Найти в Дзене
Зин Зивер

Художники-прерафаэлиты доказали: путь к успеху лежит через университет

Братство прерафаэлитов было создано профессиональными художниками, которые отвергали застывшие принципы английского академизма и призывали учиться у самой природы и старых мастеров. Братство первого состава формировалось постепенно. И просуществовало недолго. Если бы на этом всё закончилось – само слово «прерафаэлиты» вспоминали бы сейчас только историки искусства. Безусловно, прекрасные полотна прерафаэлитов первого созыва нашли бы своих ценителей, но стоили бы они сейчас гораздо меньше. Если бы профессиональных художников не поддержали увлечённые дилетанты. В 1833 году в Бирмингеме родился Эдвард Коли Бёрн-Джонс. В детстве родители отдали его в Школу Дизайна – для общего развития. Но, повзрослев, Эдвард решил стать священником. И поступил в Эксетерский колледж Оксфордского университета. В 1834 году в Уолтемстоу родился Уильям Моррис. Для общего развития родители отдали его в Школу молодых джентльменов. Джентльмены произвели на Уильями столь сильное впечатление, что он решил уйти в ре
Оглавление

Братство прерафаэлитов было создано профессиональными художниками, которые отвергали застывшие принципы английского академизма и призывали учиться у самой природы и старых мастеров.

Братство первого состава формировалось постепенно. И просуществовало недолго. Если бы на этом всё закончилось – само слово «прерафаэлиты» вспоминали бы сейчас только историки искусства. Безусловно, прекрасные полотна прерафаэлитов первого созыва нашли бы своих ценителей, но стоили бы они сейчас гораздо меньше.

Если бы профессиональных художников не поддержали увлечённые дилетанты.

Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит. Картина хранится в Художественном музее Делавэра, США
Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит. Картина хранится в Художественном музее Делавэра, США

Возрождение Братства: два студента из Оксфорда

В 1833 году в Бирмингеме родился Эдвард Коли Бёрн-Джонс. В детстве родители отдали его в Школу Дизайна – для общего развития. Но, повзрослев, Эдвард решил стать священником. И поступил в Эксетерский колледж Оксфордского университета.

Эдвард Бёрн-Джонс. Студенческих фотографий не сохранилось
Эдвард Бёрн-Джонс. Студенческих фотографий не сохранилось

В 1834 году в Уолтемстоу родился Уильям Моррис. Для общего развития родители отдали его в Школу молодых джентльменов. Джентльмены произвели на Уильями столь сильное впечатление, что он решил уйти в религию. И поступил в Эксетерский колледж Оксфордского университета.

Уильям Моррис. Наиболее раннее из известных изображений
Уильям Моррис. Наиболее раннее из известных изображений

Эксетер с четырнадцатого века готовил священнослужителей – сначала для католической церкви, потом для англиканской.

-4

В то время колледж представлял собой исключительно мужское братство. Предполагалось, что студенты во время обучения найдут единомышленников на основе сходства идей и мировоззрения. На гербе колледжа изображены ключи, которые, сплетаясь, образуют нераздельное единство.

-5

Именно так и случилось с Уильямом и Эдвардом. Два молодых человека, обнаружили, что у них много общего. В религии они оба придерживались тракторианской позиции – это течение наиболее близко каноническому католицизму. В литературе оба предпочитали Вальтера Скотта с его идеалами рыцарства и прекрасными дамами. А в истории – оба любили донорманнский период английского средневековья. И особенно – легенды про короля Артура.

Оба интересовались современным искусством. И восхищались идеями прерафаэлитов. Вот только передовое Братство к тому времени уже распалось.

Возрождение прерафаэлитов: два студента и один художник

Уильям Моррис и Эдвард Бёрн-Джонс не планировали становиться художниками. Моррис писал стихи, Эдвард иногда делал зарисовки. Но своё мнение о современном искусстве оба они имели. И хотели изменить мир к лучшему.

Когда в Эксетере, как в любом уважающем себя учебном заведении, распределяли общественную нагрузку, вакантным оказалось место издателей университетского журнала «Оксфорд и Кембридж». Два друга, Моррис и Бёрн-Джонс, вызвались возродить былую славу средства массовой информации. А заодно поведать миру о собственных идеях.

-6

Уильям Моррис к тому времени уже написал некоторое количество статей об искусстве. Но оценил их только друг Эдвард и парочка однокурсников.

У двух студентов-теологов хватило ума сообразить, что они не имеют никакого опыта в издательском деле. Чтоб мир услышал о них – и оценил – их гениальные идеи об искусстве нужно было красиво представить. Им удалось убедить оксфордское руководство пригласить для продвижения журнала кого-нибудь именитого.

Молодёжь предложила модную кандидатуру: Данте Габриэля Россетти. Который как раз был ничем не занят после распада Братства прерафаэлитов.

-7

Известный художник, пребывавший в кризисе, за предложенную возможность ухватился – он тоже рассматривал журнал как возможность привлечь внимание общества к идеям прерафаэлитов.

Вот так в 1856 году в Оксфорде встретились вдохновитель идей прерафаэлитов и два его самых верных последователя – художник и два будущих священника.

С этого момента очередная революция в изобразительном искусстве стала лишь вопросом времени.

Эдвард Бёрн-Джонс «Часы», 1882. Шестая галерея художественного музея в Шеффилде
Эдвард Бёрн-Джонс «Часы», 1882. Шестая галерея художественного музея в Шеффилде

Ещё о прерафаэлитах:

Художники-прерафаэлиты: Братство, созданное во имя Прекрасного

Художники-прерафаэлиты: братство практичных романтиков.

Все истории - под рубрикой

Братство прерафаэлитов: практичные романтики | Зин Зивер | Дзен