Найти в Дзене

Экскурсия в ресторан "Литературное кафе".

На углу набережной реки Мойки и Невского проспекта находится знаменитое "Литературное кафе". Давно хотела там побывать, но не просто в качестве посетителя, а с экскурсией. И вот такая возможность представилась. Было комбо - экскурсия и чаепитие с пирогом. У них есть еще формат "обед-экскурсия". Я бы выбрала второй вариант, но от меня, к сожалению, ничего не зависело, формат выбирает организатор

На углу набережной реки Мойки и Невского проспекта находится знаменитое "Литературное кафе". Давно хотела там побывать, но не просто в качестве посетителя, а с экскурсией. И вот такая возможность представилась. Было комбо - экскурсия и чаепитие с пирогом. У них есть еще формат "обед-экскурсия". Я бы выбрала второй вариант, но от меня, к сожалению, ничего не зависело, формат выбирает организатор группы.

Ресторан "Литературное кафе" - это по-настоящему хорошее наследие Советского Союза. В конце 70-х - начале 80-х годов 20 века по инициативе БДТ им. Товстоногого решили закрепить за этим рестораном такое название, потому что в народе оно все равно всегда существовало. Именно тогда появилась вывеска "Ресторан Литературное кафе".

К тому времени это здание пережило уже не один капитальный ремонт и не одну перестройку. Все, что мы видим сейчас, - все это в перестроенном виде.

-2

Здание середины 19 века. Сейчас у него два портика с колоннами, когда-то было три (со временем снесли).

Самым знаменитым перестройщиком этого здания был знаменитый архитектор Стасов.

В первые годы существования Петербурга на этом месте стоял небольшой домик сподвижника Петра1 вице-адмирала Корнелия Ивановича Крюйса.

В 1738 году дом перешел к портному Иоганну Нейману. Фасадом тогда дом выходил на Мойку. А на стороне, выходящей на Невский проспект, вообще не было окон.

В доме в то время открылся первый в Петербурге музей восковых фигур. Также в этом доме были открыты торговые площади, где продавалась посуда, пудра для модниц бочками, шоколад, ваниль, чернила.

-3

Затем дом перешел к купцу Котомину. Этот человек был изначально крепостным. После получения вольной, за двадцать лет, он сколотил огромное состояние. И решил построить на месте этого дома дом-дворец.

Архитектор Стасов украсил новое здание величественным портиком, а по углам дома создал четырехколонные лоджии.

На том углу дома Котомина, который обращен к Мойке, открылась одна из самых знаменитых кондитерских Невского проспекта - кондитерская Вольфа и Беранже.

В доме Котоминых также располагалась крупная книжная лавка. Рядом с нею торговало знаменитое на всю Россию семейство Елисеевых. Позже для них выстроили собственное помпезное здание напротив памятника Екатерине2.

-4

Что же касается дома Котомина, то его прославила именно кондитерская Вольфа и Беранже. Это была как визитная карточка дома.

Сюда приехали представители никому не известной швейцарской фамилии Беранже. Изначально это был дядя Соломона Вольфа и Тобеаса Брангера (он потом переделал свою фамилию на французский манер и стал Беранже).

Дядюшка целых десять лет содержал здесь кондитерскую. У него достаточно неплохо шли дела. Но, к сожалению, дядюшка был бездетен. Он написал в Давос (тогда это была глухая деревня на четыре улицы) своим родственникам и выписал оттуда своих двоих двоюродных племянников. Им он заявил, что оставит им предприятие, но перед этим они должны показать, что они могут и умеют работать.

-5

К тому времени, по семейной легенде, они уже имели какие-то кондитерские навыки. Соломону Вольфу было 12 или 13 лет, а Тобасу Брангеру 14-15.

Два мальчика подросткового возраста в самом начале 19 века (1810-е годы) потратили 5 месяцев и 12 дней (это зафиксировано в истории семьи) на дорогу до Петербурга. Шли практически пешком. Где-то подъезжали, где-то переходили, останавливались по пути в селениях и зарабатывали себе на дорогу. Дядюшка тем самым испытывал их на прочность.

-6

В 1813 году на берегах Невы было 216 швейцарцев-кондитеров. Цифра точная, потому что они платили налоги и это все задокументировано. Все швейцарцы, как бы ни сложилась здесь их судьба, никогда не меняли своего подданства.

