Найти в Дзене

Ход конем. О книге Алексея Конакова «Табия тридцать два»

Скакать конем через лужи — шахматный смысл метафоры понимаешь не сразу, а подобных выражений в книге встречается много. Смысл и изящество авторской задумки открывается постепенно — действие книги Алексея Конакова «Табия тридцать два» происходит в шахматоцентричном мире. После очередной социальной катастрофы (ее называли Кризисом) в России решили, что во всем виновата классическая литература, закладывающая в обществе имперские амбиции. Произошло Переучреждение России, и в новой стране от литературы решили отказаться — насовсем. А взамен внедрить… шахматы. Плюсов от изучения шахмат гораздо больше — люди начинают рационально мыслить, учатся просчитывать ходы, ценить время. Шахматы формируют правильное стратегическое мышление: учат расставлять приоритеты, предвидеть действия оппонента, и самое главное — понимать баланс между риском и безопасностью. Литературу же было решено предать забвению окончательно и бесповоротно. И в школе дети учили наизусть не стихи Пушкина или Лермонтова, а шахмат

Скакать конем через лужи — шахматный смысл метафоры понимаешь не сразу, а подобных выражений в книге встречается много. Смысл и изящество авторской задумки открывается постепенно — действие книги Алексея Конакова «Табия тридцать два» происходит в шахматоцентричном мире.

После очередной социальной катастрофы (ее называли Кризисом) в России решили, что во всем виновата классическая литература, закладывающая в обществе имперские амбиции.

Произошло Переучреждение России, и в новой стране от литературы решили отказаться — насовсем. А взамен внедрить… шахматы. Плюсов от изучения шахмат гораздо больше — люди начинают рационально мыслить, учатся просчитывать ходы, ценить время.

Шахматы формируют правильное стратегическое мышление: учат расставлять приоритеты, предвидеть действия оппонента, и самое главное — понимать баланс между риском и безопасностью.

Литературу же было решено предать забвению окончательно и бесповоротно. И в школе дети учили наизусть не стихи Пушкина или Лермонтова, а шахматные партии.

Действие происходит в России в 2081 году. Уже повзрослело два поколения, воспитанных на шахматной культуре.

Главный герой — молодой аспирант Кирилл, который из Новосибирска приехал в Питер, чтобы заниматься историей шахмат и писать диссертацию. Кирилл — патриот своей страны. Он, как и многие его сверстники, убежден, что шахматы в России были любимы и почитаемы всегда, ведь так их учили в школе. Он очень удивится, когда узнает, что его дедушка на уроках не зубрил шахматные партии и не запоминал дебюты, а читал книги. Но до поры до времени он уверен, что живет в лучшей в мире стране, приверженной шахматам.

Через восприятие молодого человека мы знакомимся с новым дивным миром. Для Кирилла-то этот мир привычный, и он даже рад, что родился в России после Переучреждения. Он любит свою страну, любит шахматы, и всуе (и не всуе) то и дело поминает Каиссу (богиню шахмат). И как все его сверстники, с нетерпением ждет отмены Карантина.

-2

На Россию мировым сообществом наложен Карантин, и все внешние связи пресечены. В России нет интернета, смартфоны являются давно забытым «злом», а кофе считается невероятным дефицитом — ведь в России его не выращивают.

Сразу возникает ассоциация с «железным занавесом», плановой экономикой и мечтами простого советского человека хоть одним глазком увидеть зарубежную жизнь. Вот и здесь продвинутая молодежь читает книги об американском шахматисте японского происхождения Хикару Накамуре (нашем современнике) не столько ради его побед, сколько ради таких диковин, как ютьюб и шахматные стримы.

Радостной сенсацией звучит новость, что ООН сократило срок карантина на 5 лет, и возможно, сегодняшняя молодежь сумеет дожить до его полного снятия и посмотреть мир. Кирилл и его возлюбленная, девушка Майя из профессорской семьи, представительница «золотой молодежи», вожделенно мечтают об этом. В общем, ассоциаций книга вызывает много.

Кириллу, как историку шахмат, предстоит немало открытий, в том числе неприятных для него, связанных с идеологическими установками переучрежденной России. Это, конечно, не «1984» Оруэлла, но тоже вполне продуманная антиутопия. Более того, Кирилл нечаянно обнаружит оппозицию и попадет в почти детективную историю с поиском истины.

И читатель вместе с Кириллом будет сомневаться по поводу некоторых событий — это государственный террор или череда совпадений?

Шахматистам книга будет понятнее, но и нешахматистам гуглить никто не запрещает. Например, про шахматы-960, или случайные шахматы Фишера — я думала, что это гениальная придумка автора, но оказалось, все взято из реальности. И очень классно обыграно.

Алексей Конаков.
Алексей Конаков.

Алексей Конаков — литературовед и прозаик, живущий в Санкт-Петербурге. Там и происходит действие книги, правда, это преображенный шахматами Петербург, где все станции метро, площади и улицы переименованы. «Табия тридцать два» — его второй роман, который буквально недавно получил премию «Новые горизонты». Награда присуждается за произведения в фантастическом жанре с нестандартными авторскими решениями.

Читали, будете?

О книгах других современных авторов на канале:

Желаю всем только хороших книг!