Найти в Дзене

А если бы Гитлер объявил настоящий «крестовый поход» Европы против коммунизма?

Очень часто пишут, что на Гитлера не только вся Европа работала, но и почти пол-Европы за него воевало. Критиковать эту фразу нет смысла, поскольку она образная, и не несёт конкретики. Но если брать национальный состав Вермахта и, особенно, войск СС, то там мы встретим французов, бельгийцев, голландцев, датчан, норвежцев, финнов, шведов, поляков, чехов, хорватов, швейцарцев… словом, трудно назвать те народы, кои не были представлены. Плюс союзники в виде румын, венгров, итальянцев и финнов. Однако, особенно когда мы говорим про начальный период войны с Советским Союзом, Германия не очень старалась привлечь в свои ряды иностранцев и формировать контингенты из жителей других стран. Руководство Третьего Рейха не стремилось делиться с кем-то победой, будучи уверенным в собственных силах. В чём (слава богу) сильно просчиталось. Даже имеющиеся возможности союзников не использовали целиком: из Венгрии можно было «выжать» вдвое-втрое больше войск при желании, итальянцев Гитлер поначалу не хот

Очень часто пишут, что на Гитлера не только вся Европа работала, но и почти пол-Европы за него воевало. Критиковать эту фразу нет смысла, поскольку она образная, и не несёт конкретики. Но если брать национальный состав Вермахта и, особенно, войск СС, то там мы встретим французов, бельгийцев, голландцев, датчан, норвежцев, финнов, шведов, поляков, чехов, хорватов, швейцарцев… словом, трудно назвать те народы, кои не были представлены. Плюс союзники в виде румын, венгров, итальянцев и финнов.

Однако, особенно когда мы говорим про начальный период войны с Советским Союзом, Германия не очень старалась привлечь в свои ряды иностранцев и формировать контингенты из жителей других стран. Руководство Третьего Рейха не стремилось делиться с кем-то победой, будучи уверенным в собственных силах. В чём (слава богу) сильно просчиталось. Даже имеющиеся возможности союзников не использовали целиком: из Венгрии можно было «выжать» вдвое-втрое больше войск при желании, итальянцев Гитлер поначалу не хотел вообще видеть на Восточном фронте. Как легко убедиться, использовать иностранцев относительно массово стали в последний год войны, когда резко возросло количество инонациональных дивизий СС. Но в конце войны, когда в поражении Германии уже мало кто сомневался, добровольцев становилось намного меньше.

А если бы Гитлер изначально для войны с Советским Союзом решил привлечь все силы Европы? Что-то аналогичное походу на Россию Наполеона, который действительно поставил под ружьё всё, что было в Европе. Объявил бы Гитлер некий общеевропейский «крестовый поход» против большевиков.

Давайте пофантазируем, как бы это могло быть.

Заставить воевать на своей стороне бывших врагов — это случай не редкий в истории, скорее даже распространённый. При этом, как мне кажется, разумным будет не восстанавливать в каком-то виде национальные армии Бельгии, а тем более Франции, они ведь могут и оружие повернуть на немцев коль что не так. Самым правильным было бы создание неких добровольческих легионов в составе Вермахта. Как это и было в реальности, но только в значительно бо́льших масштабах. Поручить это можно тем же войскам СС, которые бы следили за правильным поведением иностранных добровольцев и пресекали любые отклонения. Из представителей одной национальности иметь не более одного армейского корпуса вместе, а может и дивизии, «разбавляя» их немецкими соединениями, или другими национальностями.

В 1940 году, как мне кажется, желающих набрать можно было бы очень даже много, хотя по-разному в разных странах. Для этого нужна агрессивная пропаганда доктора Гебельса (а у него это получалось), и грамотная политика кнута и пряника. Лучше всего, как мне кажется, дела пошли бы в Польше. Напомню, что Гитлер никогда не собирался стереть Варшаву с лица земли (равно как Париж и Брюссель), не жёг массово польские деревни и много чего не делал того, что происходило на Украине или в Белоруссии. Жить, конечно, полякам после поражения в войне лучше и веселее не стало. Но всё-таки все ужасы на польской территории связаны с уничтожением евреев, а сами поляки (пусть далеко не все, но многие) в этом процессе тоже участвовали. Убедить же их в том, что самые большие беды от России, а Германия чуть ли спасла их от худшей участи, доктору Геббельсу было бы легко. Вся история Польши показывает, что поляки не очень хорошо воюют за собственную землю, легко подчиняются любым западноевропейским завоевателям, но всегда готовы воевать с Россией. Лишь бы их позвали. Так что формирование из поляков полноценной армии (под германским руководством) в десяток-полтора дивизий, с артиллерией, танками и даже самолётами, выглядит отнюдь не бредом сумасшедшего. Вспомните, какое количество польских полков было в армии Наполеона и сколь охотно они шли воевать. Так что поляков надо вооружить их же собственным оружием и придать нужное направление на восток.

