Найти в Дзене

Мясорубка под Посадом / Ледяной ад «Голубой дивизии» на Волхове

Осенью 1941 года, когда группа армий «Север» рвалась замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда и соединиться с финскими войсками, на берегах реки Волхов развернулась одна из самых кровавых драм первого года войны. В историю эти бои вошли как «Волховское стояние», но для одного конкретного подразделения вермахта — 250-й пехотной дивизии испанских добровольцев — битва за небольшое селение Посад стала настоящей мясорубкой и крещением огнем. К октябрю 1941 года под Новгород прибыла 250-я дивизия, более известная как «Голубая дивизия» (División Azul). Сформированная из испанских фалангистов, ветеранов гражданской войны и добровольцев, она должна была стать символом борьбы Франко против коммунизма. Испанцы сильно отличались от своих немецких союзников. Они были шумными, часто недисциплинированными в тылу, пренебрегали уставной формой, но отличались фанатичной храбростью и презрением к смерти в бою. Немецкое командование относилось к ним скептически, пока не начались бои за Волхов. В ноябре 1
Оглавление

Осенью 1941 года, когда группа армий «Север» рвалась замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда и соединиться с финскими войсками, на берегах реки Волхов развернулась одна из самых кровавых драм первого года войны. В историю эти бои вошли как «Волховское стояние», но для одного конкретного подразделения вермахта — 250-й пехотной дивизии испанских добровольцев — битва за небольшое селение Посад стала настоящей мясорубкой и крещением огнем.

Рисунок сгенерирован нейросетью
Рисунок сгенерирован нейросетью

Испанский темперамент против русского мороза

К октябрю 1941 года под Новгород прибыла 250-я дивизия, более известная как «Голубая дивизия» (División Azul). Сформированная из испанских фалангистов, ветеранов гражданской войны и добровольцев, она должна была стать символом борьбы Франко против коммунизма.

Испанцы сильно отличались от своих немецких союзников. Они были шумными, часто недисциплинированными в тылу, пренебрегали уставной формой, но отличались фанатичной храбростью и презрением к смерти в бою. Немецкое командование относилось к ним скептически, пока не начались бои за Волхов.

Испанские добровольцы вермахта на территории СССР
Испанские добровольцы вермахта на территории СССР

Плацдарм смертников

В ноябре 1941 года, в рамках наступления на Тихвин, испанцам была поставлена задача: форсировать реку Волхов севернее Новгорода, захватить плацдарм на восточном берегу и удерживать деревни Отенский, Шевелево и Посад. Это было необходимо для прикрытия фланга немецкой группировки.

Испанцы перешли замерзающую реку и заняли позиции. Советские части на этом участке были представлены обескровленными подразделениями, и большая часть обороны приходилась на артиллерийскую поддержку. Ключевой точкой стало селение Посад — небольшая деревня, окруженная лесами и болотами. Заняв её, солдаты 269-го полка под командованием полковника Эспарсы оказались в ловушке.

Советское командование прекрасно понимало угрозу этого прорыва. Против испанского плацдарма были брошены свежие сибирские дивизии 59-й армии, поддерживаемые мощной артиллерией, минометами и знаменитыми «Катюшами».

В тыл испанцам ударили партизаны. Они ворвались в село Посад, подорвали четыре грузовых автомобиля и повозку со снаряжением, а также полевую кухню с уж готовым обедом. Разъярённые испанцы бросились за ними, но попали в засаду и потеряли еще машину с солдатами.

В то же время, испанцы умело используя лесисто-болотистую местность оказывали ожесточенное сопротивление. Однако, из-за халатного отношения к лошадям у них был дефицит гужевого транспорта, что было причиной недостатка боеприпасов и продовольствия.

«Мясорубка» начинается

С середины ноября по начало декабря Посад превратился в ад на земле. Температура падала до -30°C, а затем и до -40°C. Испанцы, одетые в легкие шинели (зимнее обмундирование вермахта задерживалось), страдали от обморожений не меньше, чем от пуль. Также, невыносимы были вши, буквально евшие гордых кастильцев.

Советская тактика заключалась в непрерывном давлении. Атаки следовали одна за другой, днем и ночью. Артиллерия перемалывала деревянные избы Посада в щепки. Испанцы зарывались в мерзлую землю, прятались в подвалах и руинах каменных построек.

Очевидцы вспоминали сюрреалистичные картины: южане, закутанные в награбленные шали, одеяла и полотенца, сражались в рукопашных схватках с бойцами в белых маскхалатах, появлявшимися из снежной мглы как призраки. Штыковые бои были обыденностью. Испанцы, привыкшие к маневренной войне, оказались заперты на пятачке земли, который простреливался насквозь.

Особенно ожесточенные бои велись за здание старого монастыря (по другим данным — каменной церкви) в Посаде, которое стало цитаделью обороны. Санитарные потери были колоссальными: раненые замерзали насмерть, эвакуация через простреливаемый лед Волхова была почти невозможна.

Крах и отступление

К началу декабря стало ясно: удерживать Посад бессмысленно. Немецкое наступление на Тихвин захлебнулось, и Красная Армия перешла в контрнаступление. Плацдарм на восточном берегу Волхова превратился в "чемодан без ручки" — нести тяжело, а бросить (до приказа) нельзя.

Испанцы несли чудовищные потери. В некоторых ротах 269-го полка в строю оставалось по 10-15 человек из сотни. 7 декабря 1941 года, после почти месяца непрерывных боев, был получен приказ об отходе.

Отступление стало финальным аккордом трагедии. Под покровом ночи, заминировав остатки позиций, выжившие «гурипас» (прозвище испанских солдат) начали отход по льду Волхова на западный берег. Они оставляли за спиной разрушенное село, усеянное телами их товарищей и советских солдат. Организовать преследование советским частям не позволило катастрофическое положение с артиллерийскими снарядами. Также, испанцы организовали на другом берегу Волхова сильно укрепленную линию оборону, куда и оттянулись.

Итоги кровавой осени

Бои за Посад и Отенский стали самым тяжелым испытанием для «Голубой дивизии» за всю войну. Потери составили тысячи человек убитыми, ранеными и обмороженными.

Хотя с тактической точки зрения испанцы выполнили задачу — они оттянули на себя значительные силы советских войск и удержали позиции до приказа об отходе, — стратегически это была катастрофа. «Мясорубка под Посадом» показала, что война на Восточном фронте не будет легкой прогулкой.

Именно после этих боев в вермахте изменилось отношение к испанцам. Генерал Гальдер и сам Гитлер отмечали, что, несмотря на "цыганскую" дисциплину, в обороне испанцы "не уступают лучшим немецким солдатам". Но цена этой репутации была заплачена кровью на снежных полях севернее Новгорода.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!