Самого младшего Вольфа дядюшка поставил при входе (это нечто среднее между дворником и вышибалой). Мальчик целый год работал на том, что открывал и закрывал дверь. Что-то помогал разгружать, что-то помогал на кухне. В то время дядюшка пока еще сам управлял делами.

Старший брат Тобеас был допущен на кухню. Кухня имела три варианта доступа - официанты и разносчики никогда в святая святых не допускались.

Те, кто наследует дело, а значит и рецепты, должны были доказать, что они делу признаны. Так или иначе, прошло пять лет.

-7

Через пять лет дядюшка благополучно отбыл к себе в Швейцарию, оставив бизнес на этих двух молодых людей. По тем временам они считались уже достаточно взрослыми. Ребята хорошо себя зарекомендовали.

Кондитерских в Петербурге было много. Почему же именно они вырвались вперед и стали невероятно модными?

Во-первых, кондитерская располагалась близко к Зимнему дворцу, что было немаловажно.

Во-вторых, они были хорошими предпринимателями. Они выкупили право продавать в своем кафе газету "Санкт-Петербургские ведомости". Получалось, что все новости они узнавали первыми, наравне с императором. Сюда рано по утрам стали приходить господа, которые хотели познакомиться с политическими новостями города и России так же рано, как и император.

Право на эту газету было выкуплено всего лишь на месяц. Месяц братья работали на репутацию своего заведения, а потом репутация стала работать на братьев. По городу пошел слух, что здесь самые первые новости.

-8

Братья сделали торговлю на вынос. Какой-нибудь пирожок так можно было купить и раньше, но они впервые в Петербурге сделали это в красивых коробочках, завязанных красивыми ленточками.

Помимо всего прочего, торговали они сахарными фигурками. Братья стали отливать в сахаре фигурки Наполеона. Многим хотелось после войны 1812 года свернуть ему голову хотя бы таким способом.

Также братья стали выпускать сладкую азбуку на кирилице и на латинице для лучшего обучения детей чтению. Азбуки расходились невероятно. Тогда в Петербурге этого не делал никто.

-9

В России представительницам женского дворянского сословия можно было появляться в ресторанах исключительно в сопровождении мужа, отца или брата. Здесь же выделили несколько дней в месяц, когда женщины могли посетить ресторан без мужчин (женские дни). Дамы, жившие до этого в стесненных условиях, побежали сюда бегом. Эта новость также мгновенно разнеслась по городу. Приезжали сюда даже дамы из Москвы, где таких вольностей не допускали.

Плюс это место облюбовала творческая интеллигенция. Здесь можно было подслушать различные интересные сплетни, узнать кто с кем встречается. Это могло быть и неправдой, но это было не важно, об этом начинали потом судачить в городе.

В этом месте, за столиком, с которого открываются виды сразу на Невский проспект и набережную реки Мойки, любил сидеть А. С. Пушкин.
В этом месте, за столиком, с которого открываются виды сразу на Невский проспект и набережную реки Мойки, любил сидеть А. С. Пушкин.

Здесь тусовались также представители Третьего отделения полиции. Они тоже занимались подслушиванием. А. С. Пушкин, бывший постоянным посетителем этого заведения, знал, что ровно через полчаса все его вольные разговоры будут на листочек записаны и переданы куда надо.

Таким образом, можно сказать, что братья Вольф и Беранже сделали прорыв в торговле того времени.

Интерьер братья меняли раз в пять лет. Самый первый интерьер был в китайском стиле: пальмы, Будды, фонарики. К Китаю кафе никакого отношения не имело, но на экзотику народ шел с удовольствием.

Когда выкупили право на "Санкт-Петербургские ведомости", то интерьер тут же поменяли на петербургский.

-11

То, что мы видим сейчас, - это реконструкция владельцев ресторана, как они видят интерьер конца 19 века. Здесь постарались сохранить дух купеческой эпохи.

За этим столиком, в укромном уголке, обедала Маргарет Тетчер.
За этим столиком, в укромном уголке, обедала Маргарет Тетчер.

Когда в конце 19 века Вольф и Беранже покидали берега Невы, они отчитались о том, что они здесь сделали:

- они не поменяли гражданства по настоянию дядюшки. Как иностранцы они платили бОльшие налоги, чем русские купцы.

