Жизнь на Дунае для Ярины потекла спокойная, только спокойствие это было странное. Словно воля ее уснула и теперь она была лишь сторонней наблюдательницей чужой жизни, проплывающей мимо нее, как река, на которую она любила смотреть по утрам. Здесь, в краю смешения разных народов, где поклонялись десяткам богов, как знакомых ей, так и неизвестных, Ярина вновь ощутила присутствие предков, их незримую поддержку. Их голоса слышала она в шелесте травы, в рокоте волн, накатывающих на крутые пороги. Старуха Далила, вдова бывшего воеводы крепости, вхожая в свиту Ярины, помнила времена, когда крепость эта строилась на месте старой деревни, в которой она и родилась. Долгими вечерами Далила пересказывала услышанные от предков своих предания, о том, как через эти земли проходил князь Святослав, сын Игорев. "Велик и могуч был русский князь! Перуну поклонялся!" И Ярина представляла себе этого князя-язычника, что не принял новую веру, как мать его, княгиня Ольга. Остался верен старым богам до конца. Может потому и сгинул здесь, что не пустил его на родную землю новый Бог? Может и ее изгнание случилось оттого, что не до конца смогла отречься от веры своих предков?
В отличие от матери, сыновья Ярины обрели на здесь новый дом, обзавелись друзьями. Младшие постигали науки от воеводы Грома. Василько, вопреки предположению императора Мануила, в советах матери не нуждался, правил крепостями ладно. Братьев Ярослава и Мстислава отправил в соседнюю крепость, а племянников, вместе с матерью их Ефросиньей, в дальнюю - уж больно надоело ему ее вечно недовольное, злое лицо. Она и сыновей своих подзуживала, мол снова обошли их справедливостью, так что Василько приходилось напоминать невестке о прежних прегрешениях ее мужа, да о том, что среди наследников князя Юрия они стоят позади него и его братьев. С их отъездом все вздохнули с облегчением. Наверное и сама Ефросинья немного оттаяла получив хотя бы видимость той власти, о которой ей всю жизнь мечталось.
Годы летели с невероятной быстротой, в которой вехами отмечались частые набеги печенегов, отражаемые с легкостью благодаря бдительности Василько и Грома, болезнями, приносимыми купцами и чужестранцами, частыми гостями крепостей, смертями и рождениями.
Нечасто, но прибывали послы от князя Андрея, желавшего знать о жизни младших братьев, следившего за ними из града Владимира, который сделался его главной вотчиной, поглотившей под себя Суздать и Ростов. С одним из посолов он и предал свою волю, чтобы Василько взял в жены дочь новгородского боярина Петра Михалковича, Анастасию. Василько взвился, как смерч. Обида на Андрея, притупившаяся, но не умершая в его сердце, вспыхнула с новой силой. Давно не видела сына таким Ярина.
- Волю свою и здесь хочет мне навязать! - негодовал Василько, быстро вышагивая по каменному полу крепостной палаты и эхо его шагов гулко разносилась по пустынным коридорам.
Ярослав и Мстислав, прибывшие по зову Василько недоуменно переглядывались. Брату уже не раз сватали в жены разных девиц знатных, и каждый раз он находил предлог отказаться. Но не одно сватовство не вызывало в нем такой бури.
- Отказать Андрею значит навлечь на себя его гнев! - решился вставить Мстислав.
- Гнев!? Да его гнев мы испытали на себе, когда плыли морем в Константинополь! А ведь мы ничего супротив него не замышляли, ничего не сделали! Теперь я не боюсь его гнева! Пойти сюда войной у Андрея силенок не хватит!
- Но Андрей в союзе с императором Мануилом! - сказала Ярина, напоминая сыну его истинное положение и по чьей милости правит он этими землями.
Боль исказила лицо Василька, но разум пересилил гнев, вернув его к действительности.
- Я не хочу жениться на этой княжне! Не желаю иметь под боком наушницу Андрея!
- Давай я женюсь на ней! Тем более послы сказали, что девица в пути уже. А там повинимся перед Андреем, мол любовь затмила разум мой и я упросил тебя уступить невесту!
Все уставились на Мстислава с изумлением, а тот лишь хохотнул.
- А что, мне тоже пора уже жениться. Пусть в терему сидит, детей мне рожает!
Василько ничего не ответил. Буркнул, что подумает и назавтра скажет о своем решении. Когда Василько вышел, Ярина спросила Мстислава:
- Ты хоть понимаешь, что предложил?
- Понимаю, матушка! Василько не примет ее, а гнев Андрея падет на всех нас. А мне все едино!
