Найти в Дзене

МИХАИЛ КАЗИМИР ОГИНСКИЙ

Князья Огинские происходили из восточной Беларуси и вели свой род от Рюрика. Они дали Великому княжеству Литовскому много талантливых личностей. Наибольшую известность среди них, заслуженное признание современников и потомков получили генерал-лейтенант Михаил Казимир Огинский (?1728–1800) и его племянник Михаил Клеофас Огинский (1765–1833), похороненный в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Оба М. К. Огинских были настолько талантливыми и разносторонне развитыми личностями, успели за свою жизнь сделать такое огромное количество значимых и полезных дел в самых различных направлениях человеческой деятельности, оставили после себя зримые и незримые памятники, что вызывают удивление и восхищение. Хотя Михаил Казимир Огинский родился в Варшаве, большая часть его жизни прошла в Беларуси, а деятельность в первую очередь связана именно с историей Великого княжества Литовского. Выбрав ещё в юности карьеру военного, молодой Огинский принял участие в Семилетней войне 1756–1763 годов: он сражался
Оглавление

Князья Огинские происходили из восточной Беларуси и вели свой род от Рюрика. Они дали Великому княжеству Литовскому много талантливых личностей. Наибольшую известность среди них, заслуженное признание современников и потомков получили генерал-лейтенант Михаил Казимир Огинский (?1728–1800) и его племянник Михаил Клеофас Огинский (1765–1833), похороненный в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Оба М. К. Огинских были настолько талантливыми и разносторонне развитыми личностями, успели за свою жизнь сделать такое огромное количество значимых и полезных дел в самых различных направлениях человеческой деятельности, оставили после себя зримые и незримые памятники, что вызывают удивление и восхищение.

Министр обороны

Хотя Михаил Казимир Огинский родился в Варшаве, большая часть его жизни прошла в Беларуси, а деятельность в первую очередь связана именно с историей Великого княжества Литовского.

Выбрав ещё в юности карьеру военного, молодой Огинский принял участие в Семилетней войне 1756–1763 годов: он сражался волонтёром во французской армии против пруссаков. По возвращении на родину, в возрасте около 35 лет, ему присвоили воинское звание генерал-майора и назначили виленским воеводой. О его популярности в Речи Посполитой красноречиво свидетельствует факт наличия его кандидатуры на пост короля этого государства на элекции (то есть выборах) 1764 года. Однако победил ставленник российской императрицы Екатерины II – Станислав Август Понятовский. Это, однако, не испортило их отношений, и, когда в феврале 1765 года король начал проведение военной реформы и создал новый орган военного руководства вооружёнными силами Литвы – войсковую комиссию (она находилась в Гродно) – прообраз министерства обороны, пост её президента был предложен генералу Огинскому. Тот согласился.

Портрет Михаила Казимира Огинского. Картина А. Р. де Гаск. Исторический музей в Саноке, Польша
Портрет Михаила Казимира Огинского. Картина А. Р. де Гаск. Исторический музей в Саноке, Польша

Находясь в этой должности, Огинский начинает активно проводить военную реформу по укреплению армии Великого княжества Литовского: были значительно увеличены военный бюджет и численность войск, введена рекрутская система комплектования армии, выбрана оптимальная организационно-штатная структура, издан боевой устав кавалерии. Аналогичные реформы проводились и на территории Короны.

В 1768 году Михаил Огинский уже генерал-лейтенант и великий гетман литовский.

В 1771 году он примкнул, правда, после долгих колебаний, к Барской конфедерации шляхты Речи Посполитой (вместе с Радзивиллом Пане Коханку), борющейся против российского влияния в этом государстве.

Решающее сражение конфедератов с пришедшими на помощь королю российскими войсками произошло в сентябре того же года под местечком Столовичи (это в 6 километрах севернее Баранович). Российский отряд под командованием А. В. Суворова, численностью около 1 000 человек, совершив быстрый марш, внезапно атаковал ночью 2 500 конфедератов под командованием М. К. Огинского и наголову их разбил.

После поражения под Столовичами Огинский бежал в эмиграцию в Европу. На родину он смог вернуться спустя четыре года, в 1775 году, после амнистии участникам конфедерации (так же, как и Пане Коханку). По возвращении он обосновался в своём имении в Слониме.

