Найти в Дзене
f. [Физик и Лирик]

В лесу родилась елочка. А кто был рядом с ней? Продолжение

3 августа 1878 года в семье коллежского секретаря Адама Осиповича Гедройца и его жены Софьи Семеновны, урожденной Холмогоровой, родилась девочка Раиса, названная, по всей видимости, в честь умершей сестры ее матери. В памяти потомков она осталась как Раиса Кудашева, автор стихов к песенке "В лесу родилась елочка", вот уже не один десяток лет неизменно звучащей на детских праздниках в дни Рождества и Нового года. В предыдущей статье я начал рассказ о происхождении Раисы Адамовны: В ней речь шла о родственниках со стороны матери, теперь стоит сказать несколько слов про ее отца. Адам Осипович происходил из древнего княжеского польско-литовского рода Гедройцев, но титула у него не было, после присоединения Литвы к Российской империи не все Гедройцы могли доказать свое происхождение. Многие из них участвовали в польских восстаниях, за что лишались дворянства, чинов и званий, но по прошествии времени случалось, что все возвращалось и князья вновь обретали свои титулы и владения. Так произош

3 августа 1878 года в семье коллежского секретаря Адама Осиповича Гедройца и его жены Софьи Семеновны, урожденной Холмогоровой, родилась девочка Раиса, названная, по всей видимости, в честь умершей сестры ее матери. В памяти потомков она осталась как Раиса Кудашева, автор стихов к песенке "В лесу родилась елочка", вот уже не один десяток лет неизменно звучащей на детских праздниках в дни Рождества и Нового года.

В предыдущей статье я начал рассказ о происхождении Раисы Адамовны:

В ней речь шла о родственниках со стороны матери, теперь стоит сказать несколько слов про ее отца.

Адам Осипович происходил из древнего княжеского польско-литовского рода Гедройцев, но титула у него не было, после присоединения Литвы к Российской империи не все Гедройцы могли доказать свое происхождение. Многие из них участвовали в польских восстаниях, за что лишались дворянства, чинов и званий, но по прошествии времени случалось, что все возвращалось и князья вновь обретали свои титулы и владения. Так произошло, к примеру, с родными одной из самых известных представительниц Гердройцев Веры Игнатьевны, в 1878 году им всем вернули свидетельство на княжеское достоинство.

Впрочем, вернемся к Адаму Осиповичу. Отец его, Осип (Иосиф) Андреевич Гедройц, уроженец Гродненской губернии, служил почтмейстером в Кобрине (1844-48 гг.), а в 1855 году он отмечен в почтовом справочнике коллежским асессором на Слонимском почтамте (с 1860 года он - надворный советник). В 1865-м Осип Андреевич перебирается в Богородск и руководит почтовой конторой 2-го класса, а это уже Московская губерния. Можно предположить, что именно он способствовал определению своего сына на службу в Московский почтамт, где тот появляется 14 сентября 1867 года в должности младшего сортировщика. Ровно через три года Адам Осипович становится старшим сортировщиком и губернским секретарем.

-2

Знакомство с семейством Холмогоровых началось, вероятно, с момента поступления Гедройца на службу. За десять лет отношения становятся совсем близкими и Адам Осипович решается сделать предложение руки и сердца дочери начальника, Марии Семеновне, ей в 1877 году уже девятнадцать - невеста на выданье. Венчались 1 июля в церкви Николая Чудотворца на Мясницкой, рядом с почтамтом. Поручители с обеих сторон - тоже все почтамтские служащие. Разность вероисповеданий не стала препятствием, отец-католик не возражал, чтобы все родившиеся в браке дети крестились в православие.

Первой рождается Раиса, затем в 1881 году - Николай, еще через год - Мария, но она проживет совсем недолго, чуть меньше года, водянку головного мозга тогда лечить не умели. Крестным отцом Николая и Марии пригласили быть князя Иосифа Александровича Мещерского (1821-1884), действительного статского советника, инженера, историка и литератора. Знакомство это, вероятно, было семейным - крестной матерью Марии была племянница князя Ольга Васильевна, а после его смерти ей пришлось быть крестной и второй Марии, родившейся в 1884 году.

Рождество 1886 года
Рождество 1886 года

Последними рождаются Вера (1888) и Евгения (1891). Все оставшиеся дети переживут младенчество, их судьбы можно проследить до второго-третьего десятилетия ХХ века, но я подробно остановлюсь лишь на Раисе Адамовне, героине нашего рассказа.

Семья Раисы достаточно обеспеченная и может себе позволить платить за обучение детей, поэтому старшую девочку отдают в частное женское училище Марии Богдановны Пуссель. В нем восемь основных классов и два приготовительных: младший и старший, есть и полный пансион. Трудно сказать, с какого класса начала свои занятия Раиса Гедройц. Возможно, на выбор учебного заведения сыграла и его близость к почтамтскому дому - усадьба Куракина, где оно располагалось, находилась от него всего в 10 минутах ходьбы. Поэтому надобности в пансионе не было, а статус приходящей ученицы позволял платить за обучение 120 руб/год , а не 400, как пансионеры.

