Вопрос о том, как называть времена Брежнева в СССР, наверное, будет существовать, пока еще живы свидетели того времени. Потому что, если брать сухие экономические цифры, то 70-80-е обусловлены падением темпов экономического роста страны — определенно "застой". Но если обратиться к жизни советских людей, то это были лучшие годы "стабильности".
Особенно это стало понятно по прошествии десятилетий: был стабильный заработок, государство строило бесплатное жилье, никто не мог себе представить, что за медицинские услуги или образование надо платить, коммунальные и транспортные услуги дотировались, а на стипендию можно было купить билет на самолет Баку-Москва.
Трудно себе представить, что случилось бы, если вся эта нагрузка легла на плечи современных государств.
Рост материального благополучия моей семьи
Продолжаю повествование об обустройстве быта, начатое накануне.
Телевизоры
Первый телик, черно-белый "Восход", появился у нас в семье с моим рождением. Видимо, родители считали, что, несмотря на его непомерную цену для молодой семьи инженеров, ребенок должен расти в среде современных источников информации. Места в коммуналке было немного, поэтому его поставили прямо на махину лампового радиоприемника.
Проработал телевизор долго — 14 лет, пока в канун 1980 года отец не сделал подарок всей семье — купил на премию цветной "Горизонт-723".
"Голубой огонек" мы уже смотрели в цвете, и это были незабываемые впечатления. А потом летом была еще и московская Олимпиада — я с утра до вечера проводил за просмотром красочного спортивного праздника. Оказывается, спортсменов можно легко различать по цвету формы, а не напрягаться в определении оттенков серого.
Как раз после Олимпиады советское телевидение стало более открытым и интересным, поэтому "Горизонт" честно отрабатывал вложенные средства. К сожалению, трансформатор, который использовался для лампового "Восхода", не очень подходил для лампово-проводникового "Горизонта". Тем более напряжение на Разина было не только пониженным, но и периодически скакало на десятки вольт.
Пока мы достали дефицитный стабилизатор, "Горизонт" стал хандрить.
На первых порах отец сам занимался починкой, потом стал приводить специалистов-электронщиков из института. Последние ремонты превращали нашу квартиру в лабораторию с кучей приборов: осциллографов, частотомеров и прочих тестеров. В конце концов, в середине 80-х было принято решение брать новый телевизор. Им стал "Электрон Ц-382/Д".
Мне больше нравился "Горизонт" с выдвигающимся блоком подстройки каналов, но "Электрон" был более современным — полупроводниково-интегральным. Пользовались мы им еще меньше, так как уже скоро в доме появились японцы: телевизор "Сони Тринитрон" и видеопроигрыватель той же марки. Только тогда я узнал, что смотрел на мир в неправильном цвете.
За десять лет мы прошли путь от старого черно-белого телевизора возрастом в 16 лет до оборудования, считавшегося на тот момент признаком высокого благосостояния. И это семья работников ИТР, живущая на одни зарплаты и премии.
С другой техникой было не все так радужно.
Холодильники
Советские холодильники, мне кажется, были неубиваемые. Наш первый — ЗИЛ, работал без ремонта как минимум 25 лет, пока не исчез из видимости, переданный через руки нескольких семей.
Он тарахтел, ржавел, брыкался от перепадов напряжения, но неизменно давал холод. Мне с детства говорили, когда я долго выбирал из него еду: "Закрывай быстрее холодильник, а то он испортится". Но, кажется, его можно было бы всегда держать открытым, как кондиционер, и он все равно работал бы.
Поменяли мы "ЗИЛ" во второй половине 70-х, когда еды в семье стало больше, а два сына подросли. Объемов старого холодильника перестало хватать, и мы купили "Орск-3".
Этот был еще надежнее, перекочевал уже с моей семьей во времена независимости и был отдан товарищу в конце 90-х, когда я купил двухкамерный "Стинол" с модной тогда функцией "NO FROST". А "Орск" вроде до сих пор тарабанит. Сломалась только крышка, закрывающая морозилку, и термостат его включающий и выключающий (из последних новостей от приятеля). А аппарату, между прочим, уже полтинник.
Швейная машинка
У нас в семье никто не шил. С мелочами справлялись руками, а по крупному ходили в ателье. Не шила и бабушка, от которой нам досталась первая швейная машинка. Это был еще дореволюционный "Зингер".
Тяжеленный и очень красивый, с интересными колесиками и ручкой. Машинка стояла как часть оформления одной из комнат до 2006 года и исчезла после капитального ремонта квартиры вместе с новой. Видимо супруга натихую избавилась.
Очень жаль, особенно после того, как я сегодня узнал, что она была 1904 года выпуска. Кое-кому еще предстоит трёпка. (Это я о коте, ибо только он молча выслушивает мои нотации.)
Второй швейной машинкой стала электрическая "Чайка" с ножным приводом.
Зачем она была куплена в семье, где никто не шьет, не совсем понятно. Может, в НИИ, которым руководил отец, их выдавали вместо зарплаты (тогда уже были проблемы с наличными). Чтобы как-то придать смысл машинке, отец сам по выходным стал учиться на ней шить. Даже сшил мне классную современную рубашку, но на этом все и закончилось. Агрегат был практически неиспользованным отправлен в утиль.
Другое
Кондиционера у нас в советское время не было, и я не помню, чтобы от этого сильно страдали. Вечные сквозняки легко восполняли температурный баланс до приемлемого. Был старинный вентилятор "ВЗ-1", который мы включали при полном штиле, но это было нечасто.
Была соковыжималка "СВ-1", из нее еще мне в детстве сок давили. Как я теперь узнал, это была вообще первая бытовая соковыжималка в СССР. Она успешно молотила фрукты-овощи и в 80-х, когда мы купили кухонный комбайн.
Была обязательная кофемолка, ручной электрический миксер, электрический самовар. В середине 80-х появился хороший советский ПК, тогда это называлось микро-ЭВМ, ДВК-2.
Вот вроде и все.