Волковское кладбище - дало приют многим русским литературным деятелям.
Одним из первых литераторов погребенных на этом кладбище был писатель-демократ Николай Алексеевич Полевой (1796-1846)-русский писатель, журналист и критик, автор «Истории русского народа». Он был похоронен в той части Волкова кладбища, которая позднее по настоянию его почитателей, получила название Литераторских мостков. Впоследствии здесь были похоронены Белинский, Добролюбов, Писарев, Решетников, историк Костомаров и другие деятели культуры.
Памятник на могиле Н.А. Полевого, довольно необычен. Он был воздвигнут на средства его друзей и членов семьи. В постановке памятника деятельное участие принял друг семейства адмирал П.И. Рикорд.
Пётр Иванович Рикорд (1776-1855) - российский адмирал, путешественник, учёный, дипломат, писатель, кораблестроитель, государственный и общественный деятель.
Будучи истинным ценителем и любителем просвещения, адмирал состоял членом многих ученых и литературных обществ.
Человеческие качества Петра Ивановича вызывали к нему любовь и уважение современников. В его квартире на Воскресенском проспекте 3 (пр. Чернышевского), собирались ученые, путешественники, литераторы и другие прогрессивные деятели.
Определенную душевную атмосферу этим вечерам придавала его супруга Людмила Ивановна Рикорд (урождённая Коростовцева, 1794-1883), общественная деятельница, известная своей благотворительностью и литературными трудами. Она сотрудничала с некоторыми общественно-полетическими изданиями, в том числе и с «Вестником Европы», где появились её первые литературные труды. В этом же журнале Н.А. Полевой публиковал свои статьи и переводы, став значимой фигурой в либеральной литературной жизни.
В 1821 году Людмила Ивановна была выбрана почётным членом Санкт-Петербургского Вольного общества любителей российской словесности. Эта петербургская литературно-общественная организация, объединяла писателей и деятелей культуры, играя важную роль в формировании общественной мысли и литературного процесса эпохи. В это сообщество входил и Н.А. Полевой, а так же супруг Людмилы Ивановны П.И. Рикорд, уже издавший свои популярные «Записки флота капитана Рикорда о плавании его к японским берегам…».
Семейства Полевых и Рикордов связывало не только литературная деятельность их членов, но и просто человеческая дружба.
Русский литературный критик А.В. Никитенко в своем дневнике, пишет-«Рикорд - друг всех ученых и литераторов. Он был в близких отношениях с Н.А. Полевым; по смерти последнего взял под свое покровительство семью его и был главным виновником денежного сбора в ее пользу, который, говорят, принес ей тысяч до двадцати пяти. …семейство Полевого видит в Рикорде отца и друга, Вообще, где доброе дело, там Рикорд. И доброта его не ограничивается одними теплыми словами и изъявлением участия. Нет! … Он готов поднять все и всех на ноги для оказания помощи и добиться того, что бы участие его не было бесплодно».
Петру Ивановичу Рикорду принадлежат инициатива по сбору средств и сама оригинальная концепция памятника Н.А. Полевому - гладкая колонна из красного порфира, выступающая из груды грубо отесанных гранитных камней с простой надписью – «Н.А. Полевой». Судя по рисункам памятника конца XIX века, колонну завершает только венок, креста на ней не было.
Если брать во внимание то, что образ памятника создавал моряк, то в нем можно, увидеть например, морской маяк, возвышающийся над суровыми прибрежными скалами дающий ориентир (просвещения) кораблям (читателям). Или, как символ надежности, образ корабельной тумбы (битенга), служащей для крепления швартовых и буксирных тросов на судах и причалах.
