Найти в Дзене
Зин Зивер

Художники-прерафаэлиты: Братство, созданное во имя Прекрасного

Искусство художников-прерафаэлитов известно больше по восторженным отзывам и романтическому ореолу. Восхищение современников в настоящее время обернулось высокими ценами на подлинники. И множеством копий. Образы прекрасных дам с картин прерафаэлитов растиражированы в виде иллюстраций, рекламных проспектов, календарей. В определённом смысле стали символом массовой культуры. Но это им не повредило. Художники-прерафаэлиты, даже те, кто сумел при жизни достичь финансового успеха, остались в истории искусства настоящими романтиками. Прерафаэлиты: мечтательные бунтари Удивительно, но самые знаменитые течения в живописи XIX века родились из протестного бунта. Причём направлен этот бунт был не против обывательского буржуазного мира, а против искусства. Ученики восставали против своих учителей. В России молодые художники порвали с Академией и объединились в Товарищество передвижных выставок. Теперь работы передвижников широко известны и стоят немало. В Британии произошла похожая история. Тольк
Оглавление

Искусство художников-прерафаэлитов известно больше по восторженным отзывам и романтическому ореолу. Восхищение современников в настоящее время обернулось высокими ценами на подлинники. И множеством копий. Образы прекрасных дам с картин прерафаэлитов растиражированы в виде иллюстраций, рекламных проспектов, календарей. В определённом смысле стали символом массовой культуры. Но это им не повредило. Художники-прерафаэлиты, даже те, кто сумел при жизни достичь финансового успеха, остались в истории искусства настоящими романтиками.

Прерафаэлиты: мечтательные бунтари

Удивительно, но самые знаменитые течения в живописи XIX века родились из протестного бунта. Причём направлен этот бунт был не против обывательского буржуазного мира, а против искусства. Ученики восставали против своих учителей.

В России молодые художники порвали с Академией и объединились в Товарищество передвижных выставок. Теперь работы передвижников широко известны и стоят немало.

В Британии произошла похожая история. Только немного раньше.

Центром искусства Англии была Королевская Академия живописи. Попасть туда было сложно. Обучение велось на примере виднейший мастеров. Образцом были картины Рейнольдса, который, в свою очередь, считал вершиной живописного мастерства искусство Рафаэля.

Прекрасные образцы создали прекрасную методику обучения изобразительному искусству. Выпускников Академии ожидали слава, почёт и признание.

Но в 1848 году молодые ученики Королевской Академии выступили с критикой викторианского искусства. Они смело заявили, что живопись свелась к формальному копированию. Эстетический идеал Рафаэля прекрасен, но его повторение привело к вырождению. Форма заменила содержание.

На первый план вышло мастерство, а не творчество, и это – профанация искусства. Молодые художники предлагали вернуться к истокам, к тому источнику вдохновения, из которого черпал сам великий Рафаэль.

«Братство прерафаэлитов»: откуда взялось название

Молодые талантливые единомышленники решительно воплощали свои идеи в творчестве. Но этого им показалось мало. Художники с академическим образованием поняли: им нужна собственная теоретическая программа.

В талантливой группе обозначился лидер: Данте Габриэль Россетти. Именно он и придумал название «Братство прерафаэлитов». То есть тех, кто хочет возродить древнюю традицию. Снова зажечь то пламя, что вдохновляло самого Рафаэля. Не подражать великому предшественнику, а попытаться встать рядом с ним.

Данте Габриэль Россетти в возрасте 22 лет. Портрет написан У.Х. Хантом и хранится в Художественной галерее Бирмингема
Данте Габриэль Россетти в возрасте 22 лет. Портрет написан У.Х. Хантом и хранится в Художественной галерее Бирмингема

Первым Данте Габриэля поддержал брат Уильям. К ним немедленно присоединились художники Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Джеймс Коллинсон, Фредерик Джоржд Стивенс и скульптор Томас Вулнер.

Искусство прерафаэлитов: идеи и принципы

Все прерафаэлиты учились в Академии и усвоили господствовавшие тогда принципы романтического искусства. Но они решили дополнить романтику убедительными деталями, натуралистической достоверностью.

А ещё были убеждены в том, что Искусство не должно разделяться. Все виды и формы исполняют общую миссию – представляют Прекрасное. Поэтому прерафаэлиты вдохновлялись литературой и историей.

Историей, что зафиксирована в документах. Историей, которая хранится на страницах Библии. И историей, растворённой в легендах. Всё это было для художников единым пространством – сферой истинной поэзии.

Данте Габриэль Россетти. Жанна д’Арк целует меч освобождения. Картина написана в 1863 году и хранится в Страсбургском музее
Данте Габриэль Россетти. Жанна д’Арк целует меч освобождения. Картина написана в 1863 году и хранится в Страсбургском музее

Они верили, что память о прошлом не исчезает. Что истинная суть вещей сохраняется в произведениях древнего ремесла и современной поэзии. Поэтому в качестве вдохновения прерафаэлиты использовали природу – и литературу. Искусство прерафаэлитов неотделимо от поэзии Китса и Теннисона. И английских легенд о крошечных феях, великих волшебниках и Короле Артуре.

Данте Габриэль Россетти сформулировал четыре основных принципа, которым прерафаэлиты поклялись следовать. Истинный художник должен:

Иметь оригинальные идеи.
Внимательно изучать природу, чтобы уметь её выразить.
Любить в искусстве прошлого всё серьёзное, прямое и искреннее и, наоборот, отбрасывать все банальное, самодовольное и рутинное.
Самое главное: создавать абсолютно прекрасные картины и скульптуры

«Братство прерафаэлитов»: прекрасный краткий миг

Как все прекрасные идеальные сообщества, Братство просуществовало недолго – около пяти лет. За это время было создано немало прекрасных работ, составивших славу английского искусства. В 1853 году Братство распалось.

Но самое удивительное – это ещё не конец истории.

Данте Габриэль Россетти. Святой Грааль. Картина написана в 1874 году и хранится в частной коллекции Эндрю Ллойда Вебера
Данте Габриэль Россетти. Святой Грааль. Картина написана в 1874 году и хранится в частной коллекции Эндрю Ллойда Вебера

Братство прерафаэлитов осталось бы только эпизодом в истории искусства. Прекрасным и нежизнеспособным. Если бы Данте Габриэль Россетти умел сдаваться.

Но он не изменил своим принципам. И вскоре нашёл новых последователей