Несколько дивизий вполне бы получилось набрать и среди чехов. У них, правда, желания воевать с Россией (и с кем угодно) значительно меньше. Но тут ведь главное правильный подход. Создать такие условия в стране, когда пойти воевать будет самым выгодным, не так и сложно для оккупационных властей. Просто начав организованно грабить. Во-первых, с голоду больше желающих будет, во-вторых вот и средства на содержание добровольцев. На оккупированных территориях всегда можно в добровольно-принудительном порядке набрать немало. Охотно идут служить из лагерей военнопленных, когда там правильно обрабатывают. Потому попавших в плен солдат польской, французской и прочих армий, не стоит спешить выпускать.

Так что можно смело предположить 12-15 дивизий из поляков, 3-5 из чехов, 3-4 из хорватов, ещё 12-15 из французов, бельгийцев, голландцев, датчан, норвежцев, с добавлением швейцарских, шведских, испанских добровольцев-наёмников. Платить же за всё будут сами оккупированные территории, вооружать всех собственным бывшим оружием, ставшего трофеями Вермахта.

Если с самого начала напрячь всех союзников, и они выставят силы, хотя бы такие же как в 1942 году, то к началу операции «Барбаросса», в помощь к полутораста (с учетом резервов) немецким дивизиям, будет:

  • до 50 дивизий союзников: 20-25 румынских, 10-12 венгерских, 10 итальянских, 2-3 словацких;
  • до 40 дивизий инонациональных, дополнительно 1500-2000 французских и польских танков, 500-700 самолётов.

Понятно, что боевые качества этого воинства, что союзников, что добровольцев-наёмников, будут намного ниже чем Вермахта. Но это и не особо важно. Тут важнее количество. Да и есть куда использовать огромное число трофейного вооружения, которое самим немцам не подходило (в том числе) в силу его качества.

И пусть Красная Армия будет перемалывать все эти разноязычные части, жечь французские и польские танки, сбивать тихоходные самолёты. Важно, что и советские войска будут тоже нести огромные потери, командование будет задействовать резервы. А горевать о погибших поляках или румынах в германских штабах никто не станет. Тем более жалеть сгоревшие французские танки и самолёты, которым всё равно не нашли достойного применения. Возьмём для примера из реальной истории Одессу. Румынам она обошлась огромными потерями, но важно, что значительные силы Красной Армии на юге были скованы.

А теперь представьте, что, имея всё вышеперечисленное, немцы, не имея достаточно сил, да и просто не желая нести огромные потери в уличных боях при штурме крупного города (не буду называть какого), и имея с десяток дополнительных дивизий из поляков или хорватов, бросят на штурм их. Город превратиться в развалины, под которыми похоронят и защитников, и жителей, наступающие понесут огромные потери, по сути к концу боёв останется пустыня. Но при этом город же возьмут (или уничтожат), а солдаты Вермахта останутся целы и смогут воевать дальше. Ну а поляки, как это часто было в их истории, прольют кровь за чужие и чуждые интересы, едва ли даже удостоившись благодарности.

Картина может получится страшноватая в плане перспектив такой вот войны. И хорошо, что руководство Третьего Рейха ничего подобного сделать не пыталось, да и слишком маловероятно было такое развитие событий. Ибо даже страшно подумать, при таком раскладе, насколько велики были бы жертвы наши… Единственное, что, продолжая проводить параллели с нашествием Наполеона, я всё равно пребываю в уверенности, что победа окончательная осталась за нами. Видимо, виной тому длительное и глубокое изучение отечественной истории, которое показывает, что победа всегда остаётся за нами. А посему можно смело давать волю фантазии и рассматривать подобные варианты.

Кстати, буду рад, если кто-то предложит свои варианты для рассмотрения. Вопросы и предложения по адресу nwt@nweb.su

Также рекомендую вам мою статью:

Если бы Гитлер не напал на Грецию?