Найти в Дзене
Зин Зивер

Художники-прерафаэлиты: братство практичных романтиков

Стоит однажды увидеть произведения английских прерафаэлитов, и вы станете безошибочно опознавать их стиль. Изысканная красота, рафинированная эстетика. Полузабытые легенды возникают из тумана времён, чтоб навсегда застыть в совершенной форме. Этот мир как будто существует параллельно, не пересекаясь со скучной повседневностью. Прерафаэлиты совершили переворот в английской живописи девятнадцатого века. Они призвали художников отказаться от академической традиции – перестать копировать работы великих предшественников. В поисках вдохновения советовали обратиться к природе. Теоретик нового искусства Джон Рёскин писал в своей книге «Современные художники»: Следовать природе со всей искренностью сердца, не имея иных мыслей, кроме того, как постичь её значение, ничего не отвергая, ничего не выбирая и ничего не презирая и всегда наслаждаясь природой Прерафаэлиты поступали именно так. Но, как говорится, есть нюансы. Жанры реализма, основанные на следовании природе: портрет и пейзаж. Но именно о
Оглавление

Стоит однажды увидеть произведения английских прерафаэлитов, и вы станете безошибочно опознавать их стиль. Изысканная красота, рафинированная эстетика. Полузабытые легенды возникают из тумана времён, чтоб навсегда застыть в совершенной форме. Этот мир как будто существует параллельно, не пересекаясь со скучной повседневностью.

Данте Габриэль Россетти (портрет написан Дж. Ф. Уоттсом) и его картина «Римская вдова»
Данте Габриэль Россетти (портрет написан Дж. Ф. Уоттсом) и его картина «Римская вдова»

Принцип прерафаэлитов: следовать природе со всей искренностью сердца

Прерафаэлиты совершили переворот в английской живописи девятнадцатого века. Они призвали художников отказаться от академической традиции – перестать копировать работы великих предшественников. В поисках вдохновения советовали обратиться к природе.

Данте Габриэль Россетти «Монна Роза», 1867, хранится в частной коллекции
Данте Габриэль Россетти «Монна Роза», 1867, хранится в частной коллекции

Теоретик нового искусства Джон Рёскин писал в своей книге «Современные художники»:

Следовать природе со всей искренностью сердца, не имея иных мыслей, кроме того, как постичь её значение, ничего не отвергая, ничего не выбирая и ничего не презирая и всегда наслаждаясь природой

Прерафаэлиты поступали именно так. Но, как говорится, есть нюансы.

Данте Габриэль Россетти «Монна Помона», 1864, хранится в Британской галерее Тэйт
Данте Габриэль Россетти «Монна Помона», 1864, хранится в Британской галерее Тэйт

Художники-прерафаэлиты: учились у природы, но не подражали реальности

Жанры реализма, основанные на следовании природе: портрет и пейзаж. Но именно от них прерафаэлиты и отказались. Они создали новую технику отображения реальности на основе достижений технического прогресса. По-новому стали грунтовать холсты. Использовали новые пигменты красок: лимонный, розовый, сиреневый. Стремились достичь естественности.

Но всё это использовали, чтоб создавать на полотнах сказочно прекрасный мир.

Джон Эверетт Миллес (портрет написан Ч.Р. Лесли) и его картина «Офелия»
Джон Эверетт Миллес (портрет написан Ч.Р. Лесли) и его картина «Офелия»

Прерафаэлиты: монетизация легенд

Типичные темы картин прерафаэлитов: сюжеты из Библии, мрачные легенды Средневековья, герои Шекспира.

Уильям Холман Хант в юности (автопортрет) и его картина «Бьянка» (персонаж "Отелло")
Уильям Холман Хант в юности (автопортрет) и его картина «Бьянка» (персонаж "Отелло")

У всех этих персонажей уже была своя история в искусстве – их писали художники и раньше.

Уильям Моррис и его картина «Прекрасная Изольда»
Уильям Моррис и его картина «Прекрасная Изольда»

Подлинная заслуга прерафаэлитов состоит в том, что они придали зримый облик легендарному прошлому Британии. Вернули ей национального героя – Короля Артура с его рыцарями. Волшебник Мерлин, Ланселот, леди из Шалот и скрытый туманами Авалон – все они обрели собственные лица и стали для англичан почти реальными.

Эдвард Бёрн-Джонс и его картина «Зачарованный Мерлин»
Эдвард Бёрн-Джонс и его картина «Зачарованный Мерлин»

Прерафаэлиты придали героям своих картин столько прекрасный облик, что вызвали всеобщее восхищение. И публика пожелала чаще видеть легендарных героев.

Король Артур и его сподвижники стали востребованными. Сборники легенд, переложенные в стихи и прозу, стали активно издаваться. В театрах ставили спектакли о Рыцарях Круглого стола. Когда появился кинематограф – Король Артур со всей своей компанией пришёл и туда.

Но именно художники-прерафаэлиты, которые служили чистому искусству, сделали легенды желанным и востребованным товаром. Который принёс им славу и большие гонорары.

Эдвард Бёрн-Джонс. Последний сон Артура в Авалоне, 1850, Музей искусств Понсе, Пуэрто-Рико
Эдвард Бёрн-Джонс. Последний сон Артура в Авалоне, 1850, Музей искусств Понсе, Пуэрто-Рико

Прерафаэлиты доказали, что настоящий художник не обязательно должен быть голодным