Найти в Дзене

Блудная страсть и борьба с ней. Часть 2

Часть 1 Сегодня очень редко можно услышать это слово. Целомудрие — это целостное мудрование о человеческой природе, целостное мудрование о мире. Целомудрие — это целостность тела и души. В человеке должна главенствовать душа, тело подчиняться ей, а не наоборот. Нецеломудренный человек живет больше телом, чем душой. Такой человек, конечно, очень легко поверит, что произошел от обезьяны, и этим будет оправдывать свои животные наклонности. Но когда тело послушно душе, человек приобщается к большей радости, и та радость, которую знают люди целомудренные, превосходит все греховные наслаждения, которыми живет современный мир. Блудная страсть мешает счастью в семейной жизни. Брак — это школа целомудрия, а не потворство греху. В нашей жизни есть три главных момента: рождение, смерть и вступление в брак. В своем рождении мы с вами не вольны — Бог призывает нас к бытию, и мы не можем выбирать: рождаться нам или не рождаться, у каких родителей, в Китае или в России, в двадцать первом веке или в д
Оглавление

Часть 1

Что такое "целомудрие"?

Сегодня очень редко можно услышать это слово. Целомудрие — это целостное мудрование о человеческой природе, целостное мудрование о мире. Целомудрие — это целостность тела и души. В человеке должна главенствовать душа, тело подчиняться ей, а не наоборот. Нецеломудренный человек живет больше телом, чем душой. Такой человек, конечно, очень легко поверит, что произошел от обезьяны, и этим будет оправдывать свои животные наклонности. Но когда тело послушно душе, человек приобщается к большей радости, и та радость, которую знают люди целомудренные, превосходит все греховные наслаждения, которыми живет современный мир.

Блудная страсть мешает счастью в семейной жизни. Брак — это школа целомудрия, а не потворство греху.

Подготовка к вступлению в брак

В нашей жизни есть три главных момента: рождение, смерть и вступление в брак. В своем рождении мы с вами не вольны — Бог призывает нас к бытию, и мы не можем выбирать: рождаться нам или не рождаться, у каких родителей, в Китае или в России, в двадцать первом веке или в десятом. Смерть мы тоже не выбираем, мы пони маем, что не можем закончить жизнь тогда, когда захотим. Эвтаназию мы считаем недопустимым грехом. Жизнь дается Богом, и только Бог волен и в жизни, и в смерти. Но одно из трех главных событий нашей жизни находится в нашей власти — это брак. Он является таким же важным и судьбоносным, как рождение или смерть.

Люди, которые вступают в брак, должны особенно следить за собой, чтобы не дать повода развиться нечистой блудной страсти. Прежде чем они вступят в супружеские отношения, у них должны установиться правильные целомудренные отношения: они должны узнать и полюбить души друг друга, а не только внешность. Христианский брак должен заключаться не только на основе естественного тяготения одного пола к другому, но и на осознанной готовности к жизни всегда вместе, во всем. Будущие супруги должны быть готовы помогать друг другу, понимать друг друга, снисходить к недостаткам друг друга.

Счастливый брак создается не на основе плотского чувства и даже не на основе влюбленности. Перед вступлением в брак нужно подождать какой-то срок, чтобы увидеть человека в разное время года — и когда холодно, и когда жарко, потому что весной или осенью у некоторых людей бывают периоды обострения. Нужно увидеть его в разные моменты — в радости, в горе, в усталости — и узнать о нем побольше. Может случиться так, что вы выйдете замуж или женитесь на человеке, которого потом не сможете вынести, а ведь с ним надо быть все время рядом, от него уже никуда не денешься, как поется в песне: «Придешь домой — там ты сидишь». Когда человек один, он может уйти домой от всех, лечь в кровать, накрыться одеялом — и нет уже ни злого начальника, ни распущенных однокурсников, ни навязчивых подруг… А в браке никуда не спрячешься от супруга. Поэтому, конечно, нужно быть очень осторожными, не спешить принимать окончательное решение. Должна установиться душевная близость, нужно узнать другого человека как личность, узнать его культурный уровень, его интересы, уровень его воспитания, познакомиться с его родителями.

Было бы очень хорошо получить совет от человека, который смотрит трезво на вашего будущего мужа или на будущую жену, потому что, когда человек влюблен, он видит все сквозь призму своей влюбленности. Пусть это даже чистая, романтическая влюбленность и к ней не примешивается ничего плохого, но она тоже опасна, потому что представляет человека не таким, какой он есть на самом деле. Поэтому нужен какой-то опытный человек — духовник или родители, но не друзья и не подруги, которые, так же как юная девушка или молодой человек, еще плохо разбираются в людях.

