Найти в Дзене
5 вёрст

«Чтобы помнили!»: Дорога жизни в воспоминаниях участников 5 вёрст

22 ноября 1941 года в опасный путь по льду Ладожского озера отправились первые грузовики, которые доставили в отрезанный от большой земли Ленинград продукты. Эту трассу назвали Дорогой жизни, потому что во многом благодаря ей город выдержал страшную блокаду. В этом году марафон «Дорога жизни» пройдёт уже в 57-й раз. Забег посвящён 82-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Трасса марафона проходит по той самой Дороге жизни, которая спасла много жизней во время блокады Ленинграда. Мы собрали несколько историй от наших участников, которые рассказывают о своих родных, прошедших тяжёлые испытания блокадного времени. Игорь Прищепа, 5 вёрст Александрино рассказывает о своей бабушке Марии Константиновне Богдановой (1912-1982 гг.). «В начале войны бабушка работала на Октябрьской железной дороге, часть которой в 1941 году оказалась в блокаде. Продовольственная пайка была всего 125 грамм хлеба для служащих. Мария Константиновна ежедневно ходила пешком с Петроградской стороны

22 ноября 1941 года в опасный путь по льду Ладожского озера отправились первые грузовики, которые доставили в отрезанный от большой земли Ленинград продукты. Эту трассу назвали Дорогой жизни, потому что во многом благодаря ей город выдержал страшную блокаду.

В этом году марафон «Дорога жизни» пройдёт уже в 57-й раз. Забег посвящён 82-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Трасса марафона проходит по той самой Дороге жизни, которая спасла много жизней во время блокады Ленинграда.

Мы собрали несколько историй от наших участников, которые рассказывают о своих родных, прошедших тяжёлые испытания блокадного времени.

Игорь Прищепа, 5 вёрст Александрино рассказывает о своей бабушке Марии Константиновне Богдановой (1912-1982 гг.).

Мария Константиновна Богданова
Мария Константиновна Богданова
«В начале войны бабушка работала на Октябрьской железной дороге, часть которой в 1941 году оказалась в блокаде. Продовольственная пайка была всего 125 грамм хлеба для служащих. Мария Константиновна ежедневно ходила пешком с Петроградской стороны на Московский вокзал на работу. Дочерям она рассказывала, что однажды не смогла идти от голода и холода и села в снег на Кировском мосту. Какой-то военный её поднял, сунул в рот кусочек сахара и заставил идти. Она всю жизнь была ему благодарна за спасение.
В конце 1941 года бабушку перевели работать на станцию Ладожское озеро. Станция стала крупным железнодорожным узлом, обеспечивающим перевозки от автомобильной дороги по Ладожскому озеру до Ленинграда, войдя в состав легендарной Дороги жизни. Мария Константиновна работала заместителем начальника Ладожской дистанции пути. Она руководила работами путейцев, которые в жуткие зимние холода, под постоянными обстрелами и бомбёжками, восстанавливали развороченные пути, мосты и земляное полотно, выполняя тяжелейшую физическую работу. Поезда везли продовольствие в осаждённый город без перерывов, спасая Ленинград от смерти. Обратно шли эшелоны со снарядами и танками с заводов города, а позже вывозили эвакуированных людей.
После войны Мария Константиновна продолжала работать на Октябрьской железной дороге. Она была награждена медалями и орденом Ленина. Ей дважды было присвоено звание "Почётный Железнодорожник СССР"».

Игорь Прищепа
Игорь Прищепа

Сам Игорь уже два раза участвовал в марафоне «Дорога жизни» и планирует пробежать забег и в этом году.

