Найти в Дзене
Без стыда

Почему советы «возьми себя в руки» делают только хуже

И почему с психикой не работает то, что хорошо звучит на словах. Совет «возьми себя в руки» звучит так, будто проблема действительно в руках. Или, в крайнем случае, в их недостаточной собранности. Будто бы где-то внутри есть рычаг переключения, и человек просто ленится им воспользоваться. Но давайте честно: чаще всего этим советом мы, люди, говорим о собственном дискомфорте – сложности выдерживать неудобную реальность человека, который расклеился. И всем вам, я уверена, знакомо состояние тоски рядом с тем, кто как будто только и умеет, что только жаловаться и грустить. Действительно, выдерживать и, особенно, контейнировать объемы чужой боли не всегда возможно, да и не всегда уместно. Означает ли это, что совет «взять себя в руки» имеет право на жизнь? Вовсе нет. Проще (честнее) сказать человеку, что вы не готовы продолжать разговор, чем вносить сияющим знанием мертворожденную конструкцию. С точки зрения психологии «взять себя в руки» – вреднейшее положение, которое опирается на миф, бу

И почему с психикой не работает то, что хорошо звучит на словах.

Совет «возьми себя в руки» звучит так, будто проблема действительно в руках. Или, в крайнем случае, в их недостаточной собранности. Будто бы где-то внутри есть рычаг переключения, и человек просто ленится им воспользоваться.

Но давайте честно: чаще всего этим советом мы, люди, говорим о собственном дискомфорте – сложности выдерживать неудобную реальность человека, который расклеился. И всем вам, я уверена, знакомо состояние тоски рядом с тем, кто как будто только и умеет, что только жаловаться и грустить. Действительно, выдерживать и, особенно, контейнировать объемы чужой боли не всегда возможно, да и не всегда уместно.

Означает ли это, что совет «взять себя в руки» имеет право на жизнь? Вовсе нет. Проще (честнее) сказать человеку, что вы не готовы продолжать разговор, чем вносить сияющим знанием мертворожденную конструкцию.

С точки зрения психологии «взять себя в руки» – вреднейшее положение, которое опирается на миф, будто бы психическое состояние можно исправить усилием воли. Как если бы тревога, депрессия или выгорание были следствием слабого характера, а не перегруженной нервной системы.

На практике всё устроено иначе. И в ситуациях такой внутренней беды уместнее бы было предлагать брать человека на ручки.

А еще существует парадокс, который работает на разных уровнях. Мой физиотерапевт это называл «контринтуитивным действием» – чтобы мышцу, скажем, трапеции расслабить, нужно ее сильно-сильно напрячь. И наоборот. Смекаете? Если нет, объясню по нашей теме текста: чем больше человек пытается «собраться», тем сильнее растёт внутреннее напряжение. А напряжение в свою очередь усиливает тревогу, срывы, панические реакции и чувство беспомощности.

Лучше всего психика откликается не на приказы, а на безопасность. И это уже к стратегии работы с собой. Ведь куда чаще, чем другим, мы именно себе говорим: так, надо собраться. И здесь важно помнить, что работать лучше будут не волевые усилия (во многих местах дисциплина и привычка куда легче справляются с задачей, чем пресловутая воля), а постепенное восстановление базовых опор: сон, поддержка, снижение давления, признание своих ограничений. Это звучит менее героически, зато действительно помогает.

Важно понимать, что порой взрослый и здоровый шаг – не «собраться», а, наоборот, разрешить себе расслабиться-развалиться-размякнут в безопасном пространстве и перестать делать вид, что всё в порядке. Предпочтительнее делать это в безопасном пространстве, разумеется.

Сильная воля тоже хороший и полезный инструмент, но волей не всегда возможна работа с психикой, потому что она восстанавливается через контакт с собой и реальностью, в которой есть поддержка.