- самый первый свой большой доход они потратили на подарок для своей родной Швейцарии. Они купили орган, который до сих пор стоит в одном из костелов Давоса.

На данный момент насчитывается 117 потомков Вольфа и Беранже. Они живут в разных странах Европы, но в основном в Швейцарии. Потомки создали Общество, которое хранит память об их предках. До конца доковидных времен они приезжали сюда раз в 5-6 лет. Самая старая их представительница показывала им это здание и говорила, что именно благодаря этому месту они могут жить где хотят, как хотят и абсолютно безбедно. Предки их заработали деньги именно здесь, и поэтому именно этому месту их род должен быть благодарен.

-13

На лестнице висят портреты известных людей, посещавших данное заведение в разные времена.

-14

Данное кафе часто посещал А. С. Пушкин. Это кафе было последним публичным местом, которое он посетил перед дуэлью. Здесь он выпил последний стакан своего любимого прохладительного напитка и направился на дуэль. Здесь он встретился со своим секундантом.

-15

Перед входом выставлены фрагменты ступеней первой половины 19 века, которые были найдены уже в наше время в подвале во время прорыва трубы. Так что это камень - современник Пушкина.

-16

Сюда, когда ресторан уже принадлежал Лэйнеру, зашел П. И. Чайковский, выпил здесь сырую воду или молоко (вот в этом есть большие сомнения, так как тогда была эпидемия холеры, а он был человеком очень мнительным). После посещения ресторана композитор пошел на свою квартиру, где и умер. Факт посещения им ресторана абсолютно точно задокументирован. А вот сырую воду ему навряд ли бы подали в 5* ресторане.

-17

Ф. М. Достоевский именно здесь познакомился с Петрашевским и его литературным кружком, в результате чего впоследствии был сослан на каторгу.

Сюда же приходил друг Достоевского Салтыков-Щедрин. Заказы он делал всегда скромные, а приходил в основном чтобы узнать политические и литературные новости, театральные сплетни.

-18

Крылов - литературный отшельник - тоже захаживал сюда. Что заказывал, неизвестно, так как записок он никаких не вел.

-19

Жуковский и Лермонтов. Именно здесь прочитали впервые из уст в уста знаменитое стихотворение "На смерть поэта".

-20

Н. В. Гоголь. Посещение этого места связано с анекдотом, который он сам подтверждал и гордился. Человеком он был своеобразным, любил сладости, в карманах носил кусочки сахара и конфеты. И обладал странностями - любил гриммироваться. Когда он писал своего Плюшкина из "Мертвых душ", то загриммировался под него, одел тряпье, и в таком виде зашел сюда. Швейцар у входа его, естественно, не пустил. Гоголь стал буянить. Тогда швейцар так дал ему пинка, что Гоголь вылетел прямо на Невский. Страшно ему это понравилось, он этим гордился и всем рассказывал.

-21

Н. А. Некрасов мог похвастаться репутацией сердцееда. Он приходил сюда уже имея свое издательство и был в то время уже человеком не бедным.

Единственного писателя, которого сюда не пускали, так это Куприна. Он был очень буйный, бил посуду, выносил витрины. А это место было с репутацией тихого, спокойного и правильного заведения. Поэтому Куприна очень настоятельно попросили сюда не приходить. На что он написал: "Место скучное и бывать здесь не надо".

Также это заведение посещали многие современники театра и кино, политические деятели.

В советское время это место посетила Маргарет Тетчер - знаменитая английская железная леди. Она попросила показать ей только два места в Ленинграде - Метрополь и Литературное кафе.

До 1914 года Литературное кафе было очень востребованным у творческой интеллигенции.

-22

После революции кафе, как и все здание было национализировано. Здесь устроили коммунальные квартиры. Квартиры здесь просуществовали до 1940 или до 1946 года (точных сведений нет). Затем их расселили. И вновь был устроен ресторан.

-23

Раньше по пятницам, субботам и воскресеньям это был не просто ресторан, а литературно- музыкальный салон. Здесь звучали музыка и стихи, выступали как молодые артисты, так и артисты с именем. Такой формат очень прижился и в советское время. Попасть сюда было крайне сложно, особенно когда знали кто будет выступать.

-24

В наше время по выходным здесь также звучит рояль, артисты устраивают тематические вечера. И до сих пор в выходные сюда просто так с улицы крайне сложно попасть. Столик надо бронировать заранее.

-25