В Бутырском районе на северо-востоке столицы, буквально в минуте от станции метро «Дмитровская» находится общественное пространство под названием «Хлебозавод». Сегодня здесь открыты творческие студии, офисы креативных компаний, кафе и магазины отечественных брендов. На территории регулярно проходят музыкальные фестивали, ярмарки, кинопоказы и спортивные тренировки. А где же сам хлебозавод? Откуда же взялось такое промышленное название?
Дело в том, что хлебозавод здесь действительно был. Да и в целом эти места прославились своим сельхозпроизводством. Давайте немного погрузимся в прошлое.
🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид доступен на Яндекс.Музыке 👇
Бутырский район, где мы сейчас с вами находимся, связан с историей Бутырского хутора, основанного в 20-е годы 19 века. Он представлял собой опытные поля и посёлок с постройками для рабочих. И то, и другое были обустроены Московским обществом сельского хозяйства при поддержке генерал-губернатора, князя Дмитрия Голицына. Строился хутор на месте осушенных болот, а Бутырским его прозвали за близость к деревне Бутырки, которая располагалась поблизости. После революции хозяйство передали Московскому высшему зоотехническому институту, и здесь расположился один из первых в стране совхозов. Сегодня о Бутырском хуторе напоминают несколько столичных топонимов – по другую от нас сторону Бутырской улицы, в соседнем Савёловском районе, сохранились две Хуторские улицы и четыре Хуторских переулка.
В историю это опытное хозяйство вошло благодаря одному интересному историческому факту – в 1920-е годы здесь проводились испытания первых советских электроплугов. На это изобретение в раннесоветскую эпоху возлагались большие надежды. Дело в том, что лошади, работавшие в полях, в то время были перевезены на фронты бушевавшей Гражданской войны. А тракторов в хозяйствах практически не было – они ещё не выпускались массово. Считалось, что применение электроплуга должно было существенно облегчить жизнь работникам сельского хозяйства. Гостем одного из таких испытаний на Бутырском хуторе в 1921 году стал сам Владимир Ленин. Правда, электроплуг показал в работе много слабых мест, и вождь пролетариата остался недоволен: «Какого чёрта он у вас хвостом вертит! – восклицал Ленин. - Надо сделать его устойчивее, чтобы не прыгал! Да, и пять человек персонала - слишком много, надо сократить». После скорой кончины вождя пролетариата, работа над электроплугом вовсе остановилась, и промышленность перешла к производству и усовершенствованию тракторов.
Примерно в то же время остро встал вопрос обеспечения населения хлебом. Люди из деревень и сёл переезжали в города в поисках работы, и численность населения в столице росла большими темпами. В начале 1920-х годов в Москве проживало чуть больше миллиона человек, а к началу 1930-х – уже почти три миллиона. Хлеба стало не хватать, так как небольшие пекарни уже не справлялись с нагрузкой. Некоторые столичные пекарни попытались переоборудовать, увеличив мощность и объём выпускаемой продукции. Однако эта «полумера» проблему не решила. Тогда правительство СССР запустило программу строительства хлебозаводов. Для того, чтобы пищи хватило всем, новейшие производства должны были стать механизированными — ручного труда, как показало время, уже было недостаточно. Вторая причина, почему предпочтение отдавалось автоматизации, заключалась в том, что руководство страны хотело освободить женщин от такого трудоёмкого процесса, как выпечка хлеба в домашних условиях. Словом, от «кухонного рабства». Таким образом советские женщины, которым не нужно было бы тратить кучу сил и времени на готовку, могли бы стать полноценными работниками на различных предприятиях.
Для организации промышленного производства хлеба в стране было организовано общество «Мельстрой». Одним из его сотрудников был легендарный инженер Георгий Марсако́в. Во время учёбы в технологическом институте Томска он получил сразу две специальности – инженера-механика силовых установок и холодильного оборудования. Студентом он был незаурядным. Например, говорят, что ему удалось сдать 21 экзамен за 2 месяца. А ещё Марсаков был единственным студентом из 150 человек, которому после практики на заводе в Николаеве предложили остаться работать. После учёбы Марсаков переехал в Царицын, нынешний Волгоград, где работал на строительстве Пушечного завода в должности инженера по монтажу металлургического оборудования. После запуска завода Марсаков руководил сразу несколькими его цехами — слесарно-механическим, чугунолитейным, котельным и модельным, а затем стал заместителем главного инженера.