Здесь заканчивается Огинский-военный, и начинается активный общественный деятель и талантливый музыкант.

Огинский канал

Как известно, географически Беларусь расположена на водоразделе речных бассейнов Балтийского и Чёрного морей. То есть половина её рек имеет своим стоком Чёрное море, а вторая половина впадает в Балтику.

Эта её географическая особенность была подмечена ещё в глубокой древности и умело использовалась в торговле – достаточно вспомнить знаменитый «Путь из варяг в греки», соединяющий через речную систему Восточной Европы Скандинавию и Византию и проходящий по территории современной Беларуси, а также его ответвление по Западной Двине к Рижскому заливу. Получается парадоксальная ситуация: Беларусь не имеет выхода к морю, но, в то же время, контролирует торгово-экономические пути между морями.

Основными видами транспорта до изобретения воздушного, железнодорожного и автомобильного были водный и сухопутный, причём водный считался наиболее удобным и быстрым. Стремясь усовершенствовать водное сообщение, люди строили многочисленные каналы.

Желая сделать водное сообщение между Балтийским и Чёрным морями более удобным и зная особенности географии Беларуси, Михаил Огинский, ещё находясь на должности президента войсковой комиссии Великого княжества Литовского, приступил к строительству речного канала между реками Ясельдой (левый приток Припяти, бассейн Чёрного моря) и Щарой (левый приток Нёмана, бассейн Балтийского моря). Вернувшись на родину, он продолжил эту грандиозную работу.

В целом строительство канала продолжалось 16 лет, с 1767 по 1783 год. Непосредственным исполнителем и основным финансистом предприятия был пинский мечник и городской судья Матей Бутримович. Канал строился вручную, без использования каких-либо машин, поэтому его создание и растянулось на длительное время. Его общая протяжённость составила около 55 километров, в том числе пять километров по Выгонощанскому озеру.

Торжественное открытие канала, первоначально названного Телеханским, состоялось в 1783 году, и, начиная с этого года, вплоть до Первой мировой войны, по нему активно сплавляли лес, перевозили зерно, строительные материалы, ткани, посуду, изделия из железа, раз в два дня курсировали пассажирские пароходы из Пинска в Слоним и обратно. Благодаря каналу, шло активное развитие прилегающих деревень и селений.

Очень скоро за ним закрепилось его настоящее наименование: канал Огинского или, как его чаще называют, Огинский канал. Он сильно пострадал во время Первой мировой войны, но «за польским часом» был восстановлен; на нём даже появился разводной мост. В наши дни канал, называемый в конце XVIII–XIX веках «чудом инженерной мысли», уже не используется, как судоходный: сказались разрушения Великой Отечественной войны, мелиорация Полесья и бесхозяйственность.

Огинский канал. Современный вид. planeta BELARUS / https://planetabelarus.by/sights/oginskiy-kanal/#gallery-13237-4
Огинский канал. Современный вид. planeta BELARUS / https://planetabelarus.by/sights/oginskiy-kanal/#gallery-13237-4

Развитие Слонима

По своём возвращении на родину, Михаил Огинский, помимо строительства судоходного канала, призванного соединить речные бассейны Балтийского и Чёрного морей, активно занялся общественной культурно-просветительской деятельностью. Подобно Пане Коханку, бывший министр обороны всю свою активную деятельность направил на восстановление разрушенного предыдущими войнами хозяйства и на развитие родного края.

– Я хочу превратить Слоним в один из основных культурных центров Восточной Европы, – заявил экс-министр.

И он действительно этого добился!

Современники Огинского прозвали Слоним «Полесскими Афинами». В городе был открыт ряд культурных учреждений, ковровые и гобеленовые фабрики, в соседних Телеханах – фаянсовый завод.

Самую широкую известность принёс Слониму оперный театр «Опернхауз», расположенный на выпрямленном берегу реки Щары (так называемый Малый канал Огинского) и оборудованный уникальной сценой, позволяющей давать не только обычные представления, но и демонстрировать, при необходимости, постановки морского содержания. Сложное сценическое оборудование давало возможность осуществлять трудные театральные эффекты (превращения, полёты, фейерверки, водные и огненные фонтаны, одновременный выход большого числа артистов, батальные сцены, в том числе с использованием кавалерии и флота) и превращало спектакли в динамичное феерическое представление. Сценическая зала «Опернхауза» вмещала до 2 500 человек; в его репертуаре было около 250 постановок известнейших европейских и отечественных драматургов того времени. В конце XVIII века это был один из крупнейших театров Европы.

