Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Первый потопленный военный корабль США в ту войну. Совсем не героически

По этому моменту есть отличающиеся мнения. Как всем известно™, США официально вступили в войну 7 декабря 1941 года, после нападения Японии на Пёрл-Харбор. Но неофициально гораздо раньше, например, предоставляя свои военные корабли для охраны конвоев между Европой и Америкой. Понятно, что немецким подводникам в условиях реального боя, в плохую погоду или ночью, трудно было разбираться, кто из состава конвоя попадёт под удар - нейтральные американцы или открытый враг англичане. И в итоге эсминец USS Reuben James (DD-245), 31 октября 1941 года был потоплен германской подводной лодкой U-552 при проводке быстроходного конвоя «НХ-156» из Галифакса. Погибли 115 человек, удалось спасти всего 45 моряков, среди которых не было ни одного офицера. А всего за время нейтралитета были потоплены ещё 5 торговых американских судов и торпедирован эсминец USS Kearny (DD-432), который хотя и остался на плаву, но при этом погибло 11 моряков из его команды. 11 декабря Германия и Италия объявили войну США

По этому моменту есть отличающиеся мнения. Как всем известно™, США официально вступили в войну 7 декабря 1941 года, после нападения Японии на Пёрл-Харбор. Но неофициально гораздо раньше, например, предоставляя свои военные корабли для охраны конвоев между Европой и Америкой.

Понятно, что немецким подводникам в условиях реального боя, в плохую погоду или ночью, трудно было разбираться, кто из состава конвоя попадёт под удар - нейтральные американцы или открытый враг англичане. И в итоге эсминец USS Reuben James (DD-245),

31 октября 1941 года был потоплен германской подводной лодкой U-552 при проводке быстроходного конвоя «НХ-156» из Галифакса. Погибли 115 человек, удалось спасти всего 45 моряков, среди которых не было ни одного офицера.

А всего за время нейтралитета были потоплены ещё 5 торговых американских судов и торпедирован эсминец USS Kearny (DD-432), который хотя и остался на плаву, но при этом погибло 11 моряков из его команды.

11 декабря Германия и Италия объявили войну США и все фиговые листки нейтралитета были сорваны.

Конвои стали охраняться официально, но была одна проблема - старые эсминцы времён Первой мировой войны, вроде того же "Рубена Джеймса" мало подходили для трансатлантических переходов. В помощь им добавили корабли береговой охраны типа "Трежери", с отличной мореходностью и автономностью. Если кто не в курсе, автономность - это способность корабля выполнять задачи в море без пополнения запасов.

"Александр Гамильтон" был передан ВМС США 22 сентября 1941 года. После получения военного вооружения, включавшего три 5-дюймовых орудия, три 3-дюймовых орудия, глубинные бомбы и Y-орудие (бомбомёт), приступил к службе в ВМС 27 декабря 1941 года и вскоре был направлен на сопровождение торговых судов, пересекающих Атлантический океан между Соединенными Штатами и Великобританией

-2

Он же у причала

-3

В конце января 1942 года, сопровождая конвой, следовавший в Англию, эсминец «Александр Гамильтон» был отправлен на помощь судну снабжения ВМС США « Юкон» (AF-9), которое вышло из строя примерно в 600 милях к юго-востоку от Исландии. 23 января экипаж эсминца восемь часов боролся с сильным волнением и низкими температурами, прежде чем взять « Юкон» на буксир.

В течение следующих шести дней корабль медленно продвигался к Исландии, а « Юкон» следовал за ним. Эсминцы «Тракстон» (DD-229) и «Ниблэк» (DD-424) служили эскортом. В конечном итоге эти два корабля были сменены эсминцем «Гвин» (DD-433). Во время буксировки «Юкона» поступило сообщение о том, что в районе находилось до пяти подводных лодок. Используя свои гидролокационные системы, «Гвин » и « Александр Гамильтон» прочесывали окружающее море в поисках подводных угроз.

Утром 29 января буксир HMS Frisky был отправлен на смену «Александру Гамильтону». Заснеженные горы у Рейкьявика вырисовывались вдали, когда «Юкон» отдал буксирный трос. Море было спокойным, дул легкий холодный ветерок, пока экипаж выбирал трос. Весь процесс занял около получаса, и по его завершении эсминец разогнался до 15 узлов и направился на восток к входу в канал. Закончив работу на палубе, люди после обеда прилегли отдохнуть и отогреться, а наблюдатели на мостике бдительно осматривали воду в бинокли. Но это не помогло.

Лейтенант Э. К. Аллен проснулся не в койке, а на палубе своей каюты с тяжёлой головой, окруженный темнотой и зловещей тишиной. Привычное гудение механизмов сменилось тишиной и едва слышным журчанием воды. Аллен двинулся из каюты через темный коридор в офицерскую кают-компанию, и тут его босые ноги коснулись холодной воды.

Поняв, что что-то не так, он вернулся в свою каюту за фонариком, овчинной шубой и спасательным жилетом. Луч фонарика прорезал темный интерьер корабля, когда он снова направился через кают-компанию в следующий отсек, где находились обломки, которые раньше служили корабельным офисом. Аллен пробирался в воде по колено, прежде чем подняться по трапу к свету и открытому воздуху на главной палубе. Там он увидел своих товарищей по кораблю, толпившихся в спасательных жилетах, некоторые из которых были ранены, а другие дрожали от холода. «Думаю, это была мина», — услышал он голос. Однако это предположение было неверным — в "Александра Гамильтона" попала торпеда.

Подводная лодка U-132 более недели выжидала в засаде у берегов Рейкьявика. «Юкон» был выгодной целью, и, обнаружив три корабля, подводная лодка выпустила залп торпед. Одна из торпед прошла в непосредственной близости от « Юкона» и едва не задела « Гвин» . Однако «Александру Гамильтону» повезло меньше. В 13:12 корабль был поражен в правый борт.

Торпеда длиной 7 метров пробила корпус между машинным отделением и носовым котельным, сотрясая эти два помещения мощным взрывом. Взрывная волна распространилась по соседним отсекам и помещениям на верхней палубе. Аварийные электрогенераторы, несколько небольших корабельных шлюпок и пост управления борьбой за живучесть были уничтожены.

Рулевая рубка заполнилась дымом, и корабль мгновенно потерял ход. Коммандер Артур Холл, командир корабля, прибыл туда сразу после взрыва. Он приказал вахтенному на мостике связаться с машинным отделением, но связь была прервана.

Кочегар Даллас О'Нил работал над покраской в ​​машинном отделении, когда в корабль попала торпеда. Взрыв обрушил настил, на котором он стоял, и его нога оказалась зажатой. Ледяная вода хлынула через огромную пробоину, оставленную торпедой. Он отчаянно пытался освободить ногу, но безуспешно. Несколько мгновений назад он разговаривал с одним из своих друзей о следующем заходе в порт, а теперь остался совсем один. После некоторой борьбы ему удалось освободить ногу, и он немедленно стал искать выход в темноте. Он заметил трап, ведущий к аварийному люку, и начал подниматься.

Когда он поднимался, единственный болт, удерживавший трап на месте, сломался, и он снова упал в воду. Не теряя надежды, О'Нил добрался до верхней части машинного отделения, на этот раз взобравшись по одному из паропроводов корабля и сумел перекинуть предплечья через край люка. Пока О'Нил изо всех сил пытался удержаться, один из его товарищей увидел его и вытащил наверх. Несмотря на сильные ожоги и шок от пережитого, он остался жив.

На мостике коммандер Холл приказал передавать сигналы на «Гвин» с помощью флагов, поскольку радиосвязь была отключена. «Гвин» совершил поспешный маневр вокруг « Александра Гамильтона» , используя гидролокатор для поиска вражеской подводной лодки.

В носовую часть корабля, в лазарет, доставили дюжину раненых, многие из которых кричали от боли. Корабельный врач и другие оказывали им помощь, освещая темное помещение фонариками.

Лейтенант У. Б. Чисвелл, инженер, прибыл на мостик и дал мрачную оценку ущерба: машинное и котельное отделения были разрушены. Без пара и электричества для питания водоотводного оборудования не было никакой возможности остановить или даже замедлить затопление. Многие члены аварийной партии погибли или получили ранения при взрыве.

