Найти в Дзене

Неравенство в психотерапии — это нормально

Терапевтический процесс часто вызывает у клиентов чувство несправедливости. Они замечают, что думают о психологе гораздо больше, чем он о них. Это неравенство может показаться болезненным, но на самом деле оно — неотъемлемая и необходимая часть терапии. Помните, что, хотя неравенство может раздражать некоторых пациентов, в то же самое время оно важно и необходимо. В основе этого лежит простая структурная асимметрия: у терапевта множество пациентов; у пациента — один терапевт. Пациенты/клиенты могут переживать, что терапевт не вспоминает о них вне сессий, не анализирует их жизнь так же глубоко, как они сами. Это естественно — ведь для клиента психолог становится важной фигурой, а у самого терапевта много пациентов. Еще Фрейд отмечал, что значимость терапевта в глазах пациента — это мощный инструмент изменений. Он обратил внимание на то, что терапевту очень важно стать настолько значительным в воображении пациента, что уже само взаимодействие между ними будет влиять на процесс симптомато

Терапевтический процесс часто вызывает у клиентов чувство несправедливости. Они замечают, что думают о психологе гораздо больше, чем он о них. Это неравенство может показаться болезненным, но на самом деле оно — неотъемлемая и необходимая часть терапии.

Помните, что, хотя неравенство может раздражать некоторых пациентов, в то же самое время оно важно и необходимо.

В основе этого лежит простая структурная асимметрия: у терапевта множество пациентов; у пациента — один терапевт.

Пациенты/клиенты могут переживать, что терапевт не вспоминает о них вне сессий, не анализирует их жизнь так же глубоко, как они сами. Это естественно — ведь для клиента психолог становится важной фигурой, а у самого терапевта много пациентов.

Еще Фрейд отмечал, что значимость терапевта в глазах пациента — это мощный инструмент изменений.

Он обратил внимание на то, что терапевту очень важно стать настолько значительным в воображении пациента, что уже само взаимодействие между ними будет влиять на процесс симптоматологии пациента (другими словами, психоневроз постепенно начинает вытесняться неврозом переноса).

В такой истории получается следующее: чем больше клиент эмоционально вовлечён в процесс, тем сильнее влияние терапии оказывается на него.

Мы действительно хотим казаться значимыми для пациента... Мы хотим, чтобы терапевтический час стал одним из наиболее значимых событий в жизни пациента.

Это помогает сместить фокус с симптомов на отношения, где можно проработать имеющиеся глубинные проблемы.

Но иногда чувства к терапевту становятся слишком интенсивными.

Если клиент страдает от навязчивых мыслей или сильной привязанности, важно немного снизить накал. Здесь помогает объяснение реальности: терапевт — не друг, не родственник, а профессионал, который работает с многими людьми одновременно.

Хорошая аналогия — учитель и ученики, где педагог занимает важное место в жизни класса, но у него десятки студентов/учеников, а у каждого ученика — лишь один наставник. Так и в терапии: клиент для психолога — часть работы, а психолог для клиента — проводник в изменениях.

Можно вспомнить и другие профессии, где существует подобная асимметрия, например, врач помнит пациента в рамках диагноза, научный руководитель — в контексте исследований и т.п. Это не делает отношения менее ценными, но задаёт здоровые и важные границы.

Известный психотерапевт Ирвин Ялом, будучи и терапевтом, и бывшим клиентом, понимая эти переживания, признавался в своих работах, что сам когда-то мечтал, чтобы его психолог думал о нём чаще.

Но суть не в количестве мыслей, а в качестве работы. Даже если терапевт не вспоминает о клиенте вне сессий, он всё равно вкладывается в процесс и фокусируется на нём по максимум во время встреч.

В заключение

Описываемое неравенство в терапии — это не недостаток, а необходимость.

Оно создаёт пространство прежде всего для изменений, а не для дружбы.

И здесь важно не то, сколько терапевт думает о вас, а то, как он помогает вам думать о себе.

А на этом пока всё. Ваши вопросы, истории и комментарии важны для меня — делитесь ими в комментариях!

С уважением,
Арсений Михайловский
Клинический психолог, АСТ-терапевт, супервизор.

Предлагаю формат поддержки для психологов исключительно под Вас, где мы можем разобрать Ваш случай/вопросы через супервизию, наставничество или обучение — выбирайте формат и записывайтесь.

Справка о супервизии выдается по запросу.