Об училище и его учителях стоит сказать несколько слов.

Мария Богдановна Пуссель - выдающийся педагог и организатор. За несколько лет она сумела перевести училище из третьего в первый разряд (1886), добиться для него прав женских гимназий (май-июнь 1892), а затем и преобразовать его в гимназию (август-октябрь 1895). Если верить документам, то все прошения об изменении статуса учебного заведения удовлетворялись достаточно быстро, а ревизионные комиссии не находили причин, способных повлиять на отказ.

Уровень преподавания в училище был исключительно высоким - значительная часть учителей, приглашенных Марией Богдановной, имела степень кандидата университета, многие из них стали впоследствии профессорами и академиками. Вот некоторые из них:

Я весьма сожалею, что не могу в рамках этой статьи рассказать подробно о жизни и творчестве каждого из преподавателей гимназии Пуссель. Интересных фактов и занимательных историй там хватит на целую книгу. Статья все же о Раисе Адамовне, поэтому я лишь вкратце постараюсь дать общее представление о тех, кто ее учил. Если у кого-то есть желание, то в комментариях можно поговорить о них чуть больше.

Инспектором музыки в училище был профессор консерватории Павел Августович Пабст (1854-1897), пианист, музыкальный педагог и композитор. Дружеские и творческие отношения его связывали с Чайковским, братьями Рубинштейнами, Танеевым, Рахманиновым, Зилоти. Среди его учениц была и Елена Каменцева-Щербина, соавтор песенки о елочке. Такая вот занятная деталь - у двух авторов, никогда друг с другом не встречавшихся, был общий учитель музыки.

Магистр зоологии Владимир Александрович Вагнер (1849-1934) преподавал естествознание. Вошел в историю как основатель отечественной сравнительной психологии. Многие из его наблюдений и исследований интересны даже неподготовленному читателю. Есть у него и ряд замечательных работ о музыке: "О прекрасном в музыке" (перевод), "Слово в музыке" и др. Нам он еще интересен как прототип фон Корена в "Дуэли" Чехова. Владимир Александрович с великим писателем был близко знаком и состоял в переписке, а во время одного из своих летних отпусков жил с ним в одном доме.

Знаменитый лексикограф и педагог Александр Григорьевич Преображенский (1849-1918) известен нам прежде всего как автор замечательного этимологического словаря. Интересующиеся русским языком, конечно, знают этот словарь и не раз к нему обращались. К моменту преподавания в гимназии Пуссель он уже автор «Краткой русской грамматики для первых трёх классов средних учебных заведений» (1885) и «Букваря для обучения письму и чтению» (1893)

Преподаватель русского языка Сергей Васильевич Зенченко (1862-1933) был не только известным педагогом, автором многократно переиздававшихся учебных пособий, но и детским писателем. Литератор он, надо сказать, не самый выдающийся, особенно на фоне его современников - мастеров русской прозы, но его рассказы весьма полезны для тех, кто интересуется Москвой конца XIX - начала ХХ века и жизнью ее гимназий. У многих героев Зенченко есть реальные прототипы, по ним мы можем представить людей, окружавших юную гимназистку Раису Гедройц, ее подруг по училищу и учителей. Есть среди них и сам автор, в рассказе Не пропал - "преподаватель русского языка, добродушный хoхол".

Первое издание книги Зенченко (1902). Второе было в 1913 году.
Первое издание книги Зенченко (1902). Второе было в 1913 году.

Преподаватель истории Роберт Юрьевич Виппер (1859-1954), историк, автор большого количества учебников и книг по истории, впоследствии действительный статский советник, заслуженный профессор и академик.

Александр Данилович Алферов (1862-1919), педагог и общественный деятель, преподавал в училище и гимназии Пуссель русский язык и литературу. Его перу принадлежит много книг о русских писателях, он же автор статей по истории и теории литературы, а также методике преподавания русского языка.

Сергей Павлович Моравский (1866-1942), ученый, педагог, библиограф, переводчик, преподавал в гимназии Пуссель историю. Автор и переводчик исторических книг, писал также статьи для энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Физику преподавал Анатолий Порфирьевич Величковский (1859-1932), впоследствии профессор МВТУ, статский советник.

Математику преподавал Шишкин Николай Иванович (1840-1906), ученый и общественный деятель, автор научных и философских трудов, удостоившийся упоминания в известной работе "Материализм и эмпириокритицизм" Ленина.

Историю и географию преподавал Василий Иванович Хитров (1866-1906), сын священника, дослужившийся до статского советника, автор книги для чтения заводских рабочих "География России".

