– Мама, ты не против, если я соберу ребят здесь, на даче? – спросил Геннадий за неделю до своего дня рождения.
– Пожалуйста. Только я готовить и мыть посуду не буду – договоримся об этом сразу, – ответила мать.
– Не переживай! Во-первых, мы все привезем с собой. Приедем к двенадцати, за пару часов все приготовим и в два часа сядем за стол. Мы с ребятами займемся шашлыком, а дамы настрогают салаты.
– А кого пригласишь? Как обычно Андрея со Светой и Лешу с Ириной? – поинтересовалась мать.
– Да, кроме них, приедет еще Рита.
– Та самая Рита, которую ты скрываешь от меня уже полгода? – усмехнулась мама.
– Почему скрываю?
– Потому что сегодня я впервые услышала ее имя. Надо думать, что ты с ней не вчера познакомился?
– Мы встречаемся уже год, – ответил сын.
В субботу все пошло по плану Геннадия. Без десяти двенадцать к дачному участку подъехали три машины-такси, мужчины быстро выгрузили огромное количество пакетов, сумок, упаковок и отнесли все это на кухню.
Было очень жарко, поэтому решили сначала окунуться – благо, что речка совсем рядом – всего в пяти минутах. Замариновали мясо и отправились купаться.
Анна Романовна внимательно рассматривала новую гостью. Видно было, что она в этой компании свой человек – с ней разговаривали так, словно знали уже сто лет.
«Значит, они с Геной давно знакомы. Причем вся компания явно считает их парой», – подумала Анна Романовна и решила понаблюдать за девушкой.
Рита все это заметила, но решила не облегчать задачу хозяйке и общалась с Анной Романовной только в случае крайней необходимости.
В какой-то момент Рите понадобился дуршлаг. Она зашла на кухню и, увидев там хозяйку, остановилась.
– Тебе что-то нужно? – спросила Анна Романовна.
– Дуршлаг или сито – овощи вымыть, – ответила девушка.
– Так возьми. Неужели не сообразишь, где?
– В моей кухне он висит на кронштейне недалеко от мойки, потому что я часто им пользуюсь. А у вас, очевидно, лежит в одном из шкафов. Неудобно будет, если я стану открывать их один за другим, особенно в присутствии хозяйки.
Анна Романовна усмехнулась, открыла шкафчик, который висел над раковиной, и подала Рите дуршлаг.
– Спасибо, – сказала девушка.
«Интересно, что это было? – думала Рита, нарезая салат, – проверка на сообразительность или на бесцеремонность?» И то, и другое показалось ей странным.
Но это было еще не все. Когда наконец сели за стол и начали поздравлять Гену, Анна Романовна глаз не спускала с Риты. У той даже аппетит пропал.
И не удивительно: попробуйте спокойно поесть в то время, когда вас буквально просверливают взглядом. И надо сказать, что взгляд этот был отнюдь не добрый, а в лучшем случае изучающий, готовый заметить любой промах.
Примерно через час, когда Геннадий и Андрей занимались шашлыком, а остальные о чем-то разговаривали, Анна Романовна подошла к Рите и села на освободившееся место.
– Ну, что? Может быть, все-таки познакомимся? – спросила мать Гены.
– С удовольствием, – ответила Рита.
– Я тут о тебе уже поспрашивала, – начала разговор Анна Романовна. – У тебя свое дело?
– Да, юридическое агентство, – ответила Рита.
– И чем занимаетесь?
– Оказываем юридическую помощь гражданам.
– То есть, если мне нужна будет помощь по подготовке документов для суда, вы мне поможете? – уточнила Анна Романовна.
– Поможем.
– И дорого берете?
– Этот вопрос решается индивидуально, в зависимости от сложности дела, – ответила Рита.
– Судя по тому, что у тебя есть двухкомнатная квартира и машина, дорого, – усмехнулась хозяйка.
– Вам, Анна Романовна, если что, мы сделаем хорошую скидку, – улыбнулась Рита.
– Нет уж! Спасибо. Мы как-нибудь обойдемся своими силами. У нас в семье юридических проблем пока не предвидится. Имущества всего ничего – эта вот дача и двухкомнатная квартира. Все на меня записано. Да Генкина машина. Так что спорить не о чем. После меня все Генке достанется – других наследников нет. Но это еще не скоро будет – мне всего пятьдесят три.