«Хлебобулочная» история инженера началась в 1924 году, когда он был назначен руководителем строительства царицынского хлебозавода и изобрёл печь, которая позволяла производить до сорока тонн хлеба в сутки. Но на этом Марсако́в не остановился. Он мечтал построить хлебозавод-автомат непрерывного цикла. Вдохновившись идеями отца конвейерного производства, Генри Форда, Марсако́в придумал новую, уникальную систему, позволяющую замкнуть конвейер в кольцо. Эта задумка давала оборудованию возможность работать непрерывно, экономя время и энергию, и производить гораздо больше продукции. Сами здания при этом должны были быть цилиндрической формы, чтобы строение в полной мере позволяло реализовать функционал и особенности внутреннего устройства. По его технологии в стране было построено сразу несколько предприятий: пять в столице и два в Ленинграде. Одним из них стал и хлебозавод № 9 имени 17-го партсъезда, открытый в окрестностях Бутырского хутора в 1934 году. Он стал четвёртым подобным предприятием по счёту и в лучшие годы выпускал 280 тонн хлебопродуктов в сутки. Причём всё оборудование корпусов, как утверждалось, выполнили из советских материалов и на советских заводах.
Как же был устроен кольцевой хлебозавод? Принцип был такой. Подвалы фабрики служили складом для муки. Оттуда она подавалась транспортёром на верхний, четвёртый, этаж, где находилось заквасочное отделение. Готовая опа́ра (заготовка для теста), проходя через этап брожения, по спиральному конвейеру спускалась на третий этаж. Там тесто замешивалось и направлялось на второй этаж. Здесь оно проходило этап расстойки, затем машины делили его на куски, придавали нужную форму и далее — также по спирали — отправляли в печное отделение на этом же этаже. Затем готовый хлеб спускался на первый этаж, в хлебохранилище, с которого происходила отгрузка изделий. В дальнейшем машины развозили продукцию в магазины и столовые. Интересно, что на одном из этажей также находилась лаборатория, где проверяли итоговые продукты из партий, поскольку весь хлеб должен был быть лучшего качества.
К восьмидесятым годампредприятие переориентировали на выпечку хлеба небольшого развеса в связи с новыми стандартами. Суточная мощность завода снизилась до 120 тонн. К началу девяностых объём выпуска снизился ещё до 80 тонн готовой продукции в сутки. Хлебозавод № 9 смог пережить «девяностые». Помимо хлеба, здесь выпускались и другие изделия: сухари, блинчики, сдоба. Но предприятие считалось убыточным – продукция стала плохо продаваться, объёмы производства падали, работникам задерживали зарплаты. В 2014 году хлебозавод объявили банкротом и годом спустя он был закрыт.
Дальнейшая судьба памятника индустриальной архитектуры оказалась в руках инвесторов, которые к тому моменту уже успели трансформировать в модный «Дизайн-завод «Флакон» соседнее предприятие — Хрустальный завод имени Кали́нина.
К концу 2016 года, после реконструкции хлебозавод стал новым современным городским пространством. Оказавшись здесь, невольно задумываешься о том, как органично после ревитализáции экс-завод вписался в городскую среду. Что-то сохранили, что-то приспособили под новые цели. Цилиндрическое здание выкрасили в красный цвет, ассоциирующийся с фабричным прошлым. Гигантская труба бывшего завода сохранила надпись – аббревиатуру «МСПО 1933», что расшифровывается как Московский Союз Потребительских Обществ. На одном из корпусов сохранились металлические цистерны – такие использовались для хранения сжатого воздуха, с помощью которого муку транспортировали в тестомесильное отделение.
На верхних этажах обновлённого главного здания завода разместились офисы и студии. На нижних этажах и в прилегающих постройках – бывшем хранилище муки, главном цехе, подстанции – открылись кафе, магазины и пространства для ярмарок и выставок. А для того, чтобы оживить атмосферу бывшего хлебозавода, дизайнеры расписали стены зданий красочными граффити в стиле советского авангарда.
Сегодня «Хлебозавод № 9» – безусловно одна из главных визитных карточек Бутырского района столицы. Это то место, куда обязательно нужно приехать и для знакомства с этим необычным районом, и для изучения промышленной архитектуры Москвы.
🔥 Ставьте «лайк», если вам понравилась статья
---------------------------------------------------------------------------
А вот наш полный аудиогид по звёздным местам районов:
Вам может быть интересно: