Найти в Дзене
f. [Физик и Лирик]

В лесу родилась елочка. А кто был рядом с ней? Часть III

Продолжим рассказ об авторе детской песенки Раисе Кудашевой, начатый в предыдущих статьях: Еще учась в гимназии, юная Раиса обнаружила у себя способности к сочинительству. Конечно, имея таких замечательных наставников-преподавателей, трудно избежать искушения и не попробовать свои силы в литературе. Первыми ее опытами стали небольшие рассказы и стихи для самых маленьких читателей. Много лет спустя, в одной из статей "Вечерней Москвы", посвященных автору знаменитой "Елочки", говорилось, что литературным дебютом Раисы Адамовны было стихотворение "Ручейку", появившееся в журнале "Малютка" в 1897 году. Эта информация исходила, по всей видимости, от самого автора, поскольку кроме него об этом вряд ли кто мог сообщить. Как водится, не обошлось без испорченного телефона - в действительности в "Малютке" в октябре 1896 года был напечатан маленький фантазийный рассказ "Ручеек", подписанный С. М. Он вряд ли принадлежал Раисе Адамовне, правда, в некоторых источниках указывается другой номер журнал
Фантазии ИИ по мере публикации статей будут немного корректироваться в сторону приближения к действительно происходившим событиям
Фантазии ИИ по мере публикации статей будут немного корректироваться в сторону приближения к действительно происходившим событиям

Продолжим рассказ об авторе детской песенки Раисе Кудашевой, начатый в предыдущих статьях:

Еще учась в гимназии, юная Раиса обнаружила у себя способности к сочинительству. Конечно, имея таких замечательных наставников-преподавателей, трудно избежать искушения и не попробовать свои силы в литературе. Первыми ее опытами стали небольшие рассказы и стихи для самых маленьких читателей. Много лет спустя, в одной из статей "Вечерней Москвы", посвященных автору знаменитой "Елочки", говорилось, что литературным дебютом Раисы Адамовны было стихотворение "Ручейку", появившееся в журнале "Малютка" в 1897 году. Эта информация исходила, по всей видимости, от самого автора, поскольку кроме него об этом вряд ли кто мог сообщить. Как водится, не обошлось без испорченного телефона - в действительности в "Малютке" в октябре 1896 года был напечатан маленький фантазийный рассказ "Ручеек", подписанный С. М. Он вряд ли принадлежал Раисе Адамовне, правда, в некоторых источниках указывается другой номер журнала (VII за 1898 год, которого нет в открытом доступе) и название стихотворения изменено - "У ручейка", но проверить эти сведения, к сожалению, возможности нет. А из доступных для чтения произведений первое можно найти в январском выпуске журнала за 1899 год, называется оно "В море" - забавная история о морском путешествии милых зверушек.

-2

Тут следует несколько слов сказать и о самом журнале. Он стал выходить с 1886 года благодаря стараниям его редактора-издателя Анны Яковлевны Цветковой (1850-1912), сумевшей за совсем небольшие деньги публиковать в журнале ежемесячно несколько хорошо иллюстрированных рассказов и стихотворений для малышей, ухитряясь при этом посылать им еще премии-игрушки (для вырезания, склеивания и раскрашивания) и другие бонусные "прибавления". Ей удалось привлечь к сотрудничеству известную художницу Елизавету Бём (1843-1914), которая выполнила силуэтный рисунок на обложке издания и некоторые иллюстрации в первых номерах (1886-87).

Понятно, что при таком положении дел рассчитывать на большие гонорары никому не приходилось, авторов у журнала - совсем немного, а значительная часть произведений принадлежала перу самого редактора-издателя. Публикации Раисы Адамовны в "Малютке" были достаточно регулярны, в некоторые годы их можно найти почти в каждом номере, иногда даже по нескольку произведений в одном. Прекратились они только после неожиданной смерти Анны Яковлевны, последовавшей от пневмонии в марте 1912 года. С Анной Цветковой и ее мужем, Константином Николаевичем (1841-1908), известным журналистом и издателем, Раису Адамовну, вероятно, связывали дружеские отношения.

К слову сказать, псевдоним А. Э., под которым появляются и стихотворения, и маленькие рассказы, у Раисы Адамовны не единственный. Иногда, для разнообразия, чтобы не создавалось впечатления большого количества в номере произведений одного автора, используются и Э. А., и Р. А.

В том же 1899 году, с марта по июнь, в четырех номерах журнала "Русская мысль" выходит повесть Раисы Гедройц "Лери", подписанная инициалами А. Эръ. и оставшаяся ее единственным законченным большим произведением. Компания, надо сказать, подобралась у начинающей писательницы в этих номерах довольно приличная: Г. Сенкевич, П. Боборыкин, М. Вовчок, К. Станюкович. Можно предположить, что рекомендацию Раисе Гедройц дал преподаватель ее гимназии Владимир Вагнер (о нем - в предыдущей части), публиковавший в "Русской мысли" свои статьи.

"Лери" - это рассказ о юной мечтательнице и ее первой любви, о радостях и разочарованиях человека, вступающего во взрослую жизнь. Юная Калерия (она же - Лери, отсюда и название), избрав предметом своих переживаний красавца-полковника, остановившегося в доме, где живет ее семья, долго не может разобраться в своих чувствах, как, впрочем, и сам полковник, но финал у повести вполне оптимистичный, каковому и полагается быть в подобных произведениях. Вот небольшой отрывок о предрождественской суете в Москве:

-5

В повести, безусловно, ощущается немалое влияние некоторых классиков - современников молодой писательницы, а иной нынешний читатель возможно и скажет, что хруст французской булки тут слышен чересчур громко, но не будем забывать, что автору совсем немного лет, а в чем-то он даже может дать фору и теперешним корифеям дамского романа. К тому же как бытописатель Москвы конца XIX века Раиса Адамовна вполне заслуживает внимания. Атмосфера времени и настроения определенного класса переданы достаточно хорошо, и хотя повесть совсем не автобиографична, она позволяет нам многое понять в поступках и мыслях автора. Пройдет совсем немного времени и судьбоносная встреча случится в жизни самой Раисы Адамовны, а разница в возрасте с ее избранником будет почти такой же, как и у героев повести. Конечно, жизнь - не роман, и обстоятельства будут другие, но писательское предчувствие, как мы видим, не обмануло его обладательницу и повлияло на ее собственный выбор...

В журнале, опубликовавшем повесть, совсем нет иллюстраций, поэтому мы с ИИ решили немного восполнить этот пробел. Не сочтите картинку чересчур приторной - мы всего лишь попытались изобразить заключительную сцену повествования. Поверьте, перед ней переживаний было достаточно много...

-6

Кроме "Малютки" и "Русской мысли" рассказы и стихотворения Раисы Гедройц появлялись и в других журналах, но эти публикации не были регулярными. "Словарь русских писателей 1800 - 1917 гг." и Википедия настаивают, что среди журналов был и "Подснежник", но это маловероятно - он издавался совсем в другое время.

Псевдонимы этих публикаций - те же: А. Э. или А. Эръ., на Р. К. они поменяются только после замужества. Их происхождение очевидно. Следует заметить, что большинство авторов "Малютки" не подписывали произведения своими именами, для этого чаще всего использовались инициалы или псевдонимы: Дядя Саша, Тетя Маша, Гум-гам и т. п.

В Сети гуляет немало историй создания знаменитой "Елочки", как правило, в них какие-то факты перемешаны с неудержимой фантазией рассказчиков. Нередко встречается такое изложение событий:

В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены, поэтому забота о наследнике почти целиком легла на плечи гувернантки. Раиса по-матерински привязалась к воспитаннику, который лишился матери и почти не видел отца, и он, в свою очередь, тоже обожал Раечку.
- Раечка, а у нас будет елка? - спросил он накануне Нового года.
- Конечно будет, - ответила Рая.
- А гости будут?
- И гости.
- А какой стишок я буду им читать?
- Ну, хочешь, выучим с тобой Пушкина.
- А у Пушкина есть стихи про елочку?
Раиса задумалась и ничего не смогла вспомнить.
- А ты непременно хотел бы про елочку?
- Непременно.
Мальчик уснул. Раиса пошла к себе в комнату и начала сочинять. Она представила себе детишек, бегающих вокруг елки, и Алешеньку в нарядном бархатном костюмчике. Он стоит под елкой и читает: "Гнутся ветви мохнатые / Вниз к головкам детей. / Блещут бусы богатые / Переливом огней"
А потом представила себе елочку, но только в лесу. Как она стоит там, одинокая: "Метель ей пела песенку, спи, елочка:"
И она вспомнила, что ей уже 27 лет, а она никак не дождется своего праздника. Получилось что-то личное. И почему-то вспомнился князь. Ему было 50 - не такой уж и старик. Утром он посмотрел на нее как-то тепло и внимательно и почему-то назвал Раей, а не Раисой Адамовной, как обычно. Она тряхнула головой, чтобы отогнать ненужные мысли и напрасные надежды. К утру стишок был готов. А днем она отнесла его в журнал "Малютка", где ее ждали и любили как постоянного автора. Подписалась, как обычно, буквами "А. Э.". Вот, собственно, и все. Рае не показалось: князь действительно стал обращать на нее внимание. Они все чаще оставались вдвоем как будто случайно. Князю в срочном порядке нужно было обсудить с гувернанткой отметки мальчика, новое стихотворение очередного декадента... Но оба не решались признаться в своих чувствах даже себе самим. Она - потому что не смела и думать о такой выгодной партии. Он - потому что боялся оскорбить ее гордость. Все-таки разница в возрасте. Только через три года князь предложил своей гувернантке руку и сердце. Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.

Тут, пожалуй, стоит разобраться, откуда берутся эти рассказы, на чем их авторы основывают свои фантазии, почему каждый старается добавить что-то от себя, даже не пытаясь узнать, а могло ли быть такое на самом деле.

В советское время были две публикации, посвященные Раисе Адамовне, в "Огоньке" (1958) и в "Вечерней Москве" (1963), но в них не было (и не могло быть) никаких подробностей ее дореволюционной жизни. Писавший об авторе песенки позже Владимир Глоцер (автор статьи в "Словаре русских писателей 1800 - 1917") никогда с ней не встречался. Будучи секретарем Маршака, он иногда разговаривал с ней по телефону (когда она звонила Самуилу Яковлевичу), а после смерти Раисы Адамовны читал некоторые из ее писем, но и ему она вряд ли рассказывала историю своих отношений с князьями Кудашевыми. Знать об этом могли лишь близкие родственники. Михаил Холмогоров, внучатый племянник, так написал о своей тете Рае в одном из эссе:

В 1906 году Раиса Адамовна, не ведая будущих тягот, очень по тем временам удачно вышла замуж: за овдовевшего князя Кудашева, в доме которого она была гувернанткой. До революции ни воспитанник Раисы Адамовны, ни князь не дожили и не застали того момента, когда дом их реквизировали, а хозяйку революционные отряды выкинули на улицу.

Неточности, встречающиеся практически в каждом рассказе, говорят о слабой информированности их авторов, в таком деле стоит как следует покопаться в архивах и справочниках в поисках сведений, которые помогли бы лучше разобраться в ситуации. Без этого фантазия позволяет многим авторам придумывать (или повторять) такое, чего быть попросту не могло:

  • не было никакого мальчика-сироты Алеши, для которого якобы были написаны стихи. Сына князя Кудашева звали иначе, во время публикации стихотворения его родители были живы, да и сама Раиса Адамовна тогда вряд ли работала у князя. Подробнее об этом - в следующей статье.
  • семья Раисы Адамовны вряд ли испытывала особую нужду после смерти Адама Иосифовича (1899), такую что из-за нее старшая дочь вынуждена была пойти в гувернантки (это старается подчеркнуть едва ли не каждый рассказчик). По закону того времени, пенсия, которую получал Адам Иосифович, полностью выплачивалась семье. Половину ее получала вдова, а каждый из несовершеннолетних детей (их было трое) - треть оставшейся половины, т. о. вся пенсия сохранялась.
  • ко времени написания "Елочки" Раиса Адамовна не могла быть гувернанткой. Если такое и было в ее жизни, то раньше - до декабря 1903 года, что, впрочем, тоже вызывает сомнения. По данным справочников "Вся Москва" за 1904-1908 годы дочь надворного советника Р. А. Гедройц - учительница городского мужского училища и проживает в его здании, в доме Левина и Зак, что совершенно не стыкуется с положением гувернантки:
"Вся Москва" на 1904 год (данные на 1 декабря 1903 года)
"Вся Москва" на 1904 год (данные на 1 декабря 1903 года)

Конечно, обладая свидетельством домашней учительницы, Раиса Адамовна вполне могла давать частные уроки, быть учителем-предметником, что не исключает и воспитания детей, но статус гувернантки - он все же несколько иной. Попутно замечу, что попечитель училища Владимир Сергеевич Баршев (1854-1906) мог способствовать устройству Раисы Адамовны, он был сыном Сергея Ивановича Баршева, ректора Московского университета, друга и однокашника брата ее деда Ивана Васильевича Платонова (Холмогорова), речь о котором шла в предыдущей статье.

Жизнь Раисы Адамовны существенным образом изменилась после замужества, она перестала преподавать и переехала в дом мужа, князя Алексея Ивановича Кудашева

-8

Метрическая запись о венчании князя Алексея Кудашева и Раисы Гедройц, 30 января 1908 года. Воскресенская церковь Сергиевого Посада, Дмитровского уезда.
Метрическая запись о венчании князя Алексея Кудашева и Раисы Гедройц, 30 января 1908 года. Воскресенская церковь Сергиевого Посада, Дмитровского уезда.

Здесь мы прервем рассказ, он будет продолжен в следующей статье, которая будет посвящен князю Алексею Кудашеву, его происхождению, семье, родственным и дружеским связям и истории о том, что предшествовало его появлению в жизни Раисы Адамовны.

Картинка из следующей статьи, в ней мальчик - другой и стихи не для него, но зато много интересных событий и людей
Картинка из следующей статьи, в ней мальчик - другой и стихи не для него, но зато много интересных событий и людей

Ваш Физик и Лирик