что делать с дальнейшим престолонаследием. Вроде бы уже есть Павел - официальный наследник, сын Петра III и Екатерины. Узаканивание брака Екатерины с Орловым укрепляло для Алексея Бобринского основания для того, чтобы также претендовать на власть и создавало предпосылки для смуты в будущем;
- непонятно как отреагировала бы на такое широкая общественность. Убийство Петра III и так породило рекордное количество самозванцев, выдававших себя как раз за чудом спасшегося Петра, и Пугачев - лишь самый знаменитый из них. В случае же реализации проекта, Екатерина из заговорщицы просто убившей своего мужа и захватившей власть, превращалась в заговорщицу-мужеубийцу, которая не только захватила власть для себя, но и возвела на престол своего любовника (чьими руками вдобавок и мужа убила, о чем многие подозревали и тогда).
- непонятно как отреагировала бы на это международная общественность. Скорее всего реализация проекта давала бы лишние поводы для поддержки тех или иных самозванцев (той же княжны Таракановой к примеру) против Екатерины II в дальнейшем, а кроме того давала бы повод вообще подвергать ее право на престол сомнению.
Вобщем, не суждено было Российской империи получить императора в лице Григория Орлова. Екатерина II же титул "Матерь Отечетсва" в итоге все равно получила. Уложенная комиссиия, созванная самой же императирицей в 1767 году, дабы систематизировать законы страны, на одном из первых же заседаний присвоила ей звание "Екатерина Великая, Премудрая и Матерь Отечества".