После того как в петербургском метро подорожал проезд, к делу подключилась Контрольно-счетная палата. Инспекторы намерены проверить, на что именно идут бюджетные деньги и действительно ли новая цена билета соответствует реальным затратам. В КСП отметили, что в 2024 году петербургское метро получило из бюджета более 41 млрд рублей субсидий. При этом его выручка составила свыше 66 млрд, а чистая прибыль — более 4 млрд рублей. Теперь пройдет проверка, чтобы выяснить, на что именно тратятся эти деньги.
На вопросы, которые волнуют многих жителей Петербурга — «Почему так дорого?» и «Почему цена выше, чем в столице?» — в беседе с TransportSpb ответил Александр Морозов, член Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта.
«Естественный процесс, а не качество»: почему в Петербурге проезд дорожает быстрее московского
Александр Морозов, отвечая на вопрос о ключевых параметрах роста стоимости проезда, объяснил, что данное явление является естественным экономическим процессом — инфляцией, а не следствием повышения качества услуг. Он отметил, что ежегодный рост цен на товары и услуги создаёт ожидания повышения заработной платы у всех работников, включая машинистов метро, водителей, энергетиков, ремонтный персонал и производителей вагонов. В результате возрастает стоимость труда, а также затраты на приобретение и ремонт вагонов, путей, тоннелей, кроме того, дорожает электроэнергия.
Напомним, что с нового года поездка в петербургском метро подорожала до 95 рублей. Северная столица уверенно сохраняет статус города с самым дорогим метро в России. Даже после январского повышения тарифов в Москве билет стоит 83 рубля, то есть на 12 рублей дешевле. А проезд в городском транспорте Петербурга (автобус, троллейбус, трамвай) поднялся на 8 рублей. Новая цена — 88 рублей.
«Городской транспорт во всём мире субсидируется, как и дороги. Если бы каждый автомобилист полностью оплачивал расходы на строительство и содержание дорог, экологический ущерб и ущерб в ДТП, каждая поездка в город обошлась бы ему вместе с парковкой в 800-1200 рублей, и на этом фоне 150 рублей за поездку на метро показалось бы весьма экономичным. Но при бесплатных дорогах нашлось бы слишком мало желающих ездить на общественном транспорте за полную стоимость, в итоге дороги были бы перегружены», — объяснил Александр Морозов.
Чтобы перераспределить спрос с личного транспорта на общественный, органы власти оплачивают примерно 20-50% себестоимости проезда за пассажиров. По словам Морозова, у Москвы проблема заторов стоит острее, бюджетных возможностей больше, поэтому, хотя себестоимость перевозок в Москве выше, из бюджета Москвы покрывается большая доля стоимости проезда, чем из бюджета Петербурга.
Как избежать резкого роста цен на проезд?
Член Комитета по развитию общественного транспорта Российской академии транспорта, комментируя возможные сценарии с более умеренным повышением тарифов, отметил, что городу необходимо соблюдать баланс между доходами и расходами транспортной системы. Он пояснил, что источников финансирования всего два: выручка от продажи билетов и бюджетные средства. При этом бюджет, направляемый на образование, медицину, содержание дорог и коммунальное хозяйство, не обладает значительными резервами для перераспределения, а финансовые возможности пассажиров также ограничены.
Вместе с тем, по его словам, существенный резерв для экономии имеется в части оптимизации расходов. В качестве примера он привел данные о том, что перевозки троллейбусом на маршрутах с высоким пассажиропотоком обходятся примерно на 15% дешевле, чем использование автобусов большого класса, а трамвайные перевозки — на 40% дешевле. При этом эксплуатация трамвая в два-три раза экономичнее, чем содержание автобусов особо малого класса.
«Главное условие для этой экономии - высокий пассажиропоток на каждом отдельно взятом маршруте: на каждой из улиц его нельзя делить на 10-20 маршрутов, а необходимо сконцентрировать на 2-4 основных. При сокращении дублирующихся маршрутов на каждом из оставшихся пассажиропоток будет выше, возникнут условия для переключения на экономичный транспорт повышенной вместимости. Таким образом, рост эффективности маршрутной сети может высвободить средства на сдерживание тарифов для пассажиров», — подчеркнул Александр Морозов.
Для реального улучшения транспорта тарифы нужно поднять ещё в 1,5 раза
Повышение цен не осталось незамеченным в соцсетях. Реакция последовала незамедлительно: пользователи начали массово выкладывать видео, где наглядно сравнивают подвижной состав и качество поездок в Москве и Петербурге. В комментариях тут же зазвучал главный вопрос: а улучшится ли за эти деньги сам транспорт?
«Ежегодное повышение цен - это ежегодное повышение зарплат сотрудников. Как и везде, рост зарплат по инфляции не приводит к росту качества. Принципиальное повышение качества потребовало бы повышения цен, как минимум, в 1,5 раза от существующего уровня», — ответил Александр Морозов.
Анастасия Печурина