Найти в Дзене
ItodorTV

Комплексный подход для онежского лосося. Что напутал журналист Вестей?

Не знаю, сознательно или нет, но журналист ВГТРК "Карелия" вводит в заблуждение зрителя вышедшего в эфире Вести-Карелия сюжета. Во-первых, сам Выгский рыбоводный завод (где инкубируют онежского лосося) был запущен в 1956 для восстановления популяции лосося Выгозера, что само по себе говорит о давности проблемы.
Действительно, в то время промысловые уловы Онежского лосося были заметными. В 1930–1960-е годы среднегодовые уловы составляли около 7,8 тонны (конечно, в масштабах выращивания форели сегодня это вообще ни что, но лосось никогда и не был общедоступной рыбой), то к началу 1970-х годов они снизились до 700 кг с дальнейшей тенденцией к снижению. Стоит отметить, что речь об официальных цифрах. В то время не было столь жёсткого контроля, как сейчас. И фактический вылов был, конечно, существенно больше. При этом причина лишь отчасти и, возможно, в меньшей степени вообще связана с рыбодобычей. И уж совсем не связана с любительской ловлей, на которую в то время приходилось совсем уж нез

Не знаю, сознательно или нет, но журналист ВГТРК "Карелия" вводит в заблуждение зрителя вышедшего в эфире Вести-Карелия сюжета.

Во-первых, сам Выгский рыбоводный завод (где инкубируют онежского лосося) был запущен в 1956 для восстановления популяции лосося Выгозера, что само по себе говорит о давности проблемы.
Действительно, в то время промысловые уловы Онежского лосося были заметными. В 1930–1960-е годы среднегодовые уловы составляли около 7,8 тонны (конечно, в масштабах выращивания форели сегодня это вообще ни что, но лосось никогда и не был общедоступной рыбой), то к началу 1970-х годов они снизились до 700 кг с дальнейшей тенденцией к снижению. Стоит отметить, что речь об официальных цифрах. В то время не было столь жёсткого контроля, как сейчас. И фактический вылов был, конечно, существенно больше.

При этом причина лишь отчасти и, возможно, в меньшей степени вообще связана с рыбодобычей. И уж совсем не связана с любительской ловлей, на которую в то время приходилось совсем уж незначительная часть общих уловов.
Основную разрушающую роль, подорвавшую популяцию озёрного лосося (
кстати, не только в бассейне Онежского озера) настолько, что последствия этого ощущаются и сегодня спустя несколько десятков лет, сыграл лесосплав на основных нерестовых реках.
Так к 80-м годам ловля лосося уже была под запретом, а в 1993 году его внесли в Красную Книгу России. В тот период уже прилагались усилия для восстановления лосося рыбоводами Выгского Рыбоводного завода. Надо сказать, что успех и положительная динамика наступили далеко не сразу!
Свою положительную роль, как не парадоксально, сыграл социальный и экономический упадок 90-х С одной стороны бесконтрольный лов, но ловить тогда особо уже было и некому. Браконьерство не имело промышленного размаха, ограничиваясь по большей части местными и для себя. Что всегда имело место. Кому продавать деликатесную рыбу? Если денег нет! А прибрежные посёлки буквально доживали и выживали.
Говорю об этом со всей уверенностью, поскольку мой первый визит на озеро состоялся в 2002 году. С 2003 я ездил туда регулярно и на тот момент не было там никаких баз и обилия катеров. Зато было действительно очень много рыбы. И это заслуга рыбоводов (
удивительно, как вообще сохранивших эту деятельность, учитывая то время) и, как я уже сказал снижение общего антропогенного воздействия.

Сентаор от Респубилики Карелия Игорь Зубарев вносит ощутимый вклад в законодательную основу сохранения лосося.
Сентаор от Респубилики Карелия Игорь Зубарев вносит ощутимый вклад в законодательную основу сохранения лосося.

С 2004-2005 годов начался рыболовно-туристический бум. И здесь свою немалую лепту популяризации такой рыбалки в СМИ внёс и я! Впрочем, я же первым и озвучил роль и ответственность рыболов-любителей в стремительном сокращении численности популяции. О котором говорит сенатор Игорь Зубарев. Повторяя мои тезисы, озвученные с добавлением математических расчётов ещё в 2013-2014 годах. Вот только произошло это не в 90-е, а в период между 2006 (когда шуйскую популяцию отдельно вывели из КК, разрешив лицензионный лов) и 2013 годами. Но... не смогли грамотно организовать контроль над соблюдением довольно жёстких правил: одна лицензия - одна рыба (на берег привозили столько сколько могли поймать, а поймать в то время можно было и несколько десятков, мой личный рекорд - 35 зачотных рыб (весом от 1,5 кг., меньше никто не брал в расчёт) за световой день. Но я знаю и более удачливых коллег.

В результате тысячи "голодных" рыбаков очень быстро выбили маточное стадо. Второй раз в истории подорвав популяцию уже в самом озере. И с тех пор восстановить её не получается. Поскольку общая социально-экономическая деятельность (в том числе и воздействие рыболовов, воздействие от работы восстанавливаемых промышленных предприятий и общая усталость водоёма от нагрузки) не позволяют преодолеть этот "горб сопротивления" усилиями одних только рыбоводов Выгского РЗ.

Действительно требуется комплексный подход и общая оценка состояния озера и впадающих в него рек. И здорово, что сегодня об этом говорят. Совершенно справедливо отметить усилия и вклад сенатора И. Зубарева. На мой взгляд, своей вовлечённостью и активностью очень резко контрастирующего на фоне большинства других сенаторов, работу которых я могу оценивать.

Что до журналиста. Очередной пример компиляции не знания предмета и желанием (на всякий случай) обойти острые углы, свалив всё "мрачный период".

--------------
Спасибо за внимание к публикации,
Дмитрий Матвеев || ItodorTV
В ВК, ТГ и МАХ