Ситуация казалась безнадежной, и Холл понимал, что нужно действовать быстро. Он увидел несколько рыболовных траулеров, направлявшихся в Рейкьявик, и приказал выпустить сигнальные ракеты, чтобы привлечь их внимание. Однако, похоже, они совершенно не замечали или, возможно, игнорировали поврежденный эсминец и его экипаж. Полагая, что траулеры — лучший шанс эвакуировать раненых членов экипажа, командир приказал спустить на воду четыре оставшиеся шлюпки.

-4

Корабельный врач сопровождал раненых, которых сажали в шлюпки. Многие были сильно обожжены, у нескольких были сломаны кости, а один человек потерял глаз. В шлюпки также погрузили секретную документацию и шифровальное оборудование.

Шлюпки отчалили около 13:45, через 30 минут после торпедного удара, на борту оставались 83 из 213 членов экипажа корабля.

Эсминец USS Livermore (DD-429) получил приказ выйти в море, а уже находившиеся в воздухе патрульные самолеты были перенаправлены на поиски подводной лодки. Вскоре в район были направлены шесть эсминцев. Несколько других кораблей получили указание оказать помощь. Королевские ВВС также направили самолеты для патрулирования района. Поиски подводной лодки продолжались в течение всего следующего дня и до утра 31-го числа. Хотя на возможные контакты с подводной лодкой сбрасывались глубинные бомбы, никаких явных признаков эффективности атак не было.

Меж тем, затопление эсминца продолжалось, около 14:47 оставшаяся часть экипажа поднялась на борт « Гвина» , и Холл был последним, кто покинул терпящий бедствие корабль.

Волнение на море усиливалось, когда спасательные шлюпки приближались к рыболовным траулерам. Одна из шлюпок перевернулась, и 17 человек упали в ледяную воду. Этих людей, в том числе двоих, получивших тяжелые ранения, спасла другая шлюпка.

Были предприняты попытки взять эсминец на буксир, но безуспешно. На следующее утро море успокоилось, и буксир «Фриски» смог взять корабль на буксир. К этому времени крен составлял от 15 до 20 градусов; волны перекатывались через корму, а нос корабля значительно выступал над водой. В 17:20 вечера 30 января « Александр Гамильтон» перевернулся, и вскоре после этого был потоплен артиллерийским огнём эсминца USS Ericsson (DD-440).

В результате нападения погибли двадцать человек, еще шесть скончались от ран, и многие получили ранения. Джон Эдвард Маккинни с "Александра Гамильтона" стал одной из первых американских жертв Второй мировой войны после официального вступления в неё Соединенных Штатов

-5

Коммандер Холл предстал перед военным трибуналом за свои действия, связанные с потоплением «Александра Гамильтона », но позже был оправдан.

Ну, и кое-что об U-132. За полтора года своей жизни под командованием капитан-лейтенанта Эрнста Фогельзанга она отправила на дно 10 кораблей и судов союзников. На снимке члены экипажа лодки готовятся к торжественному возвращению из патруля, в августе 1942 года, потопив 5 транспортов

-6

В интернете указывается, что это именно она возвращается из патруля:

-7

Однако одиннадцатое судно, транспорт "Хатимура", её погубило

-8

U-132 в составе "волчьей стаи" торпедировала его, но «Хатимура» продолжал держаться на воде ещё три часа. Сухогруз был дополнительно торпедирован U-442 (корветтен-капитан Ханс-Иоахим Хессе), однако продолжал оставаться на плаву. Тогда Фогельзанг подвёл лодку под водой поближе, возможно, чтобы добить подранка, но в этот момент судно, в трюмах которого помимо различного добра были ещё 200 тонн тротила, 250 тонн пороха и 300 тонн зажигательных бомб, взорвалось.

Гидравлический удар был столь силён, что на остальных судах конвоя командам показалось, будто они сами были торпедированы. В итоге U-132 исчезла бесследно со всем экипажем.

Интересный постскриптум к истории «Александра Гамильтона »: в 2009 году, спустя 67 лет после затопления, исландская береговая охрана обнаружила корабль, используя специальные датчики для обнаружения следов нефти на поверхности воды. Затем для определения точного местоположения обломков был использован автономный подводный аппарат, оснащенный гидролокатором. Позже, в августе 2013 года, группа дайверов установила на корпусе мемориальную доску в память о месте последнего упокоения погибших членов экипажа.

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4