Историю и латынь преподавал Андрей Федорович Гартвиг (1862-после 1923), историк и педагог, автор книг по истории России, ему же принадлежит ряд методических пособий по воспитанию. Дослужился до статского советника, впоследствии (1906) был назначен директором Рязанской учительской семинарии.

Интересно заметить, что многие из вышеперечисленных преподавателей (Вагнер, Зенченко, Виппер, Алферов, Моравский, Гартвиг) принимали активное участие в работе журнала "Вестник Воспитания", одном из лучших педагогических изданий дореволюционной России (1890-1917). В нем сотрудничали известные ученые, художники и литераторы: Юлий и Иван Бунины (первый - помощник гл. редактора), И. И. Мечников, В. М. Бехтерев, Ф. Ф. Эрисман, Н. Н. Ге, С. П. Мельгунов, Н. А. Рубакин и др.

Сцена из жизни гимназии Пуссель. Художник - ИИ
Сцена из жизни гимназии Пуссель. Художник - ИИ

Артист Императорских театров (танцовщик I разряда) Владимир Алексеевич Шашкин (1846-1911) вел в гимназии класс танцев. Окончив Театральное училище при Большом театре, он с 1862 по 1898 год выступал исключительно на его сцене, считался выдающимся танцовщиком и мимистом. Параллельно преподавал танцы в ряде московских училищ до последнего дня своей жизни.

Отдельно стоит упомянуть о Федоре Филипповиче Шпейере (1849-1923), артисте Императорских театров, органисте, учителе музыки, пения и композиторе, коллежском асессоре (после 1917 года - школьном работнике). Он преподавал хоровое пение во многих учебных заведениях, включая военные. Автор большого числа пособий по своему предмету, в том числе и Сборника 60-ти детских канонов, рекомендованного Министерством Народного Просвещения в качестве учебника. В нем есть строчки и про зиму, и про елку:

Вот на пьедестале
Елка в нашем зале.
Детям для потехи
Выросли орехи

Как знать, может спустя годы, сочиняя стихи про елочку, Раиса Адамовна и вспоминала своего учителя пения.

Программа гимназии Пуссель несколько отличалась от аналогичных в заведениях ведомства Императрицы Марии или Министерства Народного Просвещения. По уровню она соответствовала программе мужских гимназий. Успешно окончившим семь классов присваивалось звание учительницы начальной школы, восемь классов - домашней учительницы, а если они получали медаль, то звание было на ступеньку выше - домашней наставницы. Выпускницы гимназии могли без экзаменов поступать на Высшие женские курсы, правда, правом этим пользовались очень немногие.

В 1896 году Раиса Адамовна, успешно выдержав все экзамены, получила от испытательного комитета свидетельство на звание домашней учительницы, подписанное попечителем московского учебного округа. Неплохое подспорье для того, чтобы начать жить самостоятельно. Но жизнь вносит свои коррективы, 1897 году отец Раисы уходит с занимаемой должности (возможно, по состоянию здоровья), теряя при этом и казенное жилье. А еще через два года он, еще совсем не старый (54 года), умирает от сердечного приступа, предварительно позаботившись о том, чтобы не оставить своих близких в тяжелом материальном положении. Тридцать лет беспорочной службы обеспечивали пенсию практически в размере жалования.

При выходе на пенсию чиновникам предлагался выбор: следующий чин или деньги. Судя по тому, что Адам Осипович остался в прежнем чине, он предпочел последнее (в справочнике 1896 года, где он указан коллежским советником, вероятно, ошибка, в метрическом свидетельстве о смерти он по-прежнему надворный советник, и Раиса Адамовна в документах - дочь н. с.) Вдова и малолетние дети должны были получать полную пенсию умершего, поскольку не достигших совершеннолетия детей было трое.

Основную заботу о своих родных берет на себя Раиса Адамовна. С 3 февраля 1897 года она числится в формулярном списке городской управы среди учителей начальных и городских училищ. Жалование у учительницы не слишком большое, но у нее есть право и возможность давать частные уроки.

Именно такие частные уроки определили ее дальнейшую судьбу, но об этом я расскажу в следующей статье:

Картинка из следующей статьи про автора песенки "В лесу родилась елочка"
Картинка из следующей статьи про автора песенки "В лесу родилась елочка"

В ней я также постараюсь познакомить читателей с князьями Кудашевыми, поделиться сведениями о жизни княгини Раисы после 1917 года, рассказать о том, как желание добиться справедливости обернулось для нее тюремным сроком, об отстаивании ею авторских прав в различных судах и о легендах, которые начали складываться вокруг ее имени еще при жизни.

Надеюсь, что ожидание не будет слишком долгим,

Ваш Физик и Лирик

P. S. Прошу прощения у читателей, с тюремным сроком получилась небольшая накладка, предварительно плохо проверил материал. Там другой Юрий Милославский, другая княгиня Кудашева, но об этом тоже - в следующей статье.