В учебной практике мы привыкаем, что работа с использованием жидких красок (даже кратковременное) относится к живописи, а изображение, созданное твёрдыми материалами - к рисунку (или к графике). И поскольку рисуем при этом чем-то одноцветным, чаще графитным карандашом, то это не создаёт вопросов. Разве что гризайль в одних учебных программах относится реже к рисунку, а чаще - к живописи. Что порой всё же вызывает вопросы. Позже узнаём, что всё, что на бумаге, может быть отнесено в музее к разделу графики, в том числе и все акварели. А в другом случае вновь возникает термин "акварельная живопись". А есть - даже "пастельная живопись". В разное время могут возникать разные "открытия": витраж оказывается в разделе каталога "монументальная живопись", как и китайские картинки чёрной тушью по рисовой бумаге и т. д. А вот рисунки цветным карандашом или тем более цветные гравюры, смотрящиеся по цвету тоньше многих картин, относятся к графике. К тому же в разные периоды нюансы классификации могут претерпевать изменения. В одних случаях важен носитель - на чём создано изображение. В других случаях важна та или иная "традиция". Один искусствовед на мой вопрос о разнице в классификации живописи и графике на бумаге сообщил: в применяемой мере условности. В графике условности больше, как белого чистого листа в (условно) законченной работе. И тогда мне опять вспомнились полноцветная "пастельная живопись" и традиционная китайская живопись чёрной краской по бумаге, в которой и много чистого листа, и к тому же изрядно применено условности... Да вот ещё и изображение, созданное чёрной масляной или темперной краской на холсте - это "неоспоримо есть живопись". Чудеса... Для меня лично мера, что есть живопись - это мера, насколько "живой цвет" применён автором, и не важно каким материалом пользовался художник. А рисунок для меня - основа рукотворного изображения, "костяк" создаваемой формы, а порой - и изображение с подчёркнутой условностью. И пусть всё, что на бумаге - графика, я не против, но только без исключений... И тогда одна и та же работа может быть и графикой, и живописью одновременно... Для классификации в каталогах это неудобно, я для использования в практике - напротив.
Можно сначала создавать рисунок (углём или карандашом), а потом начинать работать цветом и красками. А когда мы берём кисть и начинаем ею сразу рисовать, то создаём именно рисунок. И не столь важно: это масляная краска и холст, или акварель и бумага, или ... Когда мы берём тонкую кисть, а тап подготовительного рисунка "пропущен, то неизбежно начинаем с рисунка. Ну а далее это может стать и живописным этюдом. А на каком тапе? Вопрос отчасти спорный. Ответ почти всегда субъективен. И цвет с первых линий на листе или хосте может быть и не столь условным.
Когда я вёл пленэр, то со студентами рано или поздно заводил разговор о "рисунках акварелью". И давал соответствующие задания. Накопилось и некоторое количество образцов удачных учебных работ. Когда я сам отправлялся в поездки, в походы, в экспедиции, на экскурсии, то часто применял рисунок кистью, когда торопился (время было ограничено) и когда мне было важно уловить сразу и некоторые детали, и некоторые цветовые нюансы одновременно. Большинство таких работ я именую "рисунками акварелью".
Эту работу я создавал тоже, когда вёл пленэр в учебной группе. Привёл я студентов на Борковской затон тогда именно потому, что в окружающем пейзаже там много было интересных особенных деталей, связанных с речным флотом. Кораблики я тоже "взял" акварелью. Но больше линейного рисуночного решения применил в изображении старого пирса, под которым учебная группа укрывалась в ходе работы от солнца. А потом на нас надвинулась тучка. И резко началась сильная гроза. Тот же пирс спас нас и от неё, хотя порывы ветра продували пространство под ним насквозь... Честно говоря, я давно не был на этом месте, и не знаю, насколько оно может быть теперь интересно для пленэра. А бумагу взял из старого советского "студенческого набора", то есть довольно рыхлую. Потому что не планировал работать лессировками и много исправлять. Потратил я на создание того рисунка минут тридцать с учётом того, что обходил всех студентов и давал советы на разных тапах их работы.
По улице Садовой в рязани я годами ходил и ездил на велосипеде, любуясь старыми домиками. И видно было, как они "дряхлеют". Когда была возможность, время, я выбирался на то или иное место, чтобы запечатлеть фрагмент старины. Так вышло и в этот раз. Живописный этюд я писать не планировал. А на уловном графическом рисунке останавливаться не хотел. Да, для меня бы важен и рисунок, и цветовые нюансы, и особая фактура, создаваемая рядами брёвен и досок. И всё-таки не удержался, и проложил тени лёгкими лессировками, чтобы показать и состояние солнечного дня. Работал я в этом случае минут 50, не столь торопясь и по листу акварельной бумаги из набора 1980-х гг. Такой теперь я салонах не продают. Эти листы у меня к нынешнему моменты уже закончились.
Об экскурсии в Армению в 2016 году я написал очерк, который содержится в сборнике моих очерков о дальних поездках, походах и экспедициях ("Несколько небольших путешествий") и который ждёт своего издания уже около 10 лет. То есть об этой поездке мого что можно поведать. Но одна из особенностей её - крайняя ограниченность времени именно во время выездных экскурсий. На этом месте на натуре мне удалось поработать минут 15 или 20. А потом я добавил мазочки и точки, набрав фактуру, обозначающую растительность на склонах. Это ещё минут 20 работы. Бумага из современного набора самой дешёвой акварельной бумаги. Такую у меня студенты часто для пленэра покупали. И испробовать все её возможности на практике мне было важно.
История гигантского экраноплана, созданного на "излёте" советской эпохи - одна большая занимательная история, с которой я первоначально столкнулся ещё в 1986 году, приехав в гости в Махачкалу. Другая отдельная история - моя поездка в Дербент в 2022 году ради того, чтобы порисовать, не торопясь. Но один день у нас с художником Шарифом Одинаевым был выездной - мы заказали машину для поездки к водопаду, и водитель нас ещё завёз к тому самому экраноплану. В 2022 году вокруг экраноплана на песке только начиналась разметка для размещения торговых точек. И, думаю, нам как раз очень повезло, что удалось увидеть экраноплан на фоне почти безграничных песков берега. В этом случае у меня тоже времени было минут двадцать. И стоило делать выбор - либо тратить его на обход окрестностей, либо набросать что-то из-под крыла этого гиганта. Я выбрал второе. Место и вид искал недолго. И взял цветной лист для графики. Ведь предполагал делать именно графический рисунок акварелью. В этом случае я также решил "обозначить" тени. А качество освещения задано цветом листа.
В условиях помещения или мастерской условия для торопливости случаются реже. К этюду как правило можно возвращаться позже, дорабатывать. Но порой всё же время сильно ограничено. Например, когда надо поработать с живой натурой. И тогда рисунок кистью может использоваться как эскиз. А возникнет ли после создания эскиза "окончательная работа"? Это уже "как пойдёт". Взял я в данном случае для работы лист обыкновенного ватмана. Потому что не собирался делать "полноценный" цветовой этюд. А почему тогда не стал делать рисунок, теми же цветными карандашами, например? Для создания "более динамичного" образа. Пластические и ритмические особенности рисунка кистью отличаются от тех качеств, которые возникают при работе "твёрдыми" или "мягкими" материалами. Потому и студентам я часто советовал пробовать рисовать разными материалами, когда есть такая возможность. А такая возможность чаще предоставляется на пленэре. Я даже составил в своё время учебную программу так называемого "графического пленэра", в которую среди прочих заданий входили и рисунки с использованием кисти, в том числе акварелью.