«Как коренной ленинградец я с большим трепетом отношусь к истории блокадного города и тех людей, чей подвиг помог спасти мой родной город. Очень сложно представить всю тяжесть испытаний, которые легли на плечи людей, трудившихся и защищавших осаждённый Ленинград. Пробег "Дорога жизни" для меня — это ещё одна возможность вспомнить и подумать о тех событиях, а также вспомнить свою бабушку».
Михаил Нагорный
Михаил Нагорный

Михаил Нагорный, 5 вёрст Северное Тушино

«Дорога жизни к моей судьбе имеет самое прямое отношение: когда-то девятилетнюю девочку Таню удалось вывезти по этой дороге из блокадного Ленинграда, и она потом стала моей бабушкой. После окончания войны ей предстояло вернуться в город после эвакуации, окончить университет и по распределению попасть на завод в маленький городок Тушино в тогдашнем Подмосковье. Так я не стал питерцем, а превратился в москвича.
Не удивительно, что как только я увлекся бегом и узнал про легендарный марафон "Дорога жизни", вопросов бежать или не бежать не стояло. Так состоялось моё знакомство с этим важным местом. Бабушка тогда была жива и с большим интересом слушала мои рассказы про то, как сохраняется память о тех днях. Неоднократно ещё не раз возвращался сюда на более короткие дистанции. У этого старта, конечно, неповторимая и уникальная аура, за которой люди приезжают каждый год. Для меня это теперь возможность ещё раз вспомнить бабушку и то, что ей пришлось пережить ради нашей жизни».

Елена Касаткина (5 вёрст Полюстровский парк) тоже поделилась семейной историей.

Кудрявцева Антонина Степановна
Кудрявцева Антонина Степановна
«Мою бабушку звали Кудрявцева Антонина Степановна. Она родилась 10 марта 1931 года. Когда началась война, ей было всего десять лет.
Война застала бабушку в детском лагере, откуда её сразу же забрали. Вернувшись в Ленинград, она уже не узнавала город: война изменила всё, город оборонялся. Прадедушка ушёл на фронт, а бабушка осталась с мамой и тремя маленькими братьями: Степаном, Иваном и совсем крохой Славой, родившимся в 1941 году.
Семья жила в районе Средней Рогатки (сейчас это площадь Победы), но их дом разрушили в самом начале войны. Прабабушке Татьяне пришлось пешком вместе с четырьмя детьми и двумя козами добираться до квартиры на Лахтинской. Там они и прожили до конца войны — в ванной комнате площадью пять квадратных метров.
Как самый старший ребёнок бабушка полностью взяла на себя быт и уход за братьями, а также вступила в отряд самообороны, который тушил зажигательные бомбы на крышах. Прабабушка работала никелировщицей на заводе "Метбытремонт".
Все три брата бабушки не пережили войну — они умерли от голода и истощения. Прадедушка с фронта не вернулся, он был признан пропавшим без вести на Синявинских болотах. Прабабушка и бабушка награждены медалями «За оборону Ленинграда». Сама бабушка заболела туберкулёзом, который смогли диагностировать только в 1946 году. Болезнь дала тяжёлые осложнения, и в 1983 году бабушки не стало.
К сожалению, я не знала её лично, но история жизни, её мужество и стойкость вызывают у меня чувства глубочайшей гордости, уважения и бесконечной благодарности.
Марафон "Дорога жизни" занимает для меня особое место среди всех забегов. Это не просто соревнование ради результата или личного рекорда. "Дорога жизни" это память и благодарность. Каждый мой шаг по этой трассе это "спасибо" за жизнь. Пусть всегда будет солнце…»
Елена Касаткина
Елена Касаткина