По словам же современников, композиция символизировала то, что «талант Полевого возник из грубо отесанной купеческой среды». Николай Александрович происходил из курского купеческого семейства, родился в Иркутске, где отец в то время занимался торговлей (являлся пайщиком Российско-американской компании, имел свой фаянсовый завод). Благодаря отцу, любившему литературу, Николай, перечел массу книг и написал свои первые пьесы. Уже в 1817 году в «Русском вестнике» появилась первая статья Николая Полевого. А в 1824 году Полевой создал свой журнал «Московский телеграф», в котором печатались П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, А.С.Пушкин. Помимо издательской деятельности Полевой писал стихи и прозу. Овладев самостоятельно иностранными языками, перевел шекспировского Гамлета. Создал «Историю Русского народа». Труд который так ценил историк Н.И.Костомаров.
В последние годы жизни Н.А. Полевой затеял издавать «Литературную газету» и занялся обработкой «Истории Наполеона». Этот последний труд Николая Александровича в 5-ти частях дописывал уже его брат.
Брат Николая Полевого Ксенофонт и сестра Екатерина, так же посвятили свою жизнь литературе.
Но вернемся к памятнику.
Колонна на могиле Полевого была выполнена из осколка карельской скалы, вырубленные блоки из которой были отправлены в Париж для создания памятника Наполеону I, воздвигнутому во Дворце инвалидов (Hôtel des Invalides). Адмирал П.И. Рикорд, являясь членом Адмиралтейств-совета, наверняка принимал участие в вопросах по перевозке каменных блоков во Францию, водным путем и вполне мог приобрести небольшой порфировый монолит.
Исполнение памятника Полевому из такого материала, было весьма символично. Писатель, изложивший для русских читателей «Историю Наполеона», покоится под одним камнем с героем своего произведения.
Саркофаг Наполеона Iв парижском Доме инвалидов, был создан из уникального Шокшинского малинового кварцита (иногда называемого «малиновым порфиром»), добытого в Карелии (Россия). Архитектор Луи Висконти, автор проекта гробницы Наполеона, заказал блоки этого камня, который поразил французов своей красотой и прочностью.
Большую роль в выборе такого камня из России оказал его красный, пурпурный цвет (rouge antique-красный античный).
Пурпур в древности служил свидетельством богатства и знатности. В Египте пурпурной тканью спеленывали мумии фараонов. Пурпурными были мантии монархов. Греческое πορφυρα означает «багряный, пурпурный». Отсюда и название горной породы порфир, данное по камням, добытым впервые в Египте и имевшим пурпурный цвет. Порфир там стали добывать во времена римского императора Клавдия (41-54 н.э.) и он стал знаменитым декоративным камнем античных времен и императорского Рима.
Внешнее сходство шокшинского кварцитопесчаника с некоторыми древнеримскими изделиями из египетского порфира стало главной причиной, по которой французский архитектор Луи Висконти решил использовать шокшинский кварцитопесчаник для устройства гробницы Наполеона Бонапарта в Париже.
Император Николай I весьма благородно позволил без каких-либо платежей в российскую казну, добыть и вывезти редкий камень для гробницы иностранного монарха, ранее нанесшего России серьезный ущерб.
Добытый в 1847 году камень, известный, как «русский порфир», до сих пор сохраняет свой первозданный вид, символизируя величие Наполеона, «непобедимая» армия которого была разгромлена в России.
Шокшинский кварцитопесчаник (кварцит, «шохан») стал широко известен в основном благодаря его применению в отделке различных достопримечательностей Санкт-Петербурга (Исаакиевский и Казанский соборы, Михайловский замок, памятник Николаю I, Чесменская колонна и т. д.), а так же памятников Москвы (Мавзолей Ленина, Могила Неизвестного Солдата и т. д.).
Месторождение этого уникального камня существует и сейчас у села Шокша, в 60 км к югу от Петрозаводска.
Шокшинский (Шоханский) порфир из-под Петрозаводска, - это не порфир (горная порода вулканического происхождения), а кварцитопесчаник протерозойского возраста (период примерно с 2,5 миллиарда до 541 миллиона лет назад). Это кварцевый песок, который в ходе долгих геологических эпох, превратился в прочную горную породу, окрашенную мельчайшими частицами красного оксида железа - гематита.
Иными словами «шоханский порфир» - это преобразованный кварцевый песок, а египетский порфир застывал из расплава в глубинных вулканических каналах.
