Найти в Дзене
Николай Ш.

Капитан

Бэк ин зе Юэсэса, капитан Несмотря на, мягко сказать, «досадный» инцидент с нарядом милиции в ташкентском аэропорту, я продолжал искренне надеяться, что возвращаюсь в другую страну. Пусть и не совсем обновлённую, пусть даже стоящую в самом начале тяжёлого пути, но уже вполне готовую шагнуть вперёд. Майор с труднопроизносимым отчеством, его красавцы-сержанты и бравый комендант Сергей — всего лишь застрявшие в прошлом люди, которым нужно время для внутренней перестройки. Мне очень хотелось верить, что в заочном споре замполита батальона с Рахметом Юнусовичем, полковником из штаба военного округа, победителем окажется не умудрённый опытом разведчик, а мой ровесник, гвардии капитан Валентин Бабков. А как же иначе? Ведь если хоть на одну сотую сбудется мрачный прогноз бывшего спецназовца из знаменитого мусбата, я тоже буду в виноват в том, что Союз погрузился в пучину своего Афганистана. В переносном смысле, конечно. «В конце концов, Ташкент - не показатель. – Думал я, удобно устроившись в

Бэк ин зе Юэсэса, капитан

Несмотря на, мягко сказать, «досадный» инцидент с нарядом милиции в ташкентском аэропорту, я продолжал искренне надеяться, что возвращаюсь в другую страну. Пусть и не совсем обновлённую, пусть даже стоящую в самом начале тяжёлого пути, но уже вполне готовую шагнуть вперёд. Майор с труднопроизносимым отчеством, его красавцы-сержанты и бравый комендант Сергей — всего лишь застрявшие в прошлом люди, которым нужно время для внутренней перестройки. Мне очень хотелось верить, что в заочном споре замполита батальона с Рахметом Юнусовичем, полковником из штаба военного округа, победителем окажется не умудрённый опытом разведчик, а мой ровесник, гвардии капитан Валентин Бабков. А как же иначе? Ведь если хоть на одну сотую сбудется мрачный прогноз бывшего спецназовца из знаменитого мусбата, я тоже буду в виноват в том, что Союз погрузился в пучину своего Афганистана. В переносном смысле, конечно.

«В конце концов, Ташкент - не показатель. – Думал я, удобно устроившись в кресле. – Не зря красноармеец Сухов говорил, что Восток – дело тонкое. Классный, кстати, фильм. С удовольствием пересмотрю при случае. Смешно. Солнце всходит на востоке, а перемены идут с севера. Интересно, «мой» начпо из танковой дивизии изменился или нет? Вряд ли, да и ни к чему ему. Он ещё два года назад был уверен в собственной непогрешимости и правоте. Сдаётся мне, что от таких, как он, вреда гораздо больше, чем от жирного взяточника-майора. В масштабах государства, разумеется».

Потихоньку мысли начали путаться, я незаметно заснул и проснулся только тогда, когда шасси «маленькой тушки» ударились о бетон посадочной полосы. А уже через сорок минут я вышел из здания аэропорта Храброво и зашагал к автобусной остановке. Так начался долгожданный отпуск.

***

Сколь верёвочке не виться, а концу всё равно быть. Два отпускных месяца пролетели быстро, и вот настал момент, когда я, дождавшись своей очереди, вошёл в кабинет и доложил офицеру отдела кадров, что вполне созрел для продолжения дальнейшей службы. Хмурый подполковник выслушал рапорт, молча принял документы и, неопределённо пожав плечами, опустился на стул, оставив меня в лёгком замешательстве.

«Вот те раз! Спрятался, блин! Даже макушки не видно. – Думал я, продолжая стоять у барьера. – Что за манера? Главное - ни слова, ни полслова. Хоть бы спросил о чём или присесть предложил. Ладно. Пусть молчит. Лишь бы снова в Советск направил. Не вздумай лезть с глупыми вопросами. А то сам себе накличешь какое-нибудь Мамоново. Впрочем, говорят, там тоже неплохо. Море, сосны. Курорт, одним словом. Другое дело - квартира. Наверняка, больная тема».

Минут через десять мне показалось, что кадровик задремал. «Вот это номер! Быть такого не может! Хотя, как знать. Понедельник, однако. Тяжёлый день», – подумал я и осторожно, чтобы ненароком не разозлить, покашлял в кулак. За высокой перегородкой раздалось лёгкое шуршание, которое тут же стихло. Я вплотную приблизился к стойке и, навалившись на неё грудью, посмотрел на подполковника сверху. Офицер громко всхрапнул, вздрогнул, резко поднял голову, и мы встретились взглядами. Возникла неловкая пауза, однако кадровик быстро справился с растерянностью.