Ольга Белоцерковская, 5 вёрст Полюстровский парк

«Моя мама Лиханова Галина родилась в Ленинграде в марте 1941 года, незадолго до начала войны. Дед Петр Васильевич с моей бабушкой Екатериной Михайловной и малышкой Галинкой жили во флигеле на ул. Потемкинской, 9. Бабушка была портнихой, работала в швейнике — так раньше назывались ателье. Дед был инженером на заводе. Началась блокада... холод... голод... Дед умер от голода в январе 1942... Из рассказов бабушки: тело деда около недели лежало в комнате на кровати, малышка мама лежала рядом... не было возможности вынести... Малютка мама примерзала к железной кровати — бабушка рассказывала, что её отливали тёплой водой. А потом как на кадрах хроник: моя бабушка с сестрой деда везли тело на санках через мост на Большеохтинском кладбище... Бабушке было 30, его сестре Анне 27. За индивидуальную могилу просили деньги и несколько целых буханок хлеба, но где их взять...
Блокадное фото: Мария Васильевна, Сергей Васильевич (брат деда) и та самая Анна, которая помогала бабушке тащить скорбные сани до кладбища
Блокадное фото: Мария Васильевна, Сергей Васильевич (брат деда) и та самая Анна, которая помогала бабушке тащить скорбные сани до кладбища
Во время одной из бомбёжек во флигель, где они жили, попала бомба, бабушка с малышкой на руках оказалась на улице... Чудом уцелела и швейная машинка Зингер. Бабушку с малюткой мамой поселили там же на Потёмкинской в доме с тремя грациями. Бабушка тушила зажигалки, какое-то время чинила шинели для фронта, потом стала работать дворником. Однажды её обворовали: украли самовар и карточки... Помогали всем миром...
За водой бабушка ходила на Неву. Канализация не работала и нечистоты сливали прямо во двор. Ели клейстер, баланду, лебеду... Бабушка говорила, что в городе не было ни одной травинки летом. Она кормила малютку маму хлебом: клала маленький кусочек в марлю, пережёвывала и давала такую соску малышке. Блокадная швейная машинка Зингер до сих пор работает, только на ней отсутствуют раскройный столик-крышка и два ящика, сожжённые в буржуйке.
Бабушка говорила, что медаль "За оборону Ленинграда" у неё самое дорогое, у мамы же самым дорогим был знак "Жителю блокадного Ленинграда". Они ни на день не покидали осажденный город, прожив в Ленинграде всю войну».

Сама Ольга активно волонтёрит на 5 вёрст, а недавно проехала на велосипеде по Дороге жизни от 1 км до Ладожского озера.

Елена Коюшева (5 вёрст Вернадского) пробежала марафон «Дорога жизни» уже шесть раз, три из которых — в качестве пейсмейкера.

Коюшева Елена
Коюшева Елена
«"Дорога жизни" — это марафон, который считают своим долгом пробежать многие бегуны со всей нашей страны и соседних государств, где тоже помнят Великую Отечественную войну 1941-1945 годов и связанные с ней события. Поэтому каждый год я встречаю знакомых не только из Санкт-Петербурга и Москвы, но из Саратова, Кирова, Великого Новгорода, Сыктывкара, Ярославля. Помню, например, дедушку из Казахстана, который специально приехал на "Дорогу жизни". Также с нами всю дистанцию преодолел мужчина, который в этот день бежал двойную Дорогу жизни (то есть к нашему общему старту пробежав уже 42 км) — и таких людей было немало, в том числе из моих знакомых ребят. Восхищаюсь их выносливостью и целеустремлённостью!
Многие марафонцы бежали с фотографиями своих родственников — участников войны, жителей блокадного Ленинграда, в военной форме того времени, с цветами. У каждого человека, вышедшего на старт, был свой личностный смысл, и всех объединяла одна цель. В прошлом году на финише всех ждала красивая памятная медаль. Организаторы вручали каждому финишировавшему гвоздику для возложения у памятника "Цветок жизни", который находился прямо на финише и был создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда. На лепестках цветка изображён улыбающийся ребёнок и нанесена надпись: "Пусть всегда будет солнце"».

В этом году 25 января на старт марафона «Дорога жизни» вышли тысячи спортсменов и любителей, выразив тем самым дань памяти тем, кто храбро и достойно защищал блокадный Ленинград во время Великой Отечественной войны. Чтобы помнили!

Собрала истории Нина Сайкова, фото из личных архивов героев.