Камень уникален, а потому очень дорог. Даже в России он редко используется в больших объёмах.
Песчаники и кварцитопесчаники на западном берегу Онежского озера известны как минимум с начала XVIII века. Например, когда в 1768 году приняли решение о строительстве нового (третьего) Исаакиевского собора, было заготовлено и доставлено в Санкт-Петербург значительное количество шокшинского камня («шохана»). Именно из этих запасов, предназначенных для нужд Исаакиевского собора, шокшинский «порфир» был использован архитектором Бренной при отделке Михайловского (Инженерного) замка (портик с фразой-«Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней»).
В Некрополе XVIIIвека, бывшем Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, известен еще один пример использования «порфирного» камня в отделке памятника. Памятник на могиле бригадира* Алексея Васильевича Скрипицына +1815г. Его венчает погребальная урна вытянутой формы (похожа на красное пасхальное яйцо) вероятно из шокшинского кварцитопесчаника. Памятник эффектно выделяется среди различных оттенков серого цвета окружающих надгробий.
*Бригадир - воинское звание и военный чин в вооружённых силах государства в пехоте или коннице, выше полковника и ниже генерал-майора.
В 2026 году исполняется 180 лет со дня смерти и 230 лет со дня рождения Николая Александровича Полевого. А так же 250 лет со дня рождения адмирала Петра Ивановича Рикорда, могила которого, к сожалению, не отмечена даже скромной памятной доской.
Источники:
Туре Ж., Булах А.Г. Цветной камень гробницы Наполеона в Париже: искусство, геология, география // Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2017. Т. 62. Вып. 1. С. 26.
Le ouzon Le Duc L. Le sarcophage de Napole on en son tombeau des invalides. Paris, 1873г.
Туре Ж., Булах А.Г. Из Шокши в Париж. История поиска, добычи, доставки и обработки шокшинского кварцита для саркофага Наполеона // Труды Карельского научного центра РАН. 2016. N 10. С. 129-130.
Булах А.Г., Воеводский И.Э. Порфир и мрамор, и гранит, СПб, 2007г.
Таньшина Н., Борисенок Ю.- Саркофаг Наполеона из "русского порфира"// Родина №5, 2018г.
Исторические могилы на Волковом кладбище // Живописное обозрение,№27, 1885г.
Н.А. Полевой// Живописное обозрение,№8, 1896г.
Хмельник Т.Ю.- История добычи шокшинского кварцита для саркофага Наполеона // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020г. Т. 42. № 8.
Некрополь "Литераторские мостки": план-путеводитель / сост.: Ю. М. Пирютко и др..Севзапгеоинформ, 2008г.
Полевой, Николай Алексеевич (1796-1846). История Наполеона / / Соч. Николая Полевого. Т. 1-5. - Санкт-Петербург : М. Ольхин и Ф. Нагель, 1844-1848гг. — 5 т.
Мысли и замечания Наполеона Бонапарте// Московский телеграф,ч.9.№16,отд.II (стр. 136—150)
Записки флота капитана Рикорда о плавании его к японским берегам в 1812 и 1813 годах и о сношениях с японцами. - Санкт-Петербург : в Мор. тип., 1816г.
Рикорд Л.И. Адмирал Петр Иванович Рикорд : Биогр. очерк с портр. адмирала : Изд. Людмилы Ивановны Рикорд, назнач. для воспитанников мор. уч-ща, получающих премию им. адмирала Рикорда. - Санкт-Петербург: тип. "Арт. журн.", 1875г.
Тихоцкий А.И. Адмирал Петр Иванович Рикорд: жизнеописание в цитатах и сопоставлениях / А.И. Тихоцкий. - Санкт-Петербург : Алетейя : Историческая книга, 2016г.
Иванченко И. Е. Родов связующая нить : хроника русских семей в документах, фотографиях, дневниках, воспоминаниях и в эпистолярном наследии / И.Е. Иванченко. - Санкт-Петербург: Алетейя: Историческая книга, 2011г.