Один из рассерженных читателей под моей статьёй про коллаборационистов написал комментарий, главное в котором было то, что все советские граждане пошли воевать на стороне Гитлера, не выдержав мучений концлагерей и спасаясь от неминуемой смерти, тогда как многочисленные представители разных европейских стран встали в ряды германских вооружённых сил добровольно, исключительно из-за ненависти к Советскому Союзу.
Мысли не такая уж свежая, поскольку ещё в советское время, если уж и говорили про отдельных предателей из наших пленных (без них было трудно осуществить большинство приключенческих сюжетов и многое другое), то причиной предательства было именно гнилое прошлое царских времён, или же не выдержали пыток. Просто в те времена количество предателей не уточнялось и считалось, что их немного, хотя бы в процентном отношении, а сейчас мы знаем, что счёт шёл на сотни тысяч и более (хотя умудряются найтись такие, кто в эти данные не верит).
В заявлении вышеуказанного рассерженного читателя есть много правды. Почти всё, что касается коллаборационистов европейских стран. Они действительно встали под знамёна врага из ненависти к советской власти, большевикам и лично товарищу Сталину. Даже те, у кого на первом месте были другие причины. Коллаборационизм Второй Мировой войны по многим причинам — тема малоизученная, с большим числом «белых» пятен, поэтому не обо всём можно говорить с полной уверенностью. Однако если говорить о чехах, которые по количеству коллаборационистов, видимо, могут претендовать на третье место, то, возможно, для них важную роль играла обычная нужда. Во всяком случае такую версию мне доводилось встречать и излагалась она довольно убедительно — дескать жизнь была крайне тяжёлой и почти единственный способ прокормиться для очень многих был во вступлении в Вермахт. Что неплохо сочеталось с ненавистью к большевикам. В принципе, тоже самое и с поляками, которые, видимо, могут претендовать на второе место по количеству коллаборационистов. Уж они всё, что связанно с Россией ненавидели издавна, неважно какая власть. Ну а жизнь в оккупации тоже была тяжёлой.
Что касается других стран, то тут действительно большинство пошедших воевать (именно воевать), вступил в Вермахт или войска СС под действием пропаганды. Понятно, что такие крохотные страны как Дания и Норвегия дали совсем мало людей. В Голландии же, Бельгии и Франции, желающих взять оружие нашлось больше, причём во Франции меньше всех из трёх, и даже не в процентах, а в целом. Но это именно те, кто воевал в боевых частях. Гораздо больше представителей оккупированных стран (а тут уже на десятки тысяч счёт) вступили в различные строительные, транспортные, охранные полувоенные организации, а вот туда шли уж явно по экономическим соображениям.
А вот что же было в СССР?
Конечно, версию о том, что на сторону немцев соглашались вставать люди слабые, не выдерживающие мук концлагерей, более приятна. Однако, надо учитывать, что далеко не все прошли путь через плен, а переходили на сторону немцев добровольно. Я не говорю про отдельные национальные республики. Уж в Эстонии, Латвии и Литве добровольцев хватало. Вполне себе добровольно шли в полицию и прочие структуры в Белоруссии и на Украине. Да и на Дону и Кубани нашлось добровольцев немало, а потом и на Кавказе.
А ещё и количество перебежчиков на сторону врага тоже было немалым. Я несколько раз встречал истории, когда на сторону немцев или даже румын переходили целые небольшие подразделения во главе с командиром и комиссаром.
Что же касается пленных в лагерях, то хотя точной статистики я не встречал, но, насколько можно судить из доступных данных, вербовкой пленных занимались именно с упором на ненависть к советской власти. Причём делали это не немцы, а русские (ну или представители соответствующих национальностей), причём далеко не эмигранты, а обычно именно из советских граждан. И в целом тут ничего удивительного и невероятного нет. С революции 1917 года к началу войны прошло лишь немногим более двадцати лет. Так что многие, попавшие в плен успели пожить в Российской империи, будучи уже достаточно взрослыми людьми и способными сравнивать. Впрочем, и те, кто царские времена не помнили, тоже имели возможность оценить нашу суровую действительностью 20-30-х годов, и при грамотной агитации легко подпадали под нужное влияние. При этом они ведь шли воевать против Сталина и большевиков, но вроде как и за Родину. Причём в то, что немцы, победив в войне, позволят построить новую Россию, верили не только бывшие простые крестьяне и рабочие, но и люди вполне себе грамотные, интеллигентные.
И тут даже сложно обвинить этих людей в предательстве. Наверняка, захвати их в плен какие-то супостаты-иноземцы, они бы может и погибли, не желая предавать Родину, но так получилось, что на тот момент для них Родина и власть оказались не единым целым. В истории такое бывает, хоть и не часто.
При этом надо отдать нашим людям должное — подавляющее большинство всё-таки не предали, остались верны старому постулату, что внешний враг всегда хуже внешнего. И оказались ведь правы — никто в Третьем Рейхе не собирался создавать ту Россию, мечтами о которой вдохновляли себя многие коллаборационисты.
Так что у моего рассерженного читателя есть повод ещё больше нахмурить брови или что-то там он ещё морщит. Увы, он был совершенно не прав в своих утверждениях. Ибо историю изучать не хотел.
Хочу ещё предложить вам статью:
А если бы Гитлер объявил настоящий «крестовый поход» Европы против коммунизма?