Ярина только головой покачала сокрушённо. Таков Мстислав, характером буйный, да на дела скорый. Он, пожалуй, любую обуздает, даже жалко девицу, ставшую заложницей этих сложных отношений княжеских сыновей. Много, наверное, Андрей посулил отцу ее, раз тот решил отправить дочь в такую дальнюю дорогу, к человеку, которого ни он, ни Андрей по настоящему не знают Василько.
Василько согласился, в чем Мстислав ни на мгновение не сомневался. Начались приготовления к свадьбе, на которой невесте предстояло узнать, чьей на самом деле женой она будет.
Анастасия ехала на встречу своей судьбе, уже ни о чем не думая, выплакав перед отъездом все слезы. Помнился ей отчетливо тот день, когда батюшка вернулся из Владимира, куда ездил поклониться князю Андрею. С князем их связывали давние дела, о которых Анастасия не знала, да и знать не желала. Ее, совсем молоденькую, хлопоты отца не заботили. Ее холили, лелеяли, ни в чем не отказывали, и казалось так будет всегда. Она не сомневалась, что единственную свою дочь, отец неволить не будет, найдет жениха ей по сердцу и продолжит свою жизнь в довольстве и достатке.
Разговор родителей в тот раз проходил шумно, что мигом насторожило Анастасию и прислужниц, притихших, заслышав громкие восклицания Лукерьи, матери Анастасии. Никто не слышал, чтобы в присутствии мужа она хоть раз возвысила голос, хоть в его отсутствие случалось покрикивала на напортачивших слуг.
- Настася! - прогремел голос отца, сквозь не прекращавшиеся стенания матери.
Испуганная девушка вбежала в горницу. Мать, с залитым слезами лицом, бросилась к ней:
- Не пущу, не пущу мою кровиночку!
Отец шагнул к ней, твердой рукой оторвал от дочери.
-Уйди с глаз, говорить с дочерью буду! - с этими словами вытолкал жену за дверь, с треском захлопнув за ее спиной.
- Глупая баба! - проворчал отец, и повернувшись к Анастасии, широко улыбнулся, - Ты, дочка, девица разумная, свою выгоду сразу поймёшь!
- О чем ты, батюшка? Почему матушка так расстроилась?
-Жениха я тебе сыскал, дочка, да какого!
Сердце Анастасии рухнуло куда-то вниз, и тут же подскочило к горлу, забившись в нем глухо и часто.
- Какого жениха? - еле выдавила она.
- Князя! Князя! - отец явно ждал от нее такого же восторга, который испытывал сам, но Анастасия молчала.
- Князь Андрей желает, что бы ты женой его брата меньшого стала! Княгиней будешь, с мономашичами породнишься!
Анастасия силилась сообразить, кого имеет ввиду отец, но не могла. Стоящие у власти мало интересовали ее, как и сама власть. Она о любви мечтала, такой, как в песнях воспевается, да в былинах сказывается.
-Завтра же сборы начнем, путь тебе предстоит дальний!
Эта, вторая новость, совсем выбила землю из под ног девушки. Уезжать из родных мест, от родного дома, она не хотела. Анастасия побледнела, и отец, наконец заметив ее состояние, едва успел подхватить девушку, начавшую оседать на пол от внезапно помутившейся головы.
- Ошалела от счастья девка! - решил отец и кликнул прислугу.
Первой вбежала изгнанная прежде мать.
-Угробил дитятко, окаянный! - заголосила, не обращая внимания на слуг.
-Цыц! По моему будет! Я князю Андрею слово дал! - снова набросился на нее муж.
Слуги несли Анастасию в ее горницу, родители продолжали ругаться, а она уже понимала, что отец не отступится.
Через месяц прибыло войско от князя Андрея, чтобы доставить ее в неведомые земли Византийского императора, к невиданному жениху. Во дворе отчего дома стоял вой, как по покойнику, выворачивал душу.
- Ой, не увижу больше свою кровиночку, ой разрывается серденько! - выла мать, цепляясь Анастасии в руку.
Даже отец всплакнул, осеняя ее крестом, целуя в лоб на прощание. Сама Анастасия молчала, понимая, что единственное слово вызовет волну горя, которая не раз накрывала ее с той поры, как узнала о своем приговоре.
Теперь она не чувствовала ничего. Пути обратного не было, дорога туда казалась бесконечной. Везли на Дунай не невесту, а безвольную куклу.
Дорогие подписчики! Если вам нравится канал, расскажите о нем друзьям и знакомым! Это поможет каналу развиваться и держаться на плаву! Подписывайтесь на мой Телеграмм канал, что бы не пропустить новые публикации. Так же на канале публикуются материалы о личной жизни жизни автора, анонсы и объявления.
Поддержать автора (если есть желание) можно переводом на карту:
Сбербанк: 2202 2067 5653 0312