– Живите долго, Анна Романовна. Гена сам на все заработает, – сказала Рита.
– Заработает. Или женится на такой, как ты, у которой все есть. И будет несчастным.
– Почему?
– Ты правда не понимаешь того, что совсем не подходишь моему сыну? – спросила Анна Романовна.
– Объясните, не сочтите за труд, – сказала Рита, которую этот разговор уже стал порядком напрягать.
– Все просто: ты слишком самостоятельная. Решаешь все сама, добиваешься всего сама. Это хорошо для карьеры, но не для семейной жизни. А Генка, он не такой. Ему рядом с тобой сложно будет. Ему нужна жена, которая станет смотреть ему в рот. Вот рядом с ней он почувствует себя настоящим мужчиной, – пояснила Анна Романовна.
– Где-то слышала шутку: «Если хочешь, чтобы жена смотрела тебе в рот, женись на стоматологе», – сказала Рита.
– Ты почти угадала: у наших соседей по даче дочка – Любаша – работает медсестрой в частной стоматологической клинике. У нее, конечно, нет своей квартиры, дача тоже родительская. И образование, скажем честно, так себе. Но она будет смотреть в рот мужу.
– И вам, очевидно? – Рита не могла удержаться, чтобы не съязвить.
– И мне. А как ты думаешь? Я сына растила, воспитывала, учила. Я могу в старости рассчитывать на какие-то дивиденды? Ты не обижайся, Маргарита. Я ничего не имею против тебя. Я думаю исключительно о сыне и уверена, что рядом с тобой Генка счастлив не будет. Да и ты тоже. Ну, потянешь ты эту телегу под названием «семейная жизнь» лет пятнадцать, а потом остановишься и увидишь, что колеса-то у телеги – квадратные. А годы уже не вернешь. Ладно. Я не со зла все это говорю. Я хорошо знаю своего сына. Он не относится к тем классическим мамсикам, которых сейчас развелось – хоть пруд пруди. Но в критической ситуации он всегда будет на моей стороне.
В это время Геннадий и Андрей водрузили на середину стола большое блюдо мяса. Рядом поставили тарелки с нарезанными овощами и зеленью.
– Все к столу! – позвал Геннадий и сел на свое место возле Риты.
– О чем вы с матерью говорили? – спросил он.
– О жизни.
– Она тебя не обидела?
– Нет.
– Давай я тебе мясо положу. Шашлык сегодня удался! Вкусно?
– Очень! – ответила Рита.
Она не обманывала: мясо действительно было великолепным. А что касается всего остального – она не хотела портить Гене день рождения, пересказывая ему то, что поведала его мать.
Они встретились в кафе в следующую субботу. Рита совершенно не ожидала того, что Геннадий положит перед ней футляр с кольцом и сделает предложение.
Увидев, что девушка растерялась, он спросил:
– Ты сомневаешься?
– Гена, это очень неожиданно. Я должна подумать, – ответила Рита.
– Хорошо. Тебе хватит недели?
Всю следующую неделю Рита действительно думала. Но не о том, выходить ли ей замуж за Геннадия, а о том, как, не обижая его, объяснить свой отказ.
В конце концов она решила пересказать Гене разговор с его матерью.
Они встретились в этом же кафе.
Он выслушал, помолчал некоторое время, потом спросил:
– Ты решила, что она права?
– Не знаю. И вообще, я считаю, что разбираться в твоих отношениях с матерью – не мое дело. Я думала о себе. Мне двадцать восемь, и я не хочу тратить время и силы на то, чтобы выстраивать отношения с человеком, который при первой же встрече отверг меня. В этой ситуации только два выхода: или сломаться и расстелить перед твоей матерью свою жизнь или идти на абордаж. Ни то, ни другое меня не устраивает. Извини.
Рита ушла. А Геннадий еще долго сидел за столом и крутил в руках бархатную коробочку.
Когда официантка принесла ему счет, он расплатился, встал и положил на стол футляр с кольцом:
– Девушка, а это вам.
P. S.
Уважаемые подписчики моего канала! До 5 февраля публикации на канале будут появляться через день. НО: на сегодняшний день на канале 1181 публикация - вы всегда сможете найти, что почитать.
Автор – Татьяна В.