Михаил Огинский создал театральную труппу и капеллу (хор с оркестром общей численностью свыше 100 человек). Артисты выступали в «Опернхаузе» и в его имении, названном «Усадьбой муз». Ярый поклонник театрального искусства, он открыл передвижной «плавучий театр», дававший свои представления на канале Огинского. Его балетная труппа успешно выступала в Варшаве, конкурируя с королевским театром. Капелла обеспечивала театральные постановки, богослужение в костёлах, придворные балы, выезжала в другие города с концертами. В её состав входили как белорусские певцы и музыканты, так и иностранные: чешские, итальянские, польские и немецкие. Для подготовки театральных артистов и специалистов капеллы в Слониме были открыты балетная и музыкальная школы. В них обучались талантливые крепостные мальчики и девочки.

Гетман-кларнет

Ещё находясь в эмиграции, Михаил Огинский увлёкся музыкой. Это его хобби, как видим, привело к широкой культурно-образовательной деятельности. Но бывший министр обороны, а ныне выдающийся общественный деятель не только организовывал театр и капеллу, он сам создавал музыкальные и драматические произведения. Его перу принадлежат семь опер, одна музкомедия, 26 песен и один полонез для скрипки и фортепиано. Кроме того, он усовершенствовал музыкальный инструмент – арфу, и даже написал статью о ней в знаменитой «Энциклопедии» Дени Дидро.

За своё пристрастие к музыке Михаил Огинский получил у современников прозвище «гетман-кларнет».

Дипломат

Не оставляя без своего внимания общественно-политическую жизнь и являясь страстным патриотом, Огинский в 1780-х годах много ездил по Европе, где пытался, насколько возможно, укрепить внешнеполитическое положение Речи Посполитой, на которую в то время европейские правители смотрели, как на умирающее государство, а соседние Россия, Пруссия и Австрия проводили прямую политику по разделу её территории между собой. Огинский, как видный политический деятель, долгое время находился в Ахене, Брюсселе, Амстердаме и Гааге, затем некоторое время жил в Англии, побывал в Пруссии, затем снова в Голландии.

Между тем внешнеполитические события развивались трагично для Речи Посполитой. В 1793 году грянул второй раздел этого государства между Россией и Пруссией.

В это время Огинский был за границей. Несмотря на то, что Слоним находился на территории Речи Посполитой, ещё не затронутой разделами, российская императрица Екатерина II добилась конфискации владений великого гетмана. Огинский пытался искать правды через посредничество прусского короля Фридриха Вильгельма II, но безуспешно.

Ярая противница всех прогрессивных преобразований в Речи Посполитой, Екатерина II, справедливо опасаясь, что проводимые реформы приведут к возрождению этого государства, конец которого она уже спланировала, вместе с конфискацией владений Огинского пресекла и всю его деятельность, в том числе, уничтожила театр, капеллу, балетную и музыкальную школы. Позже, уже в начале XIX века, был разрушен и «Опернхауз».

Михаил Казимир Огинский последние годы своей жизни жил сначала в Вильно, затем в Галенове – своей резиденции под Варшавой, где и умер 31 мая 1800 года (хотя в некоторых источниках пишут, что он окончил свой жизненный путь в Слониме, а затем уже был похоронен в Варшаве).

На его могиле на кладбище в Повонзках сделана следующая надпись: «Михаилу Казимиру, князю Огинскому из Козельска, великому гетману литовскому, кто воевал за свою страну, страдал много за неё, всегда служил ей верно; в память о нём, с уважением, печалью и благодарностью слуги этого господина воздвигли сей монумент. Жил 72 года, умер в 1800 году».

Если Вам понравилась эта статья (и, вообще, нравится вся работа, которую мы делаем для Вас), поддержите нас, пожалуйста, своей подпиской и лайками. Конечно же, рады будем и Вашим комментариям!

Если Вы интересуетесь историей раннего христианства, а также Вам интересны различные достопримечательности, связанные с этими событиями, любезно приглашаем Вас посетить наш сайт "Пилигрим" по ссылке:

Христианские государства: начало