Найти в Дзене
Палитра Жизни

От скандала к очереди: как родилась знаменитая московская сайка

Иногда кулинарные традиции рождаются не в тишине кухни, а из неловких, почти скандальных ситуаций.
История знаменитой московской сайки с изюмом — как раз из таких. В XIX веке пекарня Ивана Филиппова была в Москве местом почти легендарным. Сюда заходили все: от студентов и рабочих до модных дам и высокопоставленных чиновников. Пироги, калачи, чёрный хлеб, сайки — выпечка славилась размером, вкусом и качеством. Говорили, что хлеб Филиппова отправляли даже ко двору в Санкт-Петербург, а замороженные партии доходили до Иркутска и Барнаула. Но однажды безупречная репутация оказалась под угрозой. По легенде, генерал-губернатор Москвы Закревский, один из постоянных клиентов, обнаружил в буханке хлеба нечто подозрительное. Настолько подозрительное, что в пекарню тут же вызвали самого хозяина. Ситуация могла закончиться большим скандалом. Но Иван Филиппов не растерялся. Он заявил, что это вовсе не насекомое, а… изюм — и тут же съел «доказательство» на глазах у разгневанного чиновника. Вернувшис
Оглавление

Иногда кулинарные традиции рождаются не в тишине кухни, а из неловких, почти скандальных ситуаций.

История знаменитой московской сайки с изюмом — как раз из таких.

Пекарь», Борис Кустодиев
Пекарь», Борис Кустодиев

В XIX веке пекарня Ивана Филиппова была в Москве местом почти легендарным. Сюда заходили все: от студентов и рабочих до модных дам и высокопоставленных чиновников. Пироги, калачи, чёрный хлеб, сайки — выпечка славилась размером, вкусом и качеством. Говорили, что хлеб Филиппова отправляли даже ко двору в Санкт-Петербург, а замороженные партии доходили до Иркутска и Барнаула.

Но однажды безупречная репутация оказалась под угрозой.

Неловкий момент в хлебе

По легенде, генерал-губернатор Москвы Закревский, один из постоянных клиентов, обнаружил в буханке хлеба нечто подозрительное. Настолько подозрительное, что в пекарню тут же вызвали самого хозяина.

-2

Ситуация могла закончиться большим скандалом. Но Иван Филиппов не растерялся. Он заявил, что это вовсе не насекомое, а… изюм — и тут же съел «доказательство» на глазах у разгневанного чиновника.

Когда находчивость спасает дело

Вернувшись в пекарню, Филиппов немедленно велел высыпать в тесто целое сито изюма. Уже через час на столе у того же генерал-губернатора появились свежие булочки с изюмом — как будто так было задумано с самого начала.

На следующий день новинку раскупили мгновенно.

Очереди выстроились сами собой.

Алексей Степанов. В кафе Филиппова. Этюд, 1900–1910. Масло на картоне.
Художественная галерея С.Н. Горшин Химки
Алексей Степанов. В кафе Филиппова. Этюд, 1900–1910. Масло на картоне. Художественная галерея С.Н. Горшин Химки

Так случайная и неприятная история превратилась в удачную находку, а сайка с изюмом стала одной из любимых московских выпечек.

Когда случай становится традицией

Эту историю позже описал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». И в ней — удивительно много про саму Москву: находчивость, умение выйти из неловкого положения и превратить ошибку в достоинство.

Мы часто думаем, что традиции рождаются долго и серьёзно.

А иногда они появляются просто потому, что кто-то
вовремя не растерялся.

И, возможно, именно поэтому московская сайка до сих пор кажется такой «живой» — с историей, характером и лёгкой улыбкой прошлого.