- Не мешайте работать, товарищ капитан. – Чуть севшим голосом произнёс он, поправляя очки. - Вас сотни таких «героических», а я, как видишь, всего один. Или ты спешишь куда-то? Спешка, капитан, до добра не доведёт. Запросто можешь в самую глушь загреметь. Там всегда вакансий хватает. Скромность украшает офицера.

Скорее всего, подполковник хотел прогнать остатки дремоты, а заодно поставить меня на место. Чтобы не зарывался. Я не стал противиться правилам игры и, приняв соответствующий вид, ответил смиренным голосом:

- Никак нет, товарищ полковник. Мне в принципе некуда торопиться. Просто показалось, что вы о чём-то спросили. Виноват. Больше не повторится.

Несколько секунд мы молча смотрели друг другу в глаза. Наконец недоверие в его взгляде сменилось на снисходительность. Раскрыв огромных размеров гроссбух и быстро пролистав страницы, он буркнул «ага» и снова поднял голову:

- Ты ведь из 235-го танкового в Афганистан был откомандирован? Верно?

- Так точно.

- Ну и что же ты, капитан-орденоносец, от меня хочешь? – Сердито уставился кадровик. – Вышестоящую должность?

«Вот это вопрос! – Всерьёз смешавшись, подумал я. – Реально всем вопросам вопрос. И что я должен ответить? Отшутиться? Сказать, что хочу стать командармом? Вряд ли оценит. Сто процентов разозлится. Ладно. Главное - держать себя в руках и не лезть на рожон».

- Никак нет, товарищ полковник. На вышестоящую должность не претендую. Меня вполне равнозначная устроит. По возможности в моём полку.

- В настоящий момент свободных майорских должностей у меня нет. – Категоричным тоном заявил подполковник. – Впрочем, - продолжил он, понизив голос, - проблема вполне решаема.

«Началось! – С горечью подумал я. – Платить тебе за должность? Ну уж нет, дружок, перебьешься».

- Ну нет, так нет. – Пожал я плечами, сделав вид, что не понял намёка. – Подожду, когда появятся. Я свободен? Извините, оговорился. Разрешите идти? Мне ещё назад в Советск добираться. Только вы справку на всякий случай выдайте. Так, мол, и так. Свободных должностей для капитанов и выше в наличии нет. Вдруг потребуется?

Кадровик, почувствовав откровенную издёвку, тяжело поднялся с места, и я смог его рассмотреть: невысокого роста, слегка грузен, с розоватым гладким лицом и густыми, почти «брежневскими» бровями. Поиграв желваками, он вдруг успокоился и снова опустился на стул.

- Ты неправильно меня понял, капитан. Или не расслышал. Я сказал, что в твоём бывшем полку должность уже занята. Перестройка перестройкой, однако телефонное право пока ещё никто не отменял. Слыхал анекдот про сына генерала?

- Слыхал.

- Так вот, капитан. Твоё место будущий генерал занял. На глазах растёт парнишка. Всего два года прослужил, а уже на майорской должности. Такими темпами безо всякого Афгана лампасы примерит. В общем, как говорится, добро пожаловать на родину, или бэк ин зе Юэсэса.

- Всё ясно. Я пошёл?

- Куда собрался? Предписание получишь, тогда иди куда хочешь. Есть у меня для тебя местечко. В Гусеве будешь служить. В мотострелковом полку. По профилю, так сказать…

***

Я вышел на улицу и посмотрел на небо. Оно было другим, не таким высоким и прозрачным, как в южных широтах. «Ничего плохого в назначении нет. Гусев тоже неплохой городок. До Литвы, правда, далековато. За продуктами не наездишься. Ну да ничего, народ живёт как-то. Значит, и мы с голоду не помрём. Чего жалеть? Всё равно в моём полку за два года уже всё поменялось: и люди, и… всё короче. Вот только Саше не понравится, что придётся увольняться со службы. Привыкла. Хотя как знать? Может, переводом получится. А вот с жильём однозначно проблемы возникнут. В Советске можно ещё целый год в нормальных условиях пожить, пока хозяева из-за границы не вернутся. В Гусеве, говорят, с жильём вообще тоскливо. Ладно. Зачем гадать? Разберёмся. Не впервой».

Я взглянул на часы. Было около двух пополудни. До автовокзала что-то около четырёх километров, вдалеке зазвенел трамвай, но мне вдруг захотелось пройтись пешком.

Продолжение следует.

Начало. https://dzen.ru/a/aTZxsYhg_lCirgUU

Предыдущая часть. https://dzen.ru/a/aW9IrAoa7XYwi9oh

Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/