Конечно, до брака нужно соблюдать границы общения. Люди сейчас стали очень распущенны и грешат слишком большой вольностью в общении с противоположенным полом. Даже от некоторых батюшек можно услышать: мол, сейчас такое время, что до брака можно и целоваться, и обниматься, и даже можно что-то большее… Вы, может быть, со мой не согласитесь, но я думаю, что как раз в наше время, когда эта страсть своим бурным течением увле кает всех к диаволу в пасть, необходимо быть особенно целомудренными, особенно осторожными, особенно строгими в этом отношении к себе.

Я считаю, что до брака нельзя даже целоваться и обниматься, потому что, когда происходит какой-то телесный контакт, могут включиться процессы, которым проявляться пока еще не время. Если они «включатся» раньше, чем нужно, то сработают, как эскалатор: мы включили — он поехал, и, пока уже он не съедет вниз, остановить его будет невозможно, а бежать против движения эскалатора очень тяжело. Падение может произойти быстрее, чем спуск на эскалаторе в метро.

Нужно соблюдать целомудрие и в мыслях. Присутствие в душе всякой нечистоты осложняет задачу подготовки к брачной жизни. Часто браки разрушаются именно потому, что близкие отношения начинаются слишком быстро, до вступления в брак. Из-за неосторожности, вольного поведения в человеке начинаются процессы, которые он сам бывает не в силах контролировать. Хорошо, если у молодого человека есть духовник, которому можно покаяться в своих мыслях и чувствах и он поможет остановить начавшееся падение. Плотская природа бывает очень сильна в человеке, особенно в юном возрасте. Притяжение к другому полу бывает очень трудно остановить.

Человека захватывает всепобеждающая страсть, которая оказывается сильнее его, при этом все остальные отношения не успевают сформироваться: душевная близость, духовная общность, понимание друг друга, знакомство с внутренним миром другого человека. Другой человек воспринимается не как личность, со своими особенностями, а как представитель другого пола. Греховная страсть — это как оглушающий аккомпанемент к песне, за которым не слышно слов. Удовлетворенная страсть потом смолкнет, и ты можешь оказаться на всю жизнь связанным с тем, кто тебе не близок и даже неприятен по своим человеческим качествам.

-2

Брак — это не удовлетворение плотских желаний, а жертвенный подвиг любви. В браке человек должен служить другому, а не получать что-то для себя, иначе брак может разрушиться. Современные браки распадаются именно потому, что люди не умеют ничем жертвовать, а умеют только потреблять. Хотят, чтобы все было по их желанию, и не умеют ничем поступиться.

Нечистую страсть в наше время научились убедительно оправдывать. По словам одного психолога, «в сознание людей внедряется мысль, что воздержание для человека вредно, а удовлетворение похоти полезно. Необходимость удерживать плотские вожделения преподносится как “опасное дело, травмирующее психику”. Целомудрие, скромность и стыдливость объявляются “комплексом неполноценности”. Вокруг сексуальности выросла и богатеет огромная индустрия порнографии»4, растлевающая сердца молодежи и подростков. Сейчас ничего не продашь, если не снабдишь рекламу товара чем-то «остреньким». Нет ни одного хорошего фильма (за редким исключением), в котором не было бы каких-то неприличных сцен. Стыдно смотреть на танцы, которым обучают совсем маленьких детей в школах и танцевальных студиях. Педагоги и родители не видят ничего плохого в том, как дети кривляются, как они себя ведут на сцене! Это не бальные танцы, не народные танцы, где сохраняется целомудренная красота. Люди хотят оправдать блудную страсть, чтобы продолжать свободно грешить, чтобы их не мучила совесть, чтобы заглушить ее голос, чтобы с легкостью нарушать те табу, которые создавались на протяжении веков для сохранения чистоты.

Некоторые люди подчиняются этой страсти и удовлетворяют ее якобы для того, чтобы быть более «спокойными». Такой человек мучается, мучается, а потом совершает грех — и ему якобы «стало спокойнее». Есть рассказ про двух монахов, где один другому говорит: «Во мне страсти как дикие звери, они рвут меня на части. Мне так трудно, так тяжело с ними бороться!..» А другой ему отвечает: «А мне хорошо! Я им брошу “кусочек”, в чем-то уступлю, и они успокаиваются!» Мы с вами должны понимать, что это — ловушка, что, потакая страсти, мы только усиливаем ее. Если мы не потворствуем страсти, тогда диавол возмущается и мучает нас, потому что он не получает того, чего хочет. Если же ему давать то, что он хочет, он будет делать вид, что не трогает нас, но при этом мы будем находиться в его лапах, в его когтях, в его плену, а когда он захочет, то сделает с нами все, что ему будет угодно.

Страшно, когда человек говорит: «Я знаю границу. Вот до этого предела я дойду и остановлюсь» — и позволяет себе всякие безобразия, о которых не хочется говорить и даже называть их. А некоторые говорят: «Я эту страсть уже победил, теперь я могу быть немножко свободнее и позволить себе что-то посмотреть». Например, человек удалил свою страничку ВКонтакте, потому что там много гадости, которая его смущала. «А теперь,— говорит он, — я уже старый, мне уже не страшно, теперь я могу там что-то посмотреть, это даже красиво…» Это, конечно, ловушки диавола, и все это страшно…

Как в нас действует диавол?

Одна очень известная шведская писательница очень ярко описала, как человек может попасть под власть диавола. Она в детстве во время игры, охваченная азартом, стала грубо обвинять своего дядю в нечестности: «Дядя жульничает!» Мама отвела ее спать — это было формой наказания. Девочка продолжала кричать, и вот что с ней случилось.

«Когда я снова повторяю эти слова, происходит кое-что странное. Мои глаза как бы переворачиваются. Смотрят не наружу, в детскую, как раньше, а внутрь. Смотрят внутрь моего существа.

И видят они большую, пустую, полутемную расселину с мокрыми стенами, по которым каплями стекает вода, и дном, похожим на болото. Сплошная жижа да глина. И эта вот расселина — она внутри меня.

Но пока этак сижу и смотрю туда, я примечаю, как в этом грязном болоте что-то начинает шевелиться. Норовит вылезти на поверхность. Я вижу, как из глубины появляется огромная страшная голова с разинутой пастью и шипами на лбу, дальше виднеется темное чешуйчатое тело с высоким гребнем вдоль спины и короткие неуклюжие передние лапы. Похоже на змия, которого повергает святой Георгий в стокгольмском соборе, только намного больше и страшнее.

Никогда я не видывала ничего столь кошмарного, как это чудовище, и мне до смерти страшно, что оно обитает во мне самой.

Я понимаю, до сих пор оно было заключено в болотной жиже и не могло шевелиться, но теперь, когда я позволила злости одержать верх, — теперь оно дерзнуло вылезти на поверхность.

Я вижу, как оно вылезает. Поднимается все выше, мне все больше видно длинное чешуйчатое тело. Радуется, небось, что вырвалось на волю, что уже не сковано трясиной.

Мне надо спешить, чтобы это дикое чудище не успело высвободить все свое длинное тело, ведь иначе я, пожалуй, не сумею загнать его обратно в узилище. Я спрыгиваю со стула, начинаю раздеваться. Больше не реву, умолкаю и ужасно боюсь того, что вот только что видела.

Укладываюсь в постель, едва только маменька ее разбирает, а когда она подтыкает одеяло, беру ее руку и целую.

Потом маменька садится на край кровати. Видит, что я уже не злюсь, а быть может, вдобавок знает, что я боюсь себя, ведь маменька все знает.

— Завтра ты попросишь у дядюшки Вакенфельдта прощения, — говорит она.

— Да, — тотчас отвечаю я.

Маменька молчит. Я лежу и думаю об огромном чудище, живущем во мне, и говорю себе, что никогда больше злиться не стану. Пусть оно сидит там, в болотной жиже, до конца моих дней. Никогда больше ему оттуда не вырваться»[1].

Так в детстве этой писательнице удалось справиться с диаволом, она смирилась, послушалась маму, и чудовище не смогло взять над ней свою власть.

Так и мы с вами, дорогие друзья, можем одерживать победы над злом. Может быть, с возрастом это становится труднее. По крайне мере, судя по письмам Сельмы Лагерлёф — так зовут эту писательницу, — у нее это не всегда потом получалось.

Хорошо, если мы умеем заметить начало действия греховной страсти в нашем уме. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, «все бесы покушаются сначала помрачить наш ум, а потом уже внушают то, что хотят; ибо если ум не смежит очей своих, то сокровище наше не будет похищено; но блудный бес гораздо больше всех употребляет это средство»[2].

Когда в человеке поднимается страсть, то бес в первую очередь «отключает» голову (как говорят, «снесло голову» или «крыша съехала»), и человек после этого не может противиться греховному желанию.

Не думайте, что вы победили все страсти, что вы уже свободны, если, допустим, вы целый год не ругаетесь нехорошими словами, перестали курить, пить и ведете себя примерно. Диавол — это пестрый змей, он то так, то эдак подступает к нам, готовя новые искушения. Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что очень опасно возгордиться и думать, что ты уже спасен и тебе уже нечего бояться.

Епископ Пантелеимон (Шатов)

Фрагмент из книги "Где начинается святость? Греховные страсти в человеке и борьба с ними"

под авторством епископа Пантелеимона (Шатова), протоиерея Вадима Леонова,

протоиерея Андрея Овчинникова, протоиерея Андрея Рахновского

КУПИТЬ КНИГУ

[1] Легостаева М. В. О любви и ее искажениях // Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами / Шеховцова Л. Ф. и др. М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2014. С. 65.

[2] Девочка из Морбакки: Записки ребенка. Дневник Сельмы Оттилии